Решение по делу № 2-686/2014 ~ М-623/2014 от 27.08.2014

Дело № 2-686/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Далматово Курганской области **.**.****

Далматовский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Карелина А.В.,

при секретаре Порошиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецовой Татьяны Алексеевны о признании незаконным постановления №791 от 23 июня 2014 года Администрации Далматовского района Курганской области «Об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» и постановления Администрации Далматовского района Курганской области №1374 от 23 сентября 2014 года «О внесении изменений в постановление администрации Далматовского района от 23.06.2014 г. №791»,

Установил:

Кузнецова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления №* от **.**.**** ФИО15 Далматовского района Курганской области об исключении Кузнецовой Т.А. из списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. В обосновании заявления Кузнецова указала, что **.**.**** умерла ее мать ФИО6 и с 11 лет она является сиротой, опекуном являлась ее бабушка ФИО17 Как сироте, включенной в список детей-сирот Постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» учетный номер 75, специализированное жилое помещение ей предоставлено не было. Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области №* от **.**.**** она была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Основания исключения из списка в постановлении не указаны. Из ответа прокуратуры от **.**.**** узнала, что в список была включена ошибочно. Считает вышеуказанное постановление незаконным, просит признать его незаконным.

Определением Далматовского районного суда от **.**.**** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области, Правительство Курганской области, Главное управление образования Курганской области.

В предварительном судебном заседании **.**.**** в связи с принятием Администрацией Далматовского района постановления №* от **.**.**** Кузнецова Т.А. увеличила требования, дополнительно просила признать незаконным постановление Администрации Далматовского района №* от **.**.**** Определением Далматовского районного суда Курганской области от **.**.**** заявление Кузнецовой Т.А. об увеличении заявленных требований принято к производству в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Далматово.

В судебных заседаниях заявитель Кузнецова Т.А. требования поддержала и пояснила, что ее отец - ФИО30 умер **.**.**** года, мать ФИО30 умерла **.**.**** года. До смерти матери она проживала с матерью, сестрой ФИО1, братом ФИО2 в двухкомнатной квартире по адресу Адрес Обезличен. На момент смерти матери ей было Данные Изъяты. После смерти матери бабушка оформила над ней опеку и она стала проживать у бабушки по адресу: Адрес Обезличен, где и была зарегистрирована. В квартире по Адрес Обезличен остались проживать ее брат и сестра. Отец брата и сестры живой, в настоящее время проживает в Адрес Обезличен. В **.**.**** она закончила школу и поступила в ФИО3 сельскохозяйственную академию, обучалась там 1,5 года, во время обучения проживала в общежитии института. В ноябре 2005 года вышла замуж и прекратила учебу, родила двух детей **.**.**** рождения. После того, как вышла замуж, то стала проживать с мужем по адресу Адрес Обезличен в квартире родителей мужа. В ее собственности и собственности мужа жилых помещений не имеется, по договору социального найма жилья также ей не предоставляли. В **.**.**** она обратилась в орган опеки и попечительства с вопросом о том, может ли она как сирота получить жилье. Ей было выдана на руки копия постановление о том, что за ней закреплена жилая площадь по Адрес Обезличен. До этого времени она не знала, что за ней закреплена квартира. В квартиру по Адрес Обезличен она вселиться не пыталась, так как там проживала сестра со своей семьей. А когда она вернулась с учебы, то в квартире проживали квартиранты. Ранее с вопросам о нуждаемости в жилом помещении не обращалась О том, что квартира по Адрес Обезличен приватизирована, узнала в **.**.**** года, когда брат показал ей копии документов на квартиру. Интересовалась у сестры, почему квартира была приватизирована без ее участия, на что сестра ей пояснила, что так как заявитель не прописана в этой квартире поэтому Администрация г. Далматово ей разрешили приватизировать квартиру. В **.**.**** она обратилась с заявлением о постановке ее на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, в список ее включили, а через год ее сняли с учета. Каких-либо объективных причин, препятствующих ей встать на учет, в качестве нуждающейся в получении жилья до достижения 23 летнего возраста, не было, в постановке на такой учет ей никто не препятствовал.

В предварительном судебном заседании **.**.**** Кузнецова поясняла суду, что в орган опеки и попечительства она обратилась после исполнения ей Данные Изъяты, так как ей сказали, что если бы она обратилась ранее, до достижения Данные Изъяты, то ее бы поставили на учет, а сейчас могут только выдать постановление о закреплении жилья по Адрес Обезличен.

