10RS0011-01-2021-011242-55
№ 2а-4839/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ядзевичюса Стасиса Саулюса к Военному комиссариату Республики Карелия, Призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным,
установил:
Ядзевичюс С.С. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения от 08.06.2021 о призыве на военную службу. Административный иск мотивирован тем, что административный ответчик страдает заболеванием, по которому не было проведено полное медицинское обследование, в связи с чем его категория годности «Б-3» была определена не верно, а состоявшееся решение о ее определении и дальнейшем призыве на военную службу является незаконным. Истец просит признать решение о призыве на военную службу от 08.06.2021 года незаконным. Кроме того, административным истцом заявлено требование о привлечении к административной ответственности лиц допустивших правонарушение.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссариат Республики Карелия.
Определением суда от 30.06.2021 производство по делу в части требований о привлечении к административной ответственности должностных лиц прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
В судебном заседании истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Военный комиссариат Республики Карелия Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Соответчик в суд представителя не направили, о рассмотрении дела извещен.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 14 Положения №565 до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,...» в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Ядзевичюс С.С. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводска с 28.04.2021, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
08.06.2021 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по результатам медицинского освидетельствования Ядзевичюса С.С. врачами-специалистами, ему установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании ст.47-б Расписания болезней (<данные изъяты>).
Результаты проведенного медицинского освидетельствования отражены в разделе 2 учетной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформленных врачами, которые проводили медицинское освидетельствование Ядзевичюса С.С.
В рамках медицинского освидетельствования Ядзевичюс С.С. осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата: общий анализ мочи - 11.05.2021 г.; общий анализ крови - 11.05.2021 г.; флюорография - 11.05.2021 г.; ЭКГ - 11.05.2021 г.; ВИЧ - 12.05.2021 г.; гепатит «С», «В» - 13.05.2021 г., установлен индекс массы тела – 20,3; рост, вес.
При проведении медицинского освидетельствования, Ядзевичюс С.С. прошел хирурга, терапевта, психиатра, оториноларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста.
По направлению военного комиссариата от 19.05.2021 г. №28-485/185 Ядзевичюс С.С. находился на стационарном обследовании в кардиологическом отделении ГБУЗ «БСМП» с 31.05.2021 по 04.06.2021 г., диагноз: «<данные изъяты>».
Вместе с тем оснований для принятия в отношении истца решения об определении ему категории годности по п. «в» ст. 43 Расписания болезней не имелось, поскольку к пункту "в" относится гипертоническая болезнь
I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.), при этом наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Данных о наличии в отношении истца результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления не представлено.
Таим образом, каких-либо заболеваний у Ядзевичюса С.С. в ходе проведенного медицинского освидетельствования, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, не выявлено.
Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было.
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 08.06.2021 Ядзевичюсу С.С. установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями), принято решение о призыве на военную службу с предназначением в сухопутные войска.
Доводы административного истца о наличии у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не нашли своего подтверждения в суде.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы, назначаемой в случае несогласия гражданина с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, определен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
С заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы Ядзевичюс С.С. не обращался.
Анализируя изложенные выше положения закона и сведения, содержащиеся в представленных административным истцом медицинских документах, суд приходит к выводу, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Само по себе оспариваемое решение о призыве вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 N 156-р, прав административного истца не нарушает.
Согласно статье 227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 14.07.2021 года