Дело №2а-3966/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.05.2017 г.Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе
судьи Е.В. Лазаревой
при секретаре А.А. Куценко
с участием представителей:
административного ответчика Е.В. Веретенникова, действующего на
основании доверенности от 28.02.2017
А.К. Ермакова, действующего на основании
доверенности от 10.05.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Картвелишвили М.К. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании незаконным отказа в рассмотрении по существу обращения от 15.03.2017 о приеме в гражданство Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Картвелишвили М.К. (далее – административный истец, заявитель, мигрант) обратился в суд с требованиями к Министерству внутренних дел по Республике Карелия (далее – административный ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в рассмотрении по существу обращения от 15.03.2017 о приеме в гражданство Российской Федерации (далее – заявление от 15.03.2017), оформленного письмом от 14.04.2017 (далее – оспариваемое решение, решение от 14.04.2017), понуждении к рассмотрению по существу заявление от 15.03.2017.
Административный истец, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Ходатайство его представителя об отложении рассмотрения дела было оставлено без удовлетворения.
Представители Министерства полагали требования не подлежащими удовлетворению по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях.
Заслушав участников процесса, обозрев материалы дел №№ 2-1872/2013, 2-2880/2013, 2-3844/2013, 2-1602/2014, 2-4367/2014, 5-1861/2014, суд приходит следующим выводам.
Картвелишвили М.К., не являясь гражданином Российской Федерации, направил в Министерство посредством почтовой связи произвольно оформленное заявление от 15.04.2017, в котором, излагая обстоятельства документирования его паспортом гражданина Российской Федерации и признания указанного документа выданным в нарушение установленного порядка и недействительным, утверждая, что им было утрачено гражданство Грузии, просил:
– урегулировать его правовой статус в порядке, предусмотренном ст. 41.1 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ) и принять заявление о приеме в гражданство Российской Федерации;
– направить в компетентные органы Грузии запрос в целях подтверждения факта утраты гражданства данного государства.
К названному обращению мигрантом были приложены: копия ответа компетентного органа Грузии и копия ответа секции интересов Грузии посольства Швейцарии в России. Иные документы приложены не были.
Заявление от 15.04.2017 поступило и было зарегистрировано в Министерстве 17.04.2017, после чего 31.03.2017 административным ответчиком консулу Секции интересов Грузии посольства Швейцарии был направлен запрос о предоставлении подтверждения (и соответствующих документов) факта утраты заявителем гражданства Грузии (далее – запрос от 31.03.2017).
В дополнение к запросу от 31.03.2017 Министерством 14.04.2017 был направлен повторный запрос.
В этот же день административному истцу было направлено решение, которым сообщалось о рассмотрении обращения от 15.03.2017, о наличии оснований полагать наличие у заявителя гражданства иного государства и оснований полагать, что он не относится к числу лиц, перечисленных в ст. 41.1 Закона № 62-ФЗ, а также о направлении запроса консулу Секции интересов Грузии посольства Швейцарии.
Административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением 17.05.2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствие с п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу взаимосвязанных положений пп. «а, д» ч. 1, ч. 2 ст. 41.1 Закона № 62-ФЗ (входящей в главу VIII.1 указанного закона) дееспособные лица, состоявшие на 05.09.1991 в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 01.11.2002, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 01.07.2002, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Согласно чч. 1 и 6 ст. 41.4 Закона № 62-ФЗ заявление о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы с приложением документов в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания, притом что форма заявления о признании гражданином Российской Федерации и перечень прилагаемых к нему документов определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 утверждено Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее – Положение № 1325), пунктами 2, 10, 22.4 которого утверждены формы бланков заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, а также перечень прилагаемых документов, в том числе: документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении заявителя; один из перечисленных в абз. 3 п. 10 настоящего Положения документов или иной документ, которые подтверждают прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 01.11.2002 для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением (при отсутствии этих документов в заявлении указываются сведения, предусмотренные абз. 3 п. 10 настоящего Положения; один из перечисленных в абз. 5 пп. «б» п. 14 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом; один из перечисленных в абз. 5 п. 10 настоящего Положения документов, подтверждающих обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, а также квитанция о заказном почтовом отправлении (при направлении обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение), за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
Частью 2 статьи 41.5, пунктами «а, д, е» статьи 41.6, частью 1 статьи 41.7 Закона № 62-ФЗ установлено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в течение двух месяцев рассматривает заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, устанавливают факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 01.11.2002 и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, принимают мотивированное решение об отнесении либо о неотнесении заявителей к категории лиц, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 41.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение в письменном виде в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи такого заявления и всех надлежащим образом оформленных документов.
Из совокупности указанных нормативных предписаний следует, что в целях реализации права на принятие в гражданство Российской Федерации, заявитель должен был не только соответствовать требованиям, указанным в ч. 1 ст. 41.1 Закона № 62-ФЗ (прибыть на территорию Российской Федерации до 01.11.2002 и проживать на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации), но и формализовано выразить свое волеизъявление на прием в гражданство Российской Федерации, для чего он должен:
– лично обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции с заявлением по форме, установленном приложением № 1 Положения № 1325;
– приложить документы по перечню, установленному п. 22.4 Положения № 1325;
– пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию.
Лишь в случае подачи заявления по форме, указанной в приложении № 1 Положения № 1325, всех перечисленных в п. 22.4 Положения № 1325 документов и при прохождении дактилоскопической регистрации, в отношении заявителя могла осуществляться процедура рассмотрения заявления и принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации (при подтверждении соответствия требования, предусмотренным ст. 41.1 Закона № 62-ФЗ и отсутствии оснований, установленных ст. 16 названного закона).
Невыполнение мигрантом указанных требований, не позволяло расценивать заявление от 15.03.2017 в качестве заявления о принятии в гражданство Российской Федерации и принятию по его существу решения, в связи с чем административный ответчик обоснованно, имея ввиду положения чч. 1-3 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), расценил его в качестве иного обращения, не подлежащего разрешению в порядке, предусмотренном Законом № 62-ФЗ.
При этом Министерство, обеспечив объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявления от 15.03.2017, запросив необходимые для его рассмотрения документы и материалы в представительстве иностранного государства (о чем испрашивалось в заявлении административного истца), после чего, не установив оснований для принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов, в течение 30 дней со дня регистрации обращения дало письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов, (ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).
По смыслу взаимосвязанных положений п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закона № 59-ФЗ Министерство было не обязано запрашивать какие-либо сведения у представительств иностранных государств, поскольку правовой статус последних регулируется международными договорами, а не указанным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения, принятого компетентным лицом при наличии правовых и фактических оснований, в надлежащей форме и с соблюдением порядка рассмотрения заявления от 15.03.2017 (имея ввиду то обстоятельство, что именно административный истец в произвольной форме и посредством направления почтовой связи обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации), в связи с чем по делу не установлено совокупности предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
При этом учитывается, что требование мигранта о рассмотрении заявления от 15.03.2017 в качестве заявления о принятии в гражданство Российской Федерации является, по существу, требованием о рассмотрении вопроса о принятии в гражданство Российской Федерации в обход установленного законом порядка.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом следует отнести на истца в полном объеме.
Настоящее решение не требует опубликования в средствах массовой информации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2017.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 05.07.2017.