В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
№ 33-7560/2019
строка № 200г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.П.,
судей Козиевой Л.А., Жуковой Н.А.,
при секретаре Федорове В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиевой Л.А.
гражданское дело № 2-2691/2019 по иску ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ФИО9 о взыскании морального вреда
по апелляционной жалобе ФИО7, ФИО6
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 августа 2019 года
(судья районного суда Гринберг И.В.)
установила:
ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к ФИО15 и с учетом уточнений исковых требований и отказа от части исковых требований, принятых судом, просили взыскать с ответчика денежные средства в счет компенсации морального вреда в пользу: ФИО8 в размере 50 000 рублей; ФИО6 - 50 000 рублей; ФИО7, - 50 000 рублей; ФИО1 - 20 000 рублей; ФИО2 - 20 000 рублей; ФИО3 - 20 000 рублей; ФИО4 - 20 000 рублей; ФИО5, - 20 000 рублей (т.1 л.д. 225-226, т. 2 л.д.1-4).
В обоснование заявленных требований истцы указывали, что 23.05.2018 года по инициативе нескольких участников, в том числе ФИО9, было проведено внеочередное общее собрание членов ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта», оформленное протоколом № от 23.05.2018 года. Среди вопросов повестки дня были приняты решения: по внесению изменений в Устав Организации; прекращению полномочий Президента Организации; избрание Президента Организации; отмена ряда предыдущих решений организации без объяснения причин и иные вопросы. В рамках исполнения полномочий ФИО9, как вновь назначенным президентом организации, совершались умышленные действия, направленные на ухудшение состояния дел в организации, в том числе не подавалась отчетность, что привело впоследствии к лишению аккредитации организации, игнорировались обращения других членов организации, деятельность организации фактически была прекращена. Также ФИО9 совершались действия, направленные на сохранение подконтрольности ФИО9 юридического лица и исключения большинства участников организации из числа лиц, обладающих корпоративными права в организации по принятию решений, в том числе путем игнорирования других участников в организации, и решений, принятых в организации 11.05.2018 года и попыток признания недействительным их членства. Указанные действия ФИО9 истцы считают незаконными и недобросовестными, нарушающими их права и законные интересы, как членов организации, поскольку последние фактически были лишены возможности участвовать в общественной деятельности посредством участия в организации, осуществлять управление ее делами - участвуя и голосуя, как члены организации, были лишены возможности получать информацию о ее деятельности. На основании изложенного, считали, что им был причинен моральный вред.
Ответчик иск не признавал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (т.1 л.д.87-88, 169).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 23.08.2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 5, 6-14).
В апелляционной жалобе ФИО7 и ФИО6 просят вышеуказанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное (т. 2 л.д. 25-30).
В письменных возражениях представитель ответчика – ФИО9 по доверенности ФИО16 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения (т. 2 л.д. 62-65).
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав ФИО6, представителя ФИО8-ФИО17 по доверенности № от 01.02.2019 года, которая также действует в интересах ФИО6 по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания, поддержавших доводы апелляционной жалобы, ФИО9 и его представителя ФИО16 по доверенности № от 17.05.2019 года, возражавших против доводов апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.05.2018 года было проведено внеочередное общее собрание членов ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта», оформленное протоколом №. Среди вопросов повестки дня были приняты решения, в том числе по внесению изменений в Устав Организации; прекращению полномочий Президента Организации; избрание Президента Организации; отмена ряда предыдущих решений организации без объяснения причин и иные вопросы. Данные решения были зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц, с внесением записей, включая о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, - президента организации, с внесением сведений об избранном на собрании 23.05.2018 года президентом организации ФИО9; об изменении адреса (места нахождения) организации с внесением сведений об адресе.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 13.03.2019 года по гражданскому делу по иску ФИО8, ФИО18 к ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта», ФИО19 были признаны недействительными решения внеочередных общих собраний членов ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта», оформленных протоколами № от 23.05.2018 года и № от 16.01.2019 года (т.1 л.д.30-34).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 05 марта 2019 года решение Советского районного суда г. Воронежа от 13.03.2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФИО19 - ФИО16 без удовлетворения (т.1 д.35-41), решение суда вступило в законную силу.
Обращаясь с иском в суд о компенсации морального вреда истцы указывали, что за период исполнения ФИО9 полномочий президента ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта» организация была лишена аккредитации, разрушены ее связи сотрудничества, фактическая деятельность в рамках организации в итоге прекращена, тем самым действиями ответчика, по мнению истцов, были нарушены их личные неимущественные права в отношении права участвовать в общественной организации, избираться в ее руководящие органы, в связи с чем, им причинен моральный вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Разрешая спор, руководствуясь положениями вышеуказанных норм, суд первой инстанции, не нашел законных оснований для возложения на ФИО9 гражданско-правовой ответственности о компенсации морального вреда, а приведенные истцами доводы сами по себе не свидетельствует о нарушении их прав и наличии оснований для компенсации, при том доказательств, безусловно подтверждающих причинение нравственных страданий в результате действий (бездействий) ФИО9 в связи с осуществлением им своей деятельности, как президентом ВРОО «Федерация тяжелой атлетики и гиревого спорта», по делу не представлено.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами в оспариваемой части, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных в дело доказательств.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как указывалось выше, при рассмотрении дела со стороны истцов не было представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о причинении им ответчиком ФИО9 нравственных страданий, дающих основания для взыскания компенсации морального вреда, не приведено таких обстоятельств и в апелляционной жалобе.
Апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют основания заявленных исковых требований в части компенсации морального вреда, являлись предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу требований статьи 330 ГПК Российской Федерации не может являться основанием для отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7, ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: