Дело №2-287/2020
УИД: 61RS0048-01-2020-000343-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Богомаз О.С.,
с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Подолякиной Н.Е.,
представителя ответчика МБОУ Быстрянская СОШ Чмелевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Быстрянской средней общеобразовательной школе, Администрации Орловского района Ростовской области об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с указанным выше иском, обоснованным его следующим.
Прокуратурой района в соответствии с указанием прокурора области от 21.08.2018 года №109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБДОУ) Быстрянская СОШ.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим ФЗ, а также другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Закона №273-ФЗ).
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к
аптитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - ПП РФ от 02.08.2019 № 1006), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищен пост объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органон исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Также, ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждались требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», 18.11.2019 утратившие силу, которые устанавливали аналогичные требования в отношении объектов 1 и 2 категорий опасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что на протяжении длительного времени (в том числе период ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235) и до настоящего времени МБОУ Быстрянская СОШ в нарушение п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3, п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2, п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ, п. 25 ПП РФ от 02.08.2019 № 1006, не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Таким образом, МБОУ Быстрянская СОШ реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму. Учреждением не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта.
Невыполнение МБОУ Быстрянская СОШ требований вышеуказанного законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья посещающих общеобразовательное учреждение.
Согласно пункту 1.1 Устава МБОУ Быстрянская СОШ является бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБОУ Быстрянская СОШ является муниципальное образование «Орловский район».
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, администрация Орловского района Ростовской области, обязанная в силу закона обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна нести бремя его содержания.
Истец просит суд обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Быстрянская СОШ обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитерриристической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральный органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Администрацию Орловского района Ростовской области за счет средств местного бюджета Орловского района произвести финансирование расходов на обеспечение здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения Быстрянская СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, охранной сотрудниками частной охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральный органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании истец помощник прокурора Орловского района Ростовской области Подолякина Н.Е. иск поддерживала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Не возражала против удовлетворения ходатайства представителя ответчика администрации Орловского района Ростовской области об отсрочке исполнения решения суда, однако просила суд отсрочить исполнение решения суда не до 01.09.2021 года, а до 01.01.2021 года.
Представитель ответчика директор МБОУ Быстрянская СОШ Чмелева О.Н. исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Орловского района Ростовской области по доверенности Чекалова Л.И., в судебное заседание не явилась, в суд представила отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования признают полностью, не возражала против его удовлетворения, ходатайствует об отсрочке исполнения решения суда до 01.09.2021 года.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч.1).
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч.2). При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3).
Как указано в абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска, представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и других лиц.
Принимая во внимание, что представители ответчиков иск признали в полном объеме, а суд признание иска принял, согласно с ч.3 ст.173 ГПК РФ суд, не рассматривая, спора по существу, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая их признание ответчиком, а также на основании требований закона.
Представитель ответчика Администрации Орловского района Ростовской области Чекалова Л.И. ввиду отсутствия средств, просила предоставить отсрочку для исполнения решения суда до 01.09.2021 года. Вместе с тем, учитывая, что необеспечением охраны здания МБОУ Быстрянская СОШ нарушаются интересы несовершеннолетних, суд полагает, что срок, в течение которого подлежат исполнению требования прокурора Орловского района, следует установить до 01.01.2021 года.
Руководствуясь ст.ст.39,173,194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Орловского района Ростовской области – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Быстрянскую среднюю общеобразовательную школу обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитерриристической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральный органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Администрацию Орловского района Ростовской области в срок до 01.01.2021 года за счет средств местного бюджета Орловского района произвести финансирование расходов на обеспечение здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения Быстрянской средней общеобразовательной школе, расположенного по адресу: <адрес>, охранной сотрудниками частной охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральный органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.