Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1070/2018 (2-6977/2017;) ~ М-6935/2017 от 13.12.2017

Дело № 2-1070/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2018 года г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2018 года.

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Лысенко Н.С.

с участием:

истца Батищевой С. В.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю – Сластеновой С.В. действующей на основании доверенности от дата,

при секретаре Айсановой Л.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Батищевой С. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Батищева С. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости в обоснование заявленных исковых требований, указав, что она обратилась в государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края 11.05.2017 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицо не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Представленные документы были рассмотрены Пенсионным фондом, и дата вынесено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет специального стажа.

Согласно решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, стаж педагогической деятельности составил 24 года 0 месяцев 26 дней.

Поводом для отказа послужило то, что пенсионным законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, определенны учреждения о должности, работа в которых засчитывается в льготный педагогический стаж.

В данных Списках в дошкольных образовательных учреждениях отсутствует наименование учреждения «центр», а также право на включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Поэтому в стаж педагогической деятельности не включены периоды работы с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре «Радуница» и курсы повышения квалификации с отрывом от производства с дата по дата.

Пенсионный фонд отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии и исключил из педагогического стажа период работы с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре «Радуница», поскольку указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка № 781.

При этом сам факт педагогической деятельности в учреждениях для детей Пенсионным фондом не отрицается и сомнению не подлежит.

Согласно статье 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основным условием для назначения досрочной страховой пенсии является педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчиненность, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

Несмотря на то, что название образовательного учреждения, где работала истец в эти периоды, не соответствовало Списку № 781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что следует из Устава учреждения и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и неточных наименований образовательных учреждений в нарушении действующего законодательства не должно ограничивать законные права на пенсионное обеспечение.

Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения центра «Радуница» от 1996 года данное учреждение создано в результате реорганизации детского сада № 39. Деятельность Учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Учреждение осуществляет образовательную деятельность и приобретает права на льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии на образовательную деятельность. Следовательно, реорганизационные изменения носили формальный характер, поскольку это всегда было учреждение для детей, а значит истец имеет полное право на включение указанных периодов в педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Пенсионный фонд не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата, работая в должности воспитателя в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад комбинированного вида № 39 города Ставрополя.

Согласно пункту 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Правилами предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами № 516 и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Правилами № 516, а также Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании», принятого в 1996 году и действовавшего до дата, дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 477, пункта 7 статьи 48 действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Просит суд обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края включить Батищевой С. В. в стаж педагогической деятельности, дающий право на пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:

- с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре "Радуница».

- курсы повышения квалификации с дата по дата.

Также просит суд обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Батищевой С. В., досрочную трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения за пенсией, т.е. с дата.

В судебном заседании истец Батищева С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края, - Сластенова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Батищевой С.В. не признала, возражала против удовлетворения требований, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.

Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства №781 не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).

Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочно трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, не представлено.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края от дата в назначении досрочной страховой пенсии по старости Батищевой С.В. отказано, поскольку в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, который по подсчету работников Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю составил 24 года 00 месяцев 26 дней, не включены некоторые периоды.

Так, работниками Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с другими периодами, не включены периоды работы:

- с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре "Радуница», поскольку указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка № 781;

- нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата.

При этом сам факт её педагогической деятельности в учреждениях для детей Пенсионные фондом не отрицается и сомнению не подлежит.

Иные – не включенные ответчиком периоды работы, истцом не оспариваются.

Однако суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 14) разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.

Согласно ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является именно педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчинённость, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

К материалам дела истцом Батищевой С.В. приложены следующие документы: справка о статусе от дата из МБДОУ детский сад комбинированного вида , справка от дата из МБДОУ «Детский сад « 39», Устав МДОУ центра «Радуница».

Несмотря на то, что название образовательного учреждения, где истица работала в спорный период, не соответствовало Списку № 781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что следует из Устава учреждения и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и не точных наименований образовательных учреждений в нарушение действующего законодательства не должно ограничивать ее законные права на пенсионное обеспечение.

Как следует из разъяснения, данному в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установления такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.

Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретённых прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объёме получить полагающуюся пенсию.

Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Батищевой С.В., осуществляющей педагогическую деятельность в учреждениях для детей в периоды работы: с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре "Радуница».

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Аналогичная норма содержалась и в ранее действующей редакции ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что истец Батищева С.В. в период работы направлялся на курсы повышения квалификации с дата по дата.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимость же профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. При этом условия и порядок профессиональной подготовки могут быть определены в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре.

Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации и при направлении в командировку, определены статьями 167 и 187 ТК РФ. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, так и в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, в соответствующие страховые фонды: пенсионный, социальный и другие, - работодателем делаются установленные законом отчисления из заработной платы работника.

Исходя из смысла ст. 15 Трудового кодекса РФ, суд полагает, что Батищева С.В., обучаясь на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности, продолжала выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату.

Таким образом, периоды нахождения истца Батищевой С.В. на курсах повышения квалификации следует зачесть в её страховой стаж.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.

Периоды работы гражданина после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Дата регистрации Батищевой С.В. - дата.

Таким образом, установлено, что Батищева С.В. в спорные периоды осуществляла педагогическую работу в детских учреждениях с детьми, что является основным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, подлежат включению в стаж работы Батищевой С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре "Радуница» и курсы повышения квалификации с дата по дата.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию.

Истец Батищева С.В. обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости в Государственное учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края дата.

Поскольку при суммировании зачтенного ответчиком стажа и подлежащих включению в стаж в соответствии с настоящим судебным решением спорных периодов, педагогический стаж истца на дата, составлял более 25 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Батищевой С. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей Батищевой С. В. периоды:

- работы с дата по дата, с дата по дата в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре "Радуница».

- нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить досрочную страховую пенсию по старости Батищевой С. В. с даты первоначального обращения за ней, т.е. с дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Н.С. Лысенко

2-1070/2018 (2-6977/2017;) ~ М-6935/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батищева Светлана Викторовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Лысенко Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
13.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2017Передача материалов судье
14.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2018Предварительное судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2018Дело оформлено
08.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее