Дело № 2-60/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос. 4 марта 2015 года.
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ярановой С.В.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием истца Бутикова А.В.,
третьего лица Бутиковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутикова А.В. к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании постановки на учет для получения социальной выплаты права для строительства или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
установил:
Бутиков А.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что <дата> подал заявление в администрацию МР «Корткеросский» о постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. <дата> получил отказ из администрации МР «Корткеросский» о постановке на учет по причине ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, на основании п. п. 4 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ « О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Его семья в составе из <...> человек своего жилья в собственности не имеет, по месту регистрации не проживают, фактически проживают в летней кухне. У родителей имеется свое жилье, в котором нет условий для совместного проживания. Проживание в доме с его родителями не возможно по причине конфликтных отношений его супруги с родителями. Квартира тещи- ФИО4, двухкомнатная, и условий для проживания его семьи не имеется. Позиция администрации МР «Корткеросский» основана на правилах ст. 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей, что гражданин, намеренно ухудшивший жилищные условия, может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Анализ положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ в совокупности с позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приведшие к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В квартире по адресу: <адрес> семьей он зарегистрирован с <дата>, до этого он с сыном ФИО1 был зарегистрирован в квартире своих родителей по адресу: <адрес>. Действия по смене места проживания и постановке на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> обусловлены личными мотивами и характером отношений, сложившихся в его семье, и о намеренном ухудшении жилищных условий по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ в свете ее толкования Конституционным Судом РФ не свидетельствуют. Истец просит признать незаконным решение администрации МР «Корткеросский» от <дата> об отказе признания его семьи, состоящей из <...> человек, имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты и принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий; обязать администрацию МР «Корткеросский» поставить семью в составе из 3 человек на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Пояснил, что комиссия администрация МР «Корткеросский» при рассмотрении его заявления о постановке на учет для улучшения жилищных условий усмотрела намеренное ухудшение жилищных условий, тогда как его семья не имеет своего жилья, по месту регистрации не проживают и не проживали, поскольку нет условий и много домашних животных. После регистрации брака фактически проживает с семьей в летней кухне. В доме родителей проживать его семья не может по причине конфликтных отношений супруги с родителями.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, супруга истца - Бутикова М.И. с иском согласилась. Пояснила, что зарегистрирована по адресу - <адрес>, в квартире своей матери, но после регистрации брака в квартире матери не проживала. Вместе с мужем, затем- и с ребенком, проживали в летней кухне, расположенной на территории земельного участка, принадлежащего родителям мужа. В доме ФИО2 и ФИО3 никогда не проживала, по причине конфликтных отношений.
Администрация муниципального района «Корткеросский», надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве от <дата> представитель ответчика по доверенности от <дата> - Мальцев В.А. выразил не согласие с иском, считает отказ в постановке на учет на получение социальных выплат законным.
Заслушав истца, третье лицо, изучив материалы дела, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статьи 1 Закона № 30-РЗ от 05.04.2005г. "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в том числе молодые семьи.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что Бутиков А.В. состоит в зарегистрированном браке с Бутиковой М.И. с <дата>, имеют на иждивении несовершеннолетнего ребенка – ФИО1, <дата> г.р.
Истец с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>, с <дата> с сыном - ФИО1 имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Супруга истца Бутикова М.И. зарегистрирована с <дата> по адресу: Корткерос, <адрес>.
В квартире по адресу: <адрес>, помимо семьи истца, зарегистрированы: теща – ФИО4, <дата> г.р., своячница - ФИО5, <дата> г.р. Данная квартира принадлежит ФИО4 на праве собственности на основании договора ХХХ на передачу квартиры в собственность от <дата>.
Согласно справке АСП «Корткерос» от <дата> ХХХ в жилом помещении общей площадью <...>.м. по адресу: <адрес>, истец с сыном ФИО1 был зарегистрирован совместно с матерью - ФИО2, <дата> г.р., и отцом – ФИО3., <дата> г.р.
<дата> семья истца изъявила желание использовать свое право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, обратившись с запросом о принятии его семьи в составе <...> человек на учет для получения социальной выплаты на строительство жилья и соответствующие предоставив документы в администрацию муниципального района «Корткеросский» для постановки на учет на улучшение жилищных условий на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилья. В запросе истец указал место жительства: <адрес>, состав семьи - Бутиков А.В., Бутикова М.И., ФИО1 Кроме того, в заявлении истец указал о наличии проживающих с его семьей в квартире общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, - ФИО4, ФИО5
По состоянию на день обращения в АМР «Корткеросский», истец Бутиков А.В. и третье лицо Бутикова М.И. в собственности жилья не имели, что подтверждается справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК <дата> № <...>.
Из уведомлений Управления Ростреестра по РК от <дата> № <...>, следует, что на Бутикова А.В., Бутикову М.И., ФИО1, сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от <дата> ХХХ Бутикову А.В. отказано в признании имеющим право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что истцом ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Основанием для отказа явились документы: паспорт Бутикова А.В., справка администрации МО сельского поселения «Корткерос» от <дата> № <...>; копия похозяйственного реестра администрации сельского поселения «Корткерос» -лицевой счет № <...>; п. 4 ч.13ст. 2 Закона РК от 05.04.2005 № 30 –РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
О принятом решении истец уведомлен Комиссией по оказанию мер государственной поддержки гражданам, имеющим право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья администрации муниципального района «Корткеросский» <дата> (письмо № ХХХ).