В судебном заседании **.**.**** Кузнецова Т.А. поясняла, что в орган опеки и попечительства ФИО15 Далматовского района она обратилась весной **.**.**** в возрасте Данные Изъяты, обращалась она непосредственно к ФИО21, его кабинет находился в здании Администрации Адрес Обезличен на 2 этаже, данные обстоятельства она помнит хорошо. Ей представители органа опеки и попечительства отказали в принятии на учет только по тому основанию, что за ней было закрепленное жилье, о том, что она достигла №* возраста разговора не было. В Администрацию г.Далматово устно обращалась только один раз после достижения №*, узнавала условия выделения квартир по программе молодых семей. Почему в предварительном судебном заседании **.**.**** давала иные показания и почему в ее показаниях имеются существенные противоречия, объяснить не могла. После объяснений ФИО21 ФИО18 пояснила, что возможно она обращалась не в задание Администрации г.Далматово, а в здание по Адрес Обезличен, в которой в настоящее время находится прокуратура Далматовского района. С **.**.****, после окончания учебы в Адрес Обезличен, проживала с мужем в квартире его родителей, не обращалась в государственные и муниципальные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в обращении с заявлением о постановке на учет ей никто не препятствовал, на тот момент хотели с мужем построить дом. Когда в **.**.**** после окончания учебы вернулась в Адрес Обезличен, то в квартиру по Адрес Обезличен вселиться не пыталась, на тот момент сестра и брат в квартире не проживали, в квартире жили квартиранты, которые платили деньги за найм жилья сестре. Желания вселяться в вышеуказанную квартиру у нее не было. Договор приватизации в судебном порядке не оспаривала и оспаривать не желает.

В судебном заседании **.**.**** истец суду поясняла, что **.**.**** обращалась в органы опеки в здание расположенное по Адрес Обезличен, факт ее обращения в органы опеки весной **.**.**** подтверждается постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** г., согласно которого она была назначена попечителем несовершеннолетней ФИО28

Представитель заявителя Кузнецовой Т.А. – адвокат Столбов И.Л. доводы Кузнецовой Т.А. поддержал, дополнительно пояснил, что органы опеки и попечительства, муниципальные служащие Администрации г.Далматово и Далматовского района формально подошли к исполнению своих обязанностей в результате чего Кузнецова Т.А. была лишена возможности получения жилья, право на которое имеет в силу закона.

Представители заинтересованных лиц – Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района в судебное заседание не явился о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц. В судебном заседании **.**.**** представитель заинтересованных лиц – Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Максимов А.В. с требованиями заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении требований. Просил учесть, что заявитель ранее не была поставлена на учет, считает, что заявителем не представлено доказательств обращения в установленном порядке с заявлением о постановке на учет до достижения возраста №*. В предварительном судебном заседании **.**.**** представитель заинтересованных лиц – Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Максимов А.В. суду пояснил, что считает оспариваемые постановления законными, заявитель на момент обращения в орган опеки и попечительства уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была включена ошибочно.

Представитель заинтересованного лица – органа опеки и попечительства УДОКМС Администрации Далматовского района Зуйков И.Н. с требованиями заявления Кузнецовой не согласился, суду пояснил, что после смерти матери заявителя, опека над несовершеннолетней была оформлена на бабушку заявителя, было закреплено жилое помещение, где был прописан один из родителей. В **.**.**** заявитель была ошибочно поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. В **.**.**** заявитель была исключена из этого списка. Действительно Кузнецова Т.А. приходила к нему на прием по вопросу обеспечения ее жилым помещением, но он пояснил Кузнецовой, что ей исполнилось №*, он поднимал личное дело заявительницы, в котором имелось постановление о закреплении за ней жилого помещения, он откопировал заявителю постановление о закреплении жилого помещения. Не помнит знала ли Кузнецова Т.А. о том, что за ней закреплено жилье. В связи с тем, что за Кузнецовой Т.А. была постановлением закреплена квартира и в связи достижением Кузнецовой Т.А. №* возраста, ее не стали ставить на учет. Кузнецова Т.А. обращалась в органы опеки и попечительства с вопросом об обеспечении ее жилым помещением, а именно на прием к нему приходила в здание Администрации г.Далматово, в здании Администрации г.Далматово орган опеки и попечительства находится с **.**.****, до этого времени орган опеки и попечительства находился в другом здании, также он работал в органе опеки и попечительства с **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** он работал директором стадиона, снова в органы опеки и попечительства на работу был принят **.**.**** г., соответственно заявительница обращалась к нему с данным вопросом в **.**.****, начале **.**.**** уже по достижению №* возраста. Возможно Кузнецова Т.А. в **.**.**** обращалась в органы опеки с заявлением о назначении ее попечителем несовершеннолетней, но вопросами попечительства занимается другой специалист, к Зуйкову в **.**.**** Кузнецова Т.А. с вопросами о предоставления жилья не обращалась, а также в **.**.**** орган опеки не был наделен функциями по формировании соответствующих списков.

Представитель Администрации города Далматово в судебное заседание не явился, о месте дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Далматово. В судебном заседании **.**.**** представитель Администрации г.Далматово Ильиных А.В. суду пояснил, что заявитель до достижения №* с заявлением о постановке на учет не обращалась, принятие на учет носит заявительный характер. С **.**.**** принятие на учет, рассматриваемой категории граждан, занимаются органы опеки и попечительства администрации Далматовского района. В предварительном судебном заседании **.**.**** представитель Алдминистрации г.Далматово Ильиных А.В. суду пояснил, что в администрации г.Далматово заявитель не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, с соответствующим заявлением не обращалась, что подтверждается книгой регистрации заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Представитель Правительства Курганской области – Столярова Н.А. в судебное заседание не явилась, в отзыве на заявление просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства Курганской области, в удовлетворении требований Кузнецовой Т.А. отказать, указала, что законодательством урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Кузнецовой Т.А. не соблюден установленный с **.**.**** законодательством заявительный порядок. Заявительнице в настоящее время исполнилось №*, и она не относится к категории детей-сирот и лиц из их числа детей-сирот, также Кузнецовой Т.А. не представлено доказательств, что у нее отсутствовала возможность встать на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения в возрасте до №*. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.

Будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени, представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления образования Курганской области.

Заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав представленные документы и доказательства, суд находит требования Кузнецовой Т.А. не подлежащими удовлетворению.

Согласно копии постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.**** «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» Кузнецова Т.А., 07.07.1987г.р. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л/д 23).

Из копии постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.**** «О внесении изменений в постановление администрации Далматовского района от **.**.**** №* «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» установлено, что в связи с необходимостью приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованием действующего законодательства внесены изменения в постановление администрации Далматовского района от **.**.**** №* «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями», в частности указано, что на дату подачи заявления о включении Кузнецовой Т.А. в список детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, от **.**.**** возраст Кузнецовой Т.А. составлял №*, что не соответствует статусу лица, установленному ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с которым лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Также учитывая, что справка Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района от **.**.**** №951, выдана Кузнецовой Т.А. ошибочно, и без которой в соответствии с требованиями ст.6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. №6 по заявлению Кузнецовой Т.А. должно быть принято решение об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, а постановление Администрации Далматовского от **.**.**** №* «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» отменено (л/д 42).

Согласно копии постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.**** Кузнецова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, учетный номер 75 (л/д 33).

Согласно копии уведомлений №* от **.**.**** и №* от **.**.**** Кузнецовой Т.А. были направлены соответственно копии постановлений администрации Далматовского района о включении и исключению из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л/д 23 оборот, 24).

Согласно свидетельства о рождении (№*) родителями ФИО8, **.**.**** г.р. являются ФИО4 и ФИО5 (л/Адрес Обезличен).

Согласно копии повторного свидетельства о заключении брака (I№*) ФИО4 и ФИО5 заключили брак **.**.**** г., жене присвоена фамилия ФИО30 (л/Адрес Обезличен).

Согласно свидетельства о смерти (№*) ФИО4 умер **.**.**** (л/д 34 оборот).

Согласно свидетельства о смерти (I№*) ФИО6 умерла **.**.**** (л/д 35).

Согласно копии свидетельства о заключении брака №* ФИО7 и ФИО8 заключили брак **.**.**** года, актовая запись о заключении брака №116, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО31 (л/Адрес Обезличен).

Постановлением Администрации города Далматово №* от **.**.**** «Об учреждении опеки над несовершеннолетней ФИО8 и назначении пособия» ФИО17 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО8, назначено ежемесячное пособие (л/Адрес Обезличен оборот).

