Дело № 5-835/2021
УИД 53RS0016-01-2021-002129-58
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
гор. Холм 28 октября 2021 года
Судья Старорусского районного суда Новгородской области Григорьева О.М., без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев в помещении Старорусского районного суда Новгородской области дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - заведующей МАДОУ «<данные изъяты>» - Александровой Т.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
установил:
01 октября 2021 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Старорусском районе ФИО3 в отношении должностного лица – заведующей МАДОУ «<данные изъяты>» Александровой Т.Н. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанный протокол об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Староруссий районный суд Новгородской области (поступили 11 октября 2021 года).
В судебное заседание Александрова Т.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с болезнью, об отложении дела не просила.
С учетом положений ст.ст. 25.1, 25.15 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
В связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, указом Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года N 97 «О введении режима повышенной готовности» на территории Новгородской области с 7 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно понятиям, содержащимся в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статей 11, 17 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года N 16 утверждены и введены в действие с 03 июля 2020 года санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).
Пунктом 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, что в Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие: ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей, генеральную уборку не реже одного раза в неделю; регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха.
При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средств, в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Согласно п. 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройств содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)». При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Обработка игрушек игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
Согласно п.1.12 МР 3.1/2.4.0178/1-20 необходимо обеспечить дезинфекцию воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха.
Согласно п. 6.2 МР 2.4.0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно - эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Дезинфекцию воздушной среды приборами по обеззараживанию воздуха рекомендуется проводить в следующих помещениях: классах -| кабинетах, игровых, мастерских, помещениях дополнительного образования, спортивных и музыкальных залах, помещениях для дневного сна (при его организации).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, нарушившие действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнившие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
При рассмотрении дела судьей установлено, что при проведении плановой выездной проверки в соответствии с решением руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер в ЕРКНМ №, Муниципальное автономное дошкольное учреждение «<данные изъяты>» <адрес>, по адресам фактического осуществления деятельности: <адрес>, непосредственно на объектах 20 сентября 2021 года с 10.30 час. до 14.00 час., заведующей Александровой Т.Н. (приказ о назначении №-рл от 03.02.2015г.), допущены нарушения санитарного законодательства ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст. 28 часть 1, ст. 29, 39, СП 2.4.3648-20 санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно:
- не проводится дезинфекция посуды. Инструкции по мытью посуды оформлены не в соответствии с требованиями п.3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», п.2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19», п.5.3-5.9 МР 2.3.6.0233-21 «Методические рекомендации к организации общественного питания населения», оформлены со ссылкой на пункты, утратившего силу с 01.01.21г. СанПиН 2.4.1.3049-13, без указания режима дезинфекции посуды;
- не проводится обеззараживание воздуха в спальнях и раздевалках групповых ячеек, общих коридорах и административных кабинетах здания по адресу: <адрес> - нарушение 3.1.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19»;
- генеральную уборку помещений детских садов проводят 1 раз в месяц. Некачественно проводится уборка музыкального зала, спальни старшей группы (грязь за батареями) в здании по <адрес>. Не проводится дезинфекция игрушек. Не оформлены в полном объеме инструкции по режимным моментам - нарушение п.2.3, 2.5, 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19, п.2.11.2-2.11.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- в старшей группе (<адрес>) для уборки всех помещений групповой ячейки используют один уборочный инвентарь (ведро и ветошь), при наличии отдельного уборочного инвентаря для туалета - нарушение п.2.11.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- проверка технического состояния вентиляции проведена специализированной организаций 03 августа 2021 года. Вывод: вентиляционные каналы не соответствуют нормативным требованиям и непригодны к эксплуатации - нарушение п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Доказательствами, подтверждающими изложенные обстоятельства и факт выявленного нарушения, являются: протокол № об административном правонарушении от 01 октября 2021 года; протокол осмотра № от 20 сентября 2021 года, акт выездной плановой проверки от 30 сентября 2021 года № и другие документы, отвечающие требованиям ст. ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой, а потому их достоверность и допустимость у судьи сомнений не вызывает. Совокупность указанных доказательств является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с распоряжением Администрации Холмского муниципального района №-рл от 03 февраля 2015 года Александрова Т.Н. назначена на должность заведующей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» <адрес>.
Доказательств того, что при исполнении своих должностных обязанностей Александрова Т.Н. приняла все зависящие от нее меры по соблюдению и обеспечению выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в ее действиях (бездействии) вины.
Оценив все доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья полагает, что виновность Александровой Т.Н. в совершении административного правонарушения установлена и доказана, ее действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также оснований для освобождения Александровой Т.Н. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения, не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
В силу ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются совершение административного правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей
Как следует из части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов (Определение Конституционного Суда РФ от 15.09.2015 N 1828-О).
Согласно ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом обстоятельств правонарушения, данных о личности Александровой Т.Н. и обстоятельств, связанных с ее имущественным положением, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица судья считает возможным назначить Александровой Т.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, т.е. ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, полагая, что в рассматриваемом случае такое наказание будет соответствовать принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Оснований для изменения назначенного Александровой Т.Н. наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ на предупреждение не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Александрову Т.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Предложить Александровой Т.Н. уплатить административный штраф добровольно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу и представить документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа, в Старорусский районный суд Новгородской области (г.Холм, ул.Комсомольская, д.15).
Разъяснить, что в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья О.М.Григорьева