Согласно пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жильяАналогичные нормы содержаться в ЖК РФ (ст. 53 ЖК РФ), где определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из акта обследования жилищно – бытовых условий Бутикова А.В., составленного администрацией СП «Корткерос» <дата>, следует, что истец с супругой, несовершеннолетним ребенком, тещей, свояченицей зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО4 При этом, акт содержит запись, что семья фактически проживает в летней кухне, расположенной на земельном участке родителей, площадью помещения -<...>. Комиссией установлено, исходя из общего количества зарегистрированных лиц в данной квартире, что фактически норма на человека составляет <...> кв.м.
Вместе с тем, судом установлено, что при составлении акта обследования от <дата>. истец, третье лицо не присутствовали, акт составлялся по месту регистрации, а не по месту фактического проживания. Свидетель ФИО4, собственник указанного жилого помещения, суду пояснила, что дочь - Бутикова М.И. прописана в квартире постоянно, хотя не живет с ней после регистрации брака, со своей семьей она проживает в летней кухне, комиссия АСП «Корткерос» не приходила обследовать её жилищные условия.
Показаниями свидетелей ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО4, актом обследования жилищно - бытовых условий Бутикова А.В. от <дата>, оснований не доверять которым не имеется, подтверждено, что семья истца фактически проживает по адресу: <адрес>, в жилом строении, находящемся во дворе (на территории) индивидуального жилого дома по <адрес>, принадлежащего родителям истца. Жилое строение истца состоит из одной комнаты, прихожей, ванной и туалета, общей площадью <...>. Второй этаж этого строения площадью <...> кв.м., не жилой с низкими потолками, в помещении собирается конденсат, воздух сырой, проживание в нем невозможно. Благоустройство в жилом строении, в котором проживает семья истца – центральное отопление, ХВС, водонагреватель, печь для топки в межсезонье.
Таким образом, фактическое проживание семьи истца по иному адресу подтверждено в судебном заседании. Однако комиссией по оказанию мер государственной поддержки гражданам, имеющим право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья администрации МР «Корткеросский» запись в акте обследования условий жизни семьи истца от <дата> о фактическом проживании в летней кухне, не проверена.
Следовательно, фактическая норма на каждого члена семьи Бутикова А.В. составляет, исходя из занимаемой ими площади жилого помещения, -<...>, с учетом второго этажа летней кухни – <...>м.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представленный суду акт обследования условий жизни семьи Бутикова А.В. от <дата> и показания свидетелей не оспаривались ответчиком, не явившимся в судебное заседание, не предоставившим опровергающих доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
С учетом оценки всех обстоятельств по делу суд считает, что действия, совершенные истцом по перерегистрации по месту жительства не могут служить препятствием для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, поскольку Бутиков А.И. фактически проживал со своей семьей и проживает в настоящее время в летней кухне, расположенной на территории индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в том числе на день обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет на строительство жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сам факт смены истцом и его сыном регистрации по месту жительства не обоснованно расценен ответчиком как ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в размере 11 квадратных метров общей площади установлена решением Совета Сельского Поселения "Корткерос" от 21 апреля 2011 г. N II-24/2 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма».
Таким образом, исходя из приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств дела для расчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения Бутикова А.В. должен учитываться размер площади жилого помещения, находящегося в реальном пользовании заявителя и членов его семьи. Исходя из суммарной общей площади жилого помещения (летней кухни) и состава семьи истца, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее установленной учетной нормы – <...>
Представитель ответчика не представил в суд доказательств, подтверждающих преднамеренность действий Бутикова А.В. по регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, с целью дальнейшей постановки его семьи на учет на улучшение жилищных условий на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, и является предположительным доводом ответчика.
Документы, указанные ответчиком в качестве основания для отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты на строительство жилья, а именно: паспорт Бутикова А.В., справка администрации МО сельского поселения «Корткерос» от <дата> № ХХХ, копия похозяйственного реестра администрации сельского поселения «Корткерос» -лицевой счет № ХХХ, не содержат информации о причинах смены регистрации по месту жительства.
При таких обстоятельствах, исходя из взаимосвязи вышеназванных норм, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истцов подлежит защите. С целью реализации своих прав, семья Бутикова А.В. должна быть признана нуждающимися в улучшении жилищных условий, каковыми они по факту и являются, в виду несоответствия размера допустимой минимальной учетной нормы общей площади жилого помещения, на каждого члена семьи.
Положения пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" о принятии уполномоченным органом решения об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку семья истца, ранее не обращалась к ответчику для постановки на учет для получения социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, т.е. право не использовала. Отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий также ущемляет права несовершеннолетнего ФИО1, <дата> г.р., который имеет право воспользоваться мерой государственной поддержки.
Учитывая изложенное, суд считает незаконным постановление администрации МР «Корткеросский» в части отказа истцу с семьей из 3х человек в постановке на учет на получение социальной выплаты.
В соответствии с пп.2 п.3 ст.2 Закона РК от 05.04.2005 года N 30-РЗ семья Бутикова А.В. имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поскольку является нуждающейся. Обстоятельства, при которых семья истца обратилась с заявлением о постановке на учет, как имеющая право на социальную выплату для улучшения жилищных условий, не изменились. Соответственно, семья Бутикова А.В. должна быть поставлена на учет на получение социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бутикова А.В. к администрации муниципального образования муниципальный район «Корткеросский» удовлетворить в полном объеме.
Признать постановление администрации муниципального района «Корткеросский» N ХХХ от <дата> «Об отказе в признании граждан имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» незаконным в части п.<...>.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» поставить на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий Бутикова А.В. с составом семьи – <...> человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья С.В.Яранова
Решение в окончательной форме изготовлено: 10.03.2015