Постановлением Администрации города Далматово №* от **.**.**** «О внесении дополнения в постановление администрации №* от **.**.**** «Об учреждении опеки над несовершеннолетней ФИО8 и назначении пособия» за несовершеннолетней ФИО8 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Адрес Обезличен, в котором проживали ее родители (л/д 34).

Согласно копии паспорта №* на имя Кузнецовой Татьяны Алексеевны и копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме Адрес Обезличен установлено, что Кузнецова Т.А. зарегистрирована по адресу: Адрес Обезличен с **.**.**** (л/Адрес Обезличен, 194-197).

Согласно копии заявления ФИО31 (ФИО30) Т.А. на имя главы Далматовского района от **.**.**** Кузнецова Т.А. просила включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Далматовского района (л/д 30 оборот).

Из копии заявления ФИО31 (ФИО30) Т.А. на имя руководителя УДОКМС администрации Далматовского района от **.**.**** усматривается, что Кузнецова Т.А. указывала, что она не имеет возможности пользоваться закрепленным за ней жилым помещением по адресу Адрес Обезличен, так как данная квартира приватизирована, просит рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилого помещения (л/д 31).

Из ответа Администрации г. Далматово от **.**.**** №* усматривается, что Кузнецова (ФИО30) Т.А., **.**.**** года рождения в период с **.**.**** по **.**.**** включительно, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состояла и по вопросу постановки на упомянутый учет не обращалась (л/д 139).

При обозрении судом в предварительном судебном заседании **.**.**** книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрации г.Далматово с **.**.**** года включительно установлено, что Кузнецова Т.А. с соответствующими заявлениями в Администрацию г. Далматово не обращалась.

Согласно копии постановления Администрации Далматовского района №* от **.**.**** Кузнецова Т.А. назначена попечителем ФИО28 (л/д 198).

Согласно копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный по адресу: Адрес Обезличен и копии материалов, поступивших из Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» - в соответствии с договором о передачи жилого помещения в собственность граждан №* от **.**.**** г., заключенного между Администрацией г.Далматово и ФИО2, ФИО24 в долевую собственность по 1/3 доли гражданам ФИО2, ФИО25, ФИО24 передана квартира, расположенная по адресу: Адрес Обезличен, право собственности указанных граждан зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **.**.**** г., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права. Согласно копии договора купли-продажи от **.**.**** г., заключенного между ФИО2 и Журавлевой Г.И., ФИО2 продал Журавлевой Г.И. 1/3 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес Обезличен, произведена государственная регистрация перехода права собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от **.**.**** №* (л/д 43-78, 91-99).

Согласно копии справки №* от **.**.**** г., выданной руководителем УДОКМС Далматовского района, Кузнецова (ФИО30) Т.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л/Адрес Обезличен оборот).

В настоящее время Кузнецова Т.А. и ее супруг – ФИО7 жилых помещений в собственности не имеют, в приватизации Кузнецова Т.А. участия не принимала, что подтверждено справкой Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от **.**.**** г., уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области №* от **.**.**** и №* от **.**.**** В собственности Кузнецовой Т.А. имеется земельный участок, площадью 600 кв. метров, расположенный в Адрес Обезличен, приобретенный по договору купли-продажи от **.**.**** года, получено **.**.**** разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке (л/д 35 оборот, 174, 86, 199).

Согласно копий свидетельств о рождении (I-БС №* и I№*) Кузнецова Т.А. является матерью ФИО9, **.**.****р. и ФИО10, **.**.****.р. (л/Адрес Обезличен).

Из копии аттестата о среднем (полном) образовании установлено, что ФИО8 в **.**.**** окончила Адрес Обезличен» (л/Адрес Обезличен).

Из архивной справки №* от **.**.**** г., выданной ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени ФИО26», установлено, что в соответствии с приказом №* от **.**.**** ФИО8 была зачислена в число студентов очной формы обучения, приказом №* от **.**.**** ФИО8 отчислена из числа студентов 2 курса с **.**.**** (л/д 148).

Согласно информации руководителя УДОКМС Администрации Далматовского района от **.**.**** установлено, что отдел опеки и попечительства УДОКМС Администрации Далматовского района в период с **.**.**** г. располагался по адресу: Адрес Обезличен, в период с **.**.**** г. располагался по адресу: Адрес Обезличен, с **.**.**** г. по настоящее время располагается по адресу: Адрес Обезличен (здание Администрации г.Далматово) (л/д 200).

