Дело № 2-928/2018(№2-2853/2018)
24RS0013-01-2017-004241-71
24RS0013-01-2018-001836-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Гусенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СНТ «Родничок» к администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Солонцовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края о признании права собственности на бесхозяйное имущество,
объединенному в одно производство с гражданским делом по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании совершения действий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые объекты,
У С Т А Н О В И Л:
СНТ «Родничок» обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать право собственности на бесхозяйное имущество - гидротехнические сооружения с кадастровым номером № площадью 24 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 15 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> мотивируя тем, что по данным Управления Росреестра по Красноярскому краю указанные объекты с 20.03.2015 года зарегистрированы как бесхозяйные. Указанные объекты расположены в районе СНТ «Родничок» и предназначены для поддержания уровня воды для водохозйственной деятельности садоводческого товарищества. В отсутствие собственника сооружения могут быть разрушены, что попвлечет возникновение чрезвычайной ситуации. Признание права собственности на объекты недвижимости необходимо для осуществления их обслуживания и использования в хозяйственных целях в СНТ «Родничок».
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Емельяновского района, в котором просило признать незаконным бездействие ответчика по предотвращению чрезвычайной ситуации, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; обязать ответчика в срок до 01.12.2018 совершить действия, направленные на предотвращение чрезвычайной ситуации, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе в установленном порядке оформить право муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи - сооружения гидротехнические с кадастровым (или условным) номером № площадью 24м., и с кадастровым (или условным) номером: №, площадью 15м., расположенные по адресу: <адрес> мотивируя тем, что согласно выписок из ЕГРН указанные объекты приняты на учет в качестве бесхозяйных. Собственник гидротехнических сооружений не установлен, на балансе ни у одной организации не состоит. Согласно расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии спорных гидротехнических сооружений, максимальный ущерб определяется в размере <данные изъяты>. Отсутствие зарегистрированного права собственности на сооружения влечет невозможность исполнения обязанности по обеспечению безопасности данных объектов, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, а также обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных с ситуаций. Отсутствие мер по обеспечению безопасности ГТС, контроля за его техническим состоянием будет способствовать возникновению аварийных ситуаций, подтоплению земельных участков граждан, что вызовет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель заявителя СНТ «Родничок» Курделяс Ю.Е. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, дополнительно пояснил, что в настоящее время не сохранены документы о возведении спорных гидротехнических сооружений, но сохранены документы, указывающие на то, что с 1980-х годов товарищество за счет средств садоводов постоянно несет расходы, связанные с отсыпкой дамб, обустройством сооружений. Соответствующие решения принимались правлением СНТ.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Максимова Л.А. (по доверенности) исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края поддержала, вместе с тем пояснила, что не возражает против удовлетворения требований СНТ «Родничок» о признании за ним права собственности на спорные гидротехнические сооружения. По существу иска пояснила, что отсутствие собственника у спорных объектов влечет отсутствие мер по обеспечению их безопасности и контроля за техническим состоянием.
Представитель ответчика администрации Емельяновского района Петров Ю.А. (по доверенности) заявленные требования СНТ «Родничок» признал, требования иска Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не признал, пояснил, что спорные объекты никогда не числились на балансе муниципального образования, никаких расходов по их возведению и содержанию администрация Емельяновского района не несла; постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных была обусловлена целью установления собственника. Поскольку СНТ «Родничок» представлены доказательства того, что именно товарищество пользуется данными гидротехническими сооружениями, принимает меры к их сохранности, то целесообразно признать право собственности на спорное недвижимое имущество за СНТ «Родничок».
Представитель ответчика по иску СНТ «Родничок» – администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, согласно отзыва на иск, не возражает против удовлетворения заявленных требований СНТ «Родничок», указав, что спорный объект недвижимого имущества на балансе администрации Солонцовского сельсовета не числится, денежные средства в его строительство и содержание не вкладывались.
Представители третьих лиц – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явились, предоставили отзывы на исковое заявление СНТ «Родничок», в соответствии с которым спорные объекты недвижимого имущества – гидротехнические сооружения в реестре федерального имущества и в реестре государственной собственности Красноярского края не учитываются; просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Красноярскому краю, представитель третьего лица – СНТ «Нанжуль» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества. В силу п. 11 названного Порядка, после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 15 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 года № 701, действовавшего на 20.03.2015 года (дата принятия спорных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, в районе СНТ «Родничок» и СНТ «Нанжуль» имеются гидротехнические сооружения с кадастровым (или условным) номером №; площадью 24м., и с кадастровым (или условным) номером: №, площадью 15 м.
В состав комплекса гидротехнических сооружений входят: 1. Гидротехнические сооружения верхнего водохранилища: плотина длиной - 100м, средняя ширина гребня плотины - 4,9м, средняя высота плотины - 4,5м; трубчатый водосброс, представленный двумя трубами диаметром 0,7м. 2. Гидротехнические сооружения нижнего водохранилища: плотина, диной 240м, средняя ширина гребня плотины - 3,7м, средняя высота плотины – 3 м.; трубчатый выброс.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 20.03.2015 года указанные гидротехнические сооружения с кадастровым (или условным) номером № и с кадастровым (или условным) номером № на основании заявления администрации Емельяновского района Красноярского края были приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Сведений о регистрации права собственности, иных вещных прав, ограничений (обременениях) прав на указанные объекты недвижимого имущества в ЕГРН не зарегистрировано, что следует из уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю.
По сведениям, представленным Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и Агентством по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, вышеуказанные объекты недвижимого имущества – гидротехнические сооружения - в реестре федерального имущества и в реестре государственной собственности Красноярского края не учитываются.
По сведениям администрации Емельяновского района и администрации Солонцовского сельсовета данные объекты в реестрах муниципальной собственности указанных образований не числятся.
Разрешая спорную ситуацию, суд учитывает, что приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст.ст. 218, 225 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства исследованы представленные СНТ «Родничок» письменные доказательства - протоколы заседания правлений и общих собраний товарищества, платежные документы (расходные кассовые ордера) и акты, которые указывают на то, что с 1987 года СНТ «Родничок» ежегодно принимает меры к сохранению гидротехнических сооружений, производит отсыпку и укрепление платин гидротехнических сооружений. Указанные доказательства суд находит допустимыми и отвечающими принципу относимости.
Оценивая указанные доказательства, в отсутствие данных о том, что спорные гидротехнические сооружения находятся в чьем-либо пользовании, помимо СНТ «Родничок»; в отсутствие сведений о том, что помимо СНТ «Родничок» кто-либо несет бремя содержания и ухода за данными объектами, суд приходит к выводу о том, что СНТ «Родничок» постоянно, открыто и непрерывно владеет и пользуется данным имуществом, несет бремя его содержания и ухода с 1987 года, то есть, на протяжении более 30 лет.
Анализируя установленные обстоятельства, с учетом мнения и пояснений участников процесса, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований СНТ «Родничок» и признании за ним права собственности на объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения и об отказе в удовлетворении требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании оформления права муниципальной собственности на вышеуказанные спорные объекты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования СНТ «Родничок» к администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Солонцовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края о признании права собственности на бесхозяйное имущество удовлетворить.
Признать за СНТ «Родничок» право собственности на объекты недвижимого имущества - гидротехническое сооружение с кадастровым номером № площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> и гидротехническое сооружение с кадастровым номером № площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании совершения действий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - гидротехническое сооружение с кадастровым номером № площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> и гидротехническое сооружение с кадастровым номером № площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко