Дело № 2- 460/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 августа 2017 г. ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.
при секретаре судебного заседания Батчаевой М.М.,
с участием представителей истца АО «Курорты Северного Кавказа» Хомчуковой Н.В. и Канунникова Д.А.,
ответчика Сариева С.Ч., его представителя Какупшевой М.А.,
представителя 3-го лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Миргородской Н.В.,
в отсутствие представителя ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР,представителя 3-го лица без самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Архызского СП Зеленчукского муниципального района КЧР,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Курорты Северного Кавказа» к ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР, Сариеву Султану Чопбаевичу, 3-му лицу без самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Зеленчукского муниципального района КЧР об обязании ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР, устранить образовавшееся пересечение границ земельного участка с кадастровым № земельным участком с кадастровым № путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым № из государственного кадастра недвижимости,
установил:
Акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» (далее АО «КСК») обратилось в суд с иском к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР в лице филиала по КЧР, Сариеву Султану Чопбаевичу, 3-му лицу без самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Зеленчукского муниципального района КЧР об обязании ФГБУ Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым № земельным участком с кадастровым № путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым № из государственного кадастра недвижимости.
В обоснование требований истец АО «КСК» указал следующее.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от14 октября 2010 г. № 833 на территории Северо –Кавказского федерального округа созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер.
Согласно ст.7 ФЗ от 22.07.2005г.№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и Указу Президента РФ от 5октября 2009 г. № 1107 управление ОЭЗ возложено на Министерство экономического развития РФ.
Между Минэкономразвития России, Правительством КЧР и администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР подписано Соглашение о создании на территории Зеленчукского муниципального района КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны от19 января 2011 г. №С-8-ОС/Д25.
В силу ст.8 ФЗ № 116-ФЗ Минэкономразвития России для осуществления своих функций по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории, а также управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию.
Во исполнение п.4 постановления Правительства РФ от14.10.2010 г. № 833 с целью передачи полномочий по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и прилегающих к ней территориях, а также управления указанными объектами учреждено АО «Курорты Северного Кавказа» (далее АО «КСК» Управляющая компания административный истец).
Дополнительным соглашением от 14.09.2011г.№ С-735-ОС/Д25 к Соглашению о создании ОЭЗ определен комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ на территории Зеленчукского муниципального района КЧР и порядок их финансирования.
Так, разделом 4 Комплекса мероприятий установлено, что АО «КСК» совместно с Правительством КЧР, администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР осуществляет комплекс мероприятий, в том числе по оформлению земельно - имущественных отношений, мероприятий по межеванию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов и Соглашения о создании ОЭЗ АО «КСК» был осуществлен комплекс работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с № площадью <данные изъяты> кв.м. Данный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Зеленчукским муниципальным районом КЧР, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.2.5 Соглашения о создании ОЭЗ Правительство КЧР совместно с администрацией Зеленчукского муниципального района на основании ч.4 ст.6 ФЗ № 116-ФЗ делегирует (передает) Минэкономразвития России на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности в границах ОЭЗ.
Согласно Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № Соглашению о создании ОЭЗ администрация Зеленчукского муниципального района КЧР делегировала Минэкономразвития России свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, включенными в границы ОЭЗ, в том числе земельным участком с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского районов КЧР от 27.12.2012 г. № С-735-ОС/Д 25( далее –Соглашение № об управлении ОЭЗ), дополнительным соглашением к нему от 26 апреля 2013 г. № с-147-ОС/914 и приказом Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 г. № 208, Минэкономразвития России переданы АО «КСК», как управляющей компании, полномочия на управление и распоряжение земельными участками, в том числе и земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым №, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности, с целью предоставления данных земельных участков в аренду резидентам ОЭЗ, либо использования земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры.
На основании п.2 приказа Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 года № 208 АО «КСК» переданы следующие полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости:
-представление в аренду таких земельных участков и иных объектов недвижимости;
- принятие решений об образовании земельных участков в границах ОЭЗ;
- заключение соглашений об установлении сервитутов в границах ОЭЗ;
-предоставление необходимых документов в Росимущество, Реестр, в том числе по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, договоров аренды земельных участков иных объектов недвижимости, установления и снятия обременений в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости.
19 июня 2013 г. Зеленчукским районным судом КЧР было вынесено решение по делу № 2-70/2014 об удовлетворении в полном объеме исковых требований Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о признании недействительной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с №, снятии данного земельного участка с кадастрового учета и признании недействительным зарегистрированное право на него за Зеленчукским муниципальным районом КЧР.
На основании решения суда 11 октября 2013 г. земельный участок с № был снят ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР с кадастрового учета, что подтверждено информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Зеленчукского районного суда КЧР от 5 ноября 2013 указанное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам с направлением дела на новое рассмотрение.
В связи с отменой Решения суда от 19.06.2013 года информация о земельном участке с № 13 января 2014 г. была восстановлена в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР отДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Зеленчукского районного суда КЧР от 28 февраля 2014г. гражданское дело по иску Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с №, снятии данного земельного участка с кадастрового учета и признании недействительным зарегистрированное право на него оставлено без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст.222 ГПКРФ, а именно из-за неявки в суд истца Сариева С.Ч.
Таким образом, Зеленчукский районный суд КЧР, вынося определение от 28 февраля 2014 г. об оставлении искового заявления без рассмотрения, фактически привел стороны в первоначальное состояние.
Вместе с тем, Сариев С.Ч. в период междуДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по КЧР с заявлением о постановке на кадастровый учет этого же земельного участка с кадастровым №.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с №, принадлежащий Сариеву С.Ч., был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №.
На дату обращения в суд с исковым заявлением в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН, границы земельного участка с №, сведения о которых были восстановлены на основании определения Зеленчукского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, пересекают границы земельного участка с №, поставленным на кадастровый учет на основании заявления Сариева С.Ч., фактически же имеется наложение земельных участков друг на друга. В связи с наложением земельных участков друг на друга возникло незаконное ограничение права собственности администрации Зеленчукского муниципального района на земельный участок, делегированный АО «КСК» в соответствии с Соглашением об управлении ОЭЗ.
В судебном заседании представители истца АО «Курорты Северного Кавказа» Хомчукова Н.В. и Канунников Д.А. поддержали свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение объяснили, что
Земельный участок с кадастровым № принадлежал на праве собственности администрации Зеленчукского муниципального района, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м. Решение о постановке земельного участка на кадастровый учет № было принято ДД.ММ.ГГГГ.
Из схем расположения земельных участков администрации Зеленчукского муниципального района не следует, что в составе этих земель имеется и земельный участок из земель населенного пункта с. Архыз Зеленчукского района, каковым согласно постановлению Главы Архызского сельского муниципального образования с. Архыз от ДД.ММ.ГГГГ является предоставленный ответчику Сариеву С.Ч. в собственность земельный участок из земель населенного пункта в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> га.
Земельный участок, переданный АО «КСК», имеет особо охраняемые объекты на его территории и принадлежат на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району, поэтому эти два земельных участка никак не могут пресекаться, так как земельный участок, принадлежащий Сариеву С.Ч. должен находиться в пределах границ Архызского сельского поселения, так категория земельного участка, переданного Сариеву С.Ч., постановлением главой Архызского СМО, земли населенного пункта села Архыз.
Земельный участок с № изначально находился и находится в настоящее время в кадастровом квартале <данные изъяты>, у ответчика другой кадастровый квартал №.
В связи с тем, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района был снят земельный участок № с кадастрового учета, образовался вакуум и пока этот вакуум имел быть, ответчик Сариев С.Ч. подал заявление в кадастровую палату, и кадастровая палата поставила на учет его земельный участок. Право Сариева С.Ч.на земельный участок на данный момент они не оспаривают, так как поворот решения суда от ДД.ММ.ГГГГ уже произведен самим судом: суд отменил собственное решение, в связи с чем земельный участок № поставлен (восстановлен) на кадастровый учет. По документам земельного участка ответчика его земельный участок находится в кадастровом квартале на территории Архызского сельского поселения, а по факту – земельный участок ответчика там не находится.
