ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Минеева С.И.
поступило 29 марта 2019 г. дело №33-1689
АПЕЛЛЯЦИОНН О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2019 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Кушнаревой И.К.,
при секретаре Петровой Е.М.,
с участием прокурора Осиповой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах М., К., В. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о понуждении организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью от места их проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно,
по апелляционным жалобам представителей ответчиков Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 29 января 2019 года,
которым постановлено:
- Исковое заявление прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» удовлетворить.
Обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных: М., проживающую по адресу: <...>; К., проживающую по адресу: <...>; В., проживающего по адресу: <...> от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по организации и обеспечении доставки М., проживающей по адресу: <...>, К., проживающей по адресу: с<...>, В., проживающего по адресу: с<...> от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа.
Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с указанными требованиями, прокурор Заиграевского района Республики Бурятия указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Заиграевского района проживают 3 пациента, страдающие хронической почечной недостаточностью и обратившиеся в прокуратуру района за оказанием правовой помощи: М.,К., В. Данные пациенты являются инвалидами и испытывают трудности при самостоятельном возвращении домой. В случае возникновения осложнений у них нет возможности получить неотложную медицинскую помощь. Прямое транспортное сообщение между местом проведения гемодиализа в г. Улан-Удэ и населенными пунктами Заиграевского района, в которых проживают пациенты, отсутствует.
В суде первой инстанции старший помощник прокурора Вершинина И.М. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» Буркова Л.П. с иском не согласилась, так как у больницы нет технической и материальной возможности осуществления транспортировки больных до места проведения процедуры гемодиализа.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ Борходоева Т.Н. возражала против удовлетворения иска, поскольку Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы не предусматривает обязанности осуществлять их транспортировку. Считает, что возложение обязанности по транспортировке больных, находящихся на постоянном диализном лечении, должна быть возложена на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились представители ответчиков.
В своей апелляционной жалобе представитель ответчика ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» Буркова Л.П. просила его отменить, так как обязанность по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, должна быть возложена на орган государственной власти субъекта РФ, а не на конкретное лечебное учреждение, полномочия которого ограничены лечением больных.
В своей апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия Борходоева Т.Н. указала, что законом не предусмотрена обязанность транспортировки граждан в медицинские организации. Транспортировка граждан не относится к видам медицинской помощи и является мерой социальной поддержки либо социальной услугой. Данные обстоятельства являются основанием для отмены обжалуемого решения.
В возражении на жалобы старший помощник прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Вершинина И.М.просила оставить их без удовлетворения, так как проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги.
В суде апелляционной инстанции представитель ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» Буркова Л.П. доводы жалобы поддержала.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия просила о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Прокурор Осипова А.М. полагала, что решение вынесено законно и обоснованно, отмене не подлежит.
Истцы М., К., В. в суд не явились, извещались надлежащим образом.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. №1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации», диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
В соответствии с п. п. 1, 6Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Как следует из материалов дела, М. является инвалидом <...> По медицинским показаниям она нуждается в проведении процедуры программного диализа, в связи с чем вынуждена ездить трижды в неделю из <...> в Центр амбулаторного диализа «...», расположенный по адресу: <...>
К. также является <...> нуждается в проведении процедуры программного диализа. Для получения специализированной медицинской помощи она трижды в неделю ездит из <...> в ГАУЗ «...», расположенное по адресу: <...>
В. – <...> для проведения процедуры программного диализа вынужден три раза в неделю ездить из <...> в медицинский нефрологический центр «...», расположенный по адресу: <...>
Согласно пояснениям М. К., супруги истца В.., проезд до диализных клиник осуществляется ими общественным транспортом, с пересадками, что негативно отражается на состоянии их здоровья.
Согласно сведениям, поступившим из диализных клиник ООО «...», Центра амбулаторного диализа «...», ГАУЗ «...» проезд до диализных клиник пациентами осуществляется общественным либо личным транспортом, что может привести к инвалидности и даже смерти пациента по пути следования в клинику и обратно, что связано с особенностями заболевания и возможными осложнениями после проведения процедуры заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа.
К основным осложнениям после проведения процедуры относится артериальная гипотензия, гипертензия, тонические судороги конечностей, при которых пациент испытывает трудности при самостоятельном возвращении домой, нарушение ритма сердца, что может привести к остановке сердца и смерти больного.
Общественный транспорт привязан к маршруту следования и в случае возникновения осложнений у пациента отсутствует возможность получить неотложную медицинскую помощь либо процедура гемодиализа будет отсрочена, что может привести к функциональным или даже органическим изменениям жизненно важных органов.
В силу ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно ч.ч.1, 2, 8 ст.34 указанного закона специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.10 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
В силу ч.1 ст.16 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации среди прочих видов медицинских услуг специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч.1 ст.81 данного закона, в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 г. №631 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Согласно разделам 2, 5 Программы бесплатно также предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, источниками финансового обеспечения являются средства федерального, республиканского бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
За счет республиканского бюджета может осуществляться транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, участвующим на территории Республики Бурятия в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством), в том числе специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Судебная коллегия с учетом всех обстоятельства по делу находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, исходя из специфики заболевания и особенностей проведения процедуры гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, доступность которой гарантирована законом.
Поскольку на территории Республики Бурятия порядок доставки (транспортировки) граждан, страдающих почечной недостаточностью, к месту проведения программного гемодиализа не разрешен и доказательств, свидетельствующих о предпринятых исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации достаточных и полных мер для разрешения вопроса финансирования транспортировки указанных лиц, не представлено, судебная коллегия находит решение суда, которым иск прокурора был удовлетворен, законным и обоснованным.
Поскольку расходы на доставку пациентов к месту проведения гемодиализа и обратно к месту жительства являются необходимыми для получения лечения применением процедуры гемодиализа, жизненно необходимой в постоянном режиме по графику, определенному лечебным учреждением, учитывая приведенные выше правовые нормы, суд первой инстанции правомерно указал на обязанность субъекта Российской Федерации в лице исполнительного органа финансировать такие расходы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, так как обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации - Республику Бурятия в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» является лечебно- профилактическим учреждением здравоохранения, входит в систему лечебно-профилактических учреждений Республики Бурятия и находится в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
Предметом его деятельности является оказание специализированной медицинской помощи на территории Заиграевского района.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем влиять на существо постановленного решения не могут.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно определил характер правоотношений между сторонами, применил закон, подлежащий применению, верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного спора судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: И.Ч. Гончикова
И.К. Кушнарева