Представленный в суд ответчиком Сариевым С.Ч. в подтверждение местоположения его земельного участка с № там, где администрация Зеленчукского муниципального района оформила право на земельный участок с №, План своего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> га, подписанный председателем райкомзема Костиной Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца Канунников Д.В. не признал, пояснил в судебном заседании, что Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы» определен порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.
Пунктом 9 настоящего Указа установлено, что земельные участки предоставляются местными администрациями путем выдачи соответствующих решения, принятых на основании заявлений граждан или юрлиц. Обязательным приложением к решению должен быть чертеж границ земельного участка, выдаваемый соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. При отсутствии такого чертежа указанный орган в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка.
Приказом Госкомитета РФ по земельной политике от 29 ноября 1999 г. № 94 утверждена форма положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству района/города. В соответствии с указанной формой положения, основными задачами рай(гор)комзема являются, в том числе, государственное управление земельными ресурсами района/города, а также организация и проведение землеустройства.
Рай(гор)зем организует на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ муниципальных образований, а также границ земельных участков собственников, владельцев и пользователей с его техническим оформлением; выдает планы (чертежи границ) земельных участков, предоставляет в установленном порядке информацию из государственного земельного кадастра.
В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 г., межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.(п.1.1).
Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юрлицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юрлиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. (п.1.2).
В рамках межевания земельного участка составляется чертеж границ земельного участка.
Согласно п.12.3 указанной Инструкции чертеж границ земельного участка составляется по образцу, приведенному в Приложении 3 к Инструкции.
Чертеж границ земельного участка в соответствии с утвержденной формой, в обязательном порядке должен содержать геоданные, позволяющие установить местоположение земельного участка, а также описание границ смежных землепользователей.
Чертеж границ земельного участка составляется инженером-землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и земле устройству района (города). (п.12.4).
Принимая во внимание вышеуказанные критерии, предъявляемые к чертежам границ земельных участков, считает, что план земельного участка Сариева С.Ч. не отвечает признакам допустимости доказательств и не может являться надлежащим доказательством установления границ земельного участка, принадлежащего Сариеву С.Ч., на местности.
Представитель 3-го лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца АО «КСК» администрации Зеленчукского муниципального района КЧР Миргородская Н.В. поддержала иск по изложенным в исковом заявлении основаниям, объяснив, что все полномочия по земельному участку с № общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земли сельскохозяйственного назначения, включенному в границы ОЭЗ, администрация ЗМР передала Минэкономразвития, а Минэкономразвития передало АО «КСК» как управляющей компании, полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с № общей площадью <данные изъяты> кв. м. Земельный участок Сариева С.Ч. не был включен администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР в состав своих земель. Ему было письменно разъяснено, что его земельный участок расположен в другом кадастровом квартале, что его земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Ответчик Сариев С.Ч. и его представитель адвокат Какупшева М.А. иск не признали, о применении срока исковой давности не заявляли, намерение подать встречный иск не реализовали, просили отказать истцу в удовлетворении иска.
В судебном заседании ответчик Сариев С.Ч. объяснил, что он знает хорошо местоположение своего земельного участка, так как вместе с отцом выезжал на место, где находится данный земельный участок. При предоставлении ему земельного участка имелась схема земельного участка. Его земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, прошел межевание, в судебном порядке был поставлен на кадастровый учет. Он не знал о том, что суд отменил свое решение по его иску, которое было в его пользу, и повторно рассматривает его, так как судебные извещения о дате рассмотрения дела не получал. Если бы он знал о том, что повторно рассматривается его дело, он обязательно участвовал бы в суде и защищал свои права.
При обращении с заявлением в администрацию Архызского СМО он не знал, какова норма предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.
Он сделал межевание своего земельного участка и обратился с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, но ему было отказано в этом из-за того, что на кадастровый учет поставлен земельный участок, принадлежащий администрации Зеленчукского муниципального района КЧР. На основании решения суда по его иску к администрации Зеленчукского муниципального района снят земельный участок с № общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастрового учета, и на его место был поставлен на кадастровый учет его земельный участок. Считает, что оснований для снятия его земельного участка с кадастрового учета не имеется, поэтому просит отказать истцам в удовлетворении иска. Факт нахождения его земельного участка на указываемом им месте подтверждается имеющимся у него Планом земельного участка. При предоставлении ему земельного участка был указан план земельного участка, которым было определено местоположение предоставленного ему земельного участка. Он намеревался изначально предъявить встречный иск по данному делу об оспаривании местоположения земельного участка администрации Зеленчукского муниципального района, но затем передумал, так как его земельный участок правомерно поставлен на кадастровый учет. Он считает, что местоположение своего земельного участка должна устанавливать администрация Зеленчукского муниципального района, так как именно ее земельный участок незаконно поставлен на кадастровый учет, так как не было определено его фактическое местоположение.
Представитель ответчика Какупшева М.А. иск АО «КСК» не признала, подержала доводы доверителя ответчика Сариева С.Ч.
В дополнение объяснила в обоснование непризнания иска, что земельный участок Сариева С.Ч. площадью <данные изъяты> кв. м, предоставлен ему из земель населенного пункта с. Архыз Зеленчукского района для ведения личного подсобного хозяйства, Право собственности Сариева С.Ч. на этот участок возникло ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выписками из похозяйственной книги, все регистрации права собственности подтверждались постановлением муниципального образования и выписками из похозяйственных книг. В 2012-2013 г. в упрощенном порядке на основании выписки из похозяйственной книги администрации Архызского СМО было зарегистрировано право собственности Сариева С.Ч.
Для того, чтобы поставить на кадастровый учет земельный участок он провел межевание земельного участка, в том числе согласование границ земельного участка с основным собственником земельных участков, с которыми он граничит, в частности с Зеленчукским муниципальным районом. В межевом плане земельного участка имеется печать Зеленчукского района и роспись соответствующего специалиста, который был уполномочен на это.
Право собственности Сариева С.Ч. на земельный участок и согласование границ его земельного участка не отменено никем.
Нет ни одного судебного решения либо постановления компетентного органа, которое отменило право собственности на его земельный участок и согласование границ. Не оспорив право собственности Сариева С.Ч. на земельный участок, АО «КСК» не может снять с учета его земельный участок. АО «КСК не вправе подавать такой иск, поэтому считают, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Учитывая, что различные кадастровые номера, присвоенные к этим земельным участкам, и по сути кадастровые кварталы, не имеют совпадений, доказательств того, что земельный участок находится в одном и том же месте, АО «КСК» не представлено. Считает, что в удовлетворении иска следует отказать в связи с тем, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права. Если истцы хотят восстановить нарушенное право вынесенным ранее судебным решением, то это прекращается в порядке главы 46 ГПК РФ, а именно поворот исполнения решения суда, который в рамках этого дела невозможен, поскольку данный земельный участок восстановлен на кадастровом учете.
Ссылка на то, что решение суда по иску Сариева С.Ч. было отменено и в последующем оставлено без рассмотрения, необоснованна, так как, фактически решение Зеленчукского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ по иску Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, 3-му лицу ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по КЧР» о признании описания земельного участка с кадастровым № недействительным, о признании недействительной государственной регистрации права собственности Зеленчукского муниципального района КЧР на земельный участок с кадастровым № мерою <данные изъяты> кв.м., и свидетельство о госрегистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ФБГУ «Кадастровая палата» по КЧР снять с кадастрового учета земельного участка с №, установить границы земельного участка с № по координатам, определенным в ходе выполнения кадастровых работ при подготовке межевого плана, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и обязании ФБГУ «Кадастровая палата» по КЧР поставить на кадастровый учет земельный участок с №, не отменено судом по вновь открывшимся обстоятельствам.
Из определения судьи об отмене решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам следует, что отменено решение суда по гражданскому делу по иску Сариева Султана Чопбаевича к администрации Зеленчукского муниципального района в части признания недействительным кадастрового паспорта на земельный участок, что недостаточно для признания решения суда отмененным.
Заслушав стороны, представителя 3-го лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Защита права собственности и других вещных прав предусмотрена главой 29 ГК РФ.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.2 п.4 ст.60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года в силу статей 304,305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушения права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершил действия (бездействие), нарушающие право истца.
В силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или нового владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением права владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Судом установлено, что Зеленчукский муниципальный район является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым №, местоположением по адресу: Россия, КЧР, Зеленчукский район, кадастровый квартал № (участок № (4)на основании постановления «О предоставлении в собственность Зеленчукского муниципального района земельных участков, расположенных по адресу: КЧР, Зеленчукский район» № 529 от 13.08.2012г..что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ._
Постановлением Правительства РФ от14 октября 2010 г. № 833 на территории Северо –Кавказского федерального округа созданы Особо экономические зоны (далее ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, объединенные в туристический кластер.
Согласно ст.7 ФЗ от 22.07.2005г.№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и Указу Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107 управление ОЭЗ возложено на Министерство экономического развития РФ.
Между Минэкономразвития России, Правительством КЧР и администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР подписано Соглашение о создании на территории Зеленчукского муниципального района КЧР туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19 января 2011 г. №С-8-ОС/Д25.
В силу ст.8 ФЗ № 116 –ФЗ Минэкономразвития России для осуществления своих функций по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории, а также по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию.
Во исполнение п.4 постановления Правительства РФ от14.10.2010 г. № 833 с целью передачи полномочий по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и прилегающих к ней территориях, а также управления указанными объектами, учреждено АО «Курорты Северного Кавказа» (далее АО«КСК» Управляющая компания).
Дополнительным соглашением от 14.09.2011г.№ С-735-ОС/Д25 к Соглашению о создании ОЭЗ определен комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ на территории Зеленчукского муниципального района КЧР и порядок их финансирования.
Так, разделом 4 Комплекса мероприятий установлено, что АО «КСК» совместно с Правительством КЧР, администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР осуществляет комплекс мероприятий, в том числе по оформлению земельно - имущественных отношений, мероприятий по межеванию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов и Соглашения о создании ОЭЗ АО «КСК» был осуществлен комплекс работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с № площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Зеленчукским муниципальным районом КЧР, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.2.5 Соглашения о создании ОЭЗ Правительство КЧР совместно с администрацией Зеленчукского муниципального района на основании ч.4 ст.6 ФЗ № 116-ФЗ делегирует (передает) Минэкономразвития России на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности в границах ОЭЗ.
Согласно Дополнительному соглашению от 16 апреля 2013 г. № С-735-ОС/Д14 к Соглашению о создании ОЭЗ администрация Зеленчукского муниципального района КЧР делегировала Минэкономразвития России свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, включенными в границы ОЭЗ, в том числе земельным участком с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского районов КЧР от 27.12.2012 г. № С-735-ОС/Д 25 (далее –Соглашение № об управлении ОЭЗ), дополнительным соглашением к нему от 26 апреля 2013 г. № с-147-ОС/914 и приказом Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 г. № 208, Минэкономразвития России переданы АО «КСК», как управляющей компании, полномочия на управление и распоряжение земельными участками, в том числе и земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым №, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности, с целью предоставления данных земельных участков в аренду резидентам ОЭЗ, либо использования земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры.
На основании п.2 приказа Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 года № 208 АО «КСК» переданы следующие полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости:
-представление в аренду таких земельных участков и иных объектов недвижимости;
- принятие решений об образовании земельных участков в границах ОЭЗ;
- заключение соглашений об установлении сервитутов в границах ОЭЗ;
-предоставление необходимых документов в Росимущество, Реестр, в том числе по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, договоров аренды земельных участков иных объектов недвижимости, установления и снятия обременений в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости.
Из представленных в суд документов следует, что границы земельного участка с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащего на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району КЧР, были установлены и внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть земельный участок был поставлен на кадастровый учет на момент формирования земельного участка с кадастровым №, принадлежащего ответчику Сариеву С.Ч. на основании свидетельства о праве на указанный земельный участок.
В постановке земельного участка с №, принадлежащего ответчику Сариеву С.Ч. на праве собственности ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФБГУ «ФКП Росреестра» на основании п.5 ч.2 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ в виду того, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает границы другого земельного участка с кадастровыми № (1), № (3), № (4), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В связи с этим, ответчик Сариев С.Ч. обратился в суд с иском к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, 3-му лицу ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР о признании описания земельного участка с кадастровым № (4), сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, не недействительным,
обязании ФГБУ Кадастровая палата» по КЧР снять с кадастрового учета земельный участок с №;
обязании ФГБУ Кадастровая палата» по КЧР внести в ГКН запись о прекращении существования земельного участка с №;
установлении границы земельного участка с №, принадлежащего ему, по координатам, определенным в ходе выполнения кадастровых работ при подготовке межевого плана, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ,
обязании ФГБУ Кадастровая палата» по КЧР поставить на кадастровый учет земельный участок с №.
Истец Сариев С.Ч. в ходе судебного заседания изменил свои требования и просил признать недействительной постановку на кадастровый учет в ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР земельного участка администрации Зеленчукского муниципального района с № и снять его с кадастрового учета, а также признать недействительной государственную регистрацию права администрации Зеленчукского муниципального района на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с №.
19 июня 2013 г. Зеленчукским районным судом КЧР было вынесено решение по делу № 2-313/2013, которым постановлено:
Признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с № и снять этот участок с кадастрового учета.
Признать недействительной государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним – земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м администрации Зеленчукского муниципального района с кадастровым №.
Решение вступило в законную силу 25 июля 2013 года.
Во исполнение этого решения суда земельный участок с №, принадлежащий на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району, был снят ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР с кадастрового учета, что подтверждено информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №.
На образовавшееся свободное пространство поставлен на кадастровый учет земельный участок с №, принадлежащий ответчику Сариеву С.Ч. на праве собственности.
17 октября 2013 г. в Зеленчукский районный суд поступило заявление администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам..
30 октября 2013 года в Зеленчукский районный суд поступила апелляционная жалоба АО «КСК» на решение Зеленчукского районного суда от 19.06.2013 года и ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
5 ноября 2013 года определением Зеленчукского районного суда КЧР удовлетворено заявление администрации Зеленчукского муниципального района о пересмотре решения Зеленчукского районного суда от 19 июня 2013 года по вновь открывшимся обстоятельствам и назначено дело к судебному разбирательству.
В связи с отменой 5 ноября 2013 года решения Зеленчукского районного суда КЧР от 19.06.2013 года земельный участок с №, принадлежащий на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району, 13 января 2014 г. был восстановлен в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР отДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Зеленчукского районного суда КЧР от 28 февраля 2014г. гражданское дело по иску Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с №, снятии данного земельного участка с кадастрового учета и признании недействительным зарегистрированное право на него оставлено без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст.222 ГПК РФ, а именно из-за неявки в суд истца Сариева С.Ч.
Таким образом, Зеленчукский районный суд КЧР определением от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении искового заявления Сариева С.Ч. без рассмотрения, фактически привел стороны в первоначальное состояние, а именно:
Земельный участок с №, снятый с кадастрового учета на основании указанного решения суда, ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, Сариев С.Ч. в период междуДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, принадлежащего ему на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с №, принадлежащий Сариеву С.Ч., был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается информационным письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №.
На дату обращения АО «КСК» в суд с исковым заявлением, несмотря на то, что границы земельного участка с № были восстановлены филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР на основании определения Зеленчукского районного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с №, принадлежащий на праве собственности Сариеву С.Ч., не был снят с кадастрового учета, тогда как постановка этого земельного участка на кадастровый учет повлекло пресечение им восстановленного на кадастровом учете земельного участка №, переданного в распоряжение АО «КСК».
При этом суд принимает во внимание, что ответчику ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала в КЧР было известно, что решение Зеленчукского районного суда КЧР по гражданскому делу по иску Сариева С.Ч. к администрации Зеленчукского муниципального района о признании недействительной постановку ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР на кадастровый учет земельного участка Зеленчукского муниципального района с №, о снятии его с кадастрового учета и признании недействительной государственную регистрацию права Зеленчукского муниципального района на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с № отменено определением судьи этого же суда 5 ноября 2013 года по вновь открывшимся обстоятельствам, что судьей определением от 28 февраля 2014 года исковое заявление Сариева С.Ч. оставлено без рассмотрения, осуществив тем самим поворот исполнения решения суда. Однако несмотря на это ФГБУ «Федеральная кадастровая палата управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по КЧР не аннулировала решение о постановке на кадастровый учет земельного участка с №, принадлежащего на праве собственности Сариеву С.Ч.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР допустил нарушение права
Акционерного общества «Курорты Северного Кавказа», которому были переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м с №, расположенными в границах ОЭЗ на территории Зеленчукского муниципального района КЧР, заключающееся в создании ему препятствий в управлении и распоряжении данным земельным участком по назначению.
Исследованные судом доказательства опровергают доводы ответчика Сариева С.Ч. о том, что на местоположении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка поставлен на кадастровой учет земельный участок с №, принадлежащий на праве собственности Зеленчукскому муниципальному району.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносить обстоятельства на обсуждение, даже стороны на какие-либо из них не ссылались.
В связи с заявлением о наличии спора о праве представителя ответчика Сариева С.Ч. Какупшевой М.А. суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке гражданского судопроизводства, однако намерение предъявить встречный иск Какупшева М.А. не реализовала и после отложения судебного заседания по ее ходатайству для подготовки ею встречного искового заявления в суд встречный иск не был подан.
Определение судом обстоятельств, которые имеют значение для сторон, в том числе и для ответчика, и которые обязан доказывать ответчик, имело место в судебном заседании, однако оспаривая местоположение земельного участка с № Зеленчукского муниципального района, переданного в распоряжение АО «КСК», ответчик Сариев С.Х. и его представитель не представили в суд доказательства, подтверждающие их доводы о местоположении переданного истцу земельного участка, о местоположении переданного ему в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 4700 кв.м по адресу: <адрес>, не ходатайствовал о назначении судебной экспертизы для установления местоположения принадлежащего ему земельного участка.
Способом пресечения действий, нарушающих право владения АО «КСК» переданным ему на законном основании земельным участком, суд признает снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым №, принадлежащего на праве собственности Сариеву С.Ч., обязав ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР устранить имеющиеся пресечения границ земельного участка кадастровым № незаконной постановкой земельного участка с кадастровым № на кадастровый учет, путем исключения сведений о границах (координатах) земельного участка с кадастровым № из государственного кадастра недвижимости.
Истцом АО «КСК» уплачена при подаче настоящего иска в суд госпошлина в размере 6000 рублей. В связи с удовлетворением иска расходы истца АО «КСК» по уплате госпошлины в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиками в равных долях.
На основании ст.60 Земельного кодекса РФ, ст. 304 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковое заявление Акционерного общества «Курорты Северного Кавказа».
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР снять земельный участок с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м с учета в государственном кадастре недвижимости.
Взыскать в пользу Акционерного общества «Курорты Северного Кавказа» 6000 рублей в возмещение его расходов по уплате госпошлины с ответчиков ФГБУ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР и Сариева Султана Чопбаевича в равных долях.
Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 8 сентября 2017 года
С у д ь я:подпись.
<данные изъяты>