Согласно копии трудовой книжки ФИО21 установлено, что ФИО21 с **.**.**** по **.**.**** работал в УДОКМС Далматовского района, **.**.**** переведен директором стадиона, с **.**.**** вновь принят на муниципальную должность ведущего специалиста УДОКМС Далматовского района (л/д 201).

Свидетель Журавлева Г.И. суду показала, что Кузнецова Т.А. является ее сестрой по матери, отцы у них разные. На момент смерти матери, она, брат ФИО2 и заявитель проживали все вместе в Адрес Обезличен, были все зарегистрированы по этому адресу. После смерти матери Кузнецову взяла к себе бабушка ФИО30, а она и брат остались в квартире. Квартиру по Адрес Обезличен они с братом приватизировали в **.**.****. В приватизации принимали участие она, брат и ее малолетняя дочь. Не может точно сказать, знала ли Кузнецова о приватизации, но ей кажется, что говорила об этом Кузнецовой. О том, что покупает долю брата говорила Кузнецовой, конфликта по данному поводу не было, Кузнецова не претендовала на долю в квартире, никогда не пыталась вселиться в квартиру.

Свидетель ФИО27 пояснил, что хорошо знает Кузнецову, так как учился с ней в одном классе. В отделе опеки работает с **.**.**** года. Общался с Кузнецовой в социальных сетях и она интересовалась вопросом предоставления жилья детям-сиротам, посоветовал ей обратиться к Зуйкову. После этого помнит, что ФИО31 приходила к Зуйкову, но это было тогда, когда отдел опеки находился уже в здании администрации города, а это был **.**.****.

Допрошенная в порядке отдельного поручения Полевским городским судом Свердловской области **.**.**** свидетель ФИО28 пояснила, что является двоюродной сестрой ФИО31. В **.**.**** она, как оставшаяся без попечения родителей, получила жилье по договору социального найма. Говорила Кузнецовой, что ей тоже нужно встать на очередь для получения жилья. В **.**.**** вместе с ней ходили в опеку, которая находилась в красном здании бывшей школы на перекрестке **.**.****, где Кузнецовой сказали, что за ней закреплено жилье, она не может претендовать на получение жилья. Ходила ли Кузнецова подавать документы свидетель не интересовалась.

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).

Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены ФЗ от 21 декабря 1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004года № 6 (в редакции от 26.12.2012года ) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой(попечительством), в приемной семье.

В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.

Из ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч.2 данной статьи.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) установлено, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-«сиротам» и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-«сирот» и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае … выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Дополнительные гарантии прав на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996года (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством). имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из вышеприведенных норм закона следует, что до 01.01.2013 года одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещение осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

При этом, согласно статье 1 указанного закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, пунктом 3 данной статьи возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 (в редакции от 4 июня 2013 года N 39) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями формируется на основании заявлений, подаваемых в уполномоченные органы местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.

Согласно ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции ФЗ - №8-ФЗ от 10.01.2013 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные нормы предусматривались в редакции вышеуказанного федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г.)

До **.**.**** на учете граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения Кузнецова (ФИО30) Т.А. не состояла. Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, о том, что требования Кузнецовой Т.А. не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Заявитель не имеет право в настоящее время и не имела право на момент внесения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, **.**.**** на меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, так как истек предусмотренный законом срок, в течение которого заявитель могла реализовать данное право, в связи с чем, оспариваемые постановления администрации Далматовского района являются законными.

По смыслу закона социальная гарантия по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа могла быть реализована гражданами указанной категории до 1 января 2013 года путем принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а после 1 января 2013 года путем включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет, поскольку данный срок является пресекательным, его истечение прекращает право лица на меры социальной поддержки.

Судом установлено, что Кузнецова (ФИО30) Т.А. достигла совершеннолетнего возраста **.**.**** г., возраста №***.**.**** г.

До достижения 23 летнего возраста заявитель не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющая право на социальные гарантии, предусмотренные законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Кузнецова Т.А. в предусмотренный законом срок до достижении 23 летнего возраста не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ее требований.

Доводы заявителя о том, что она обращалась с вопросам постановки ее на учет в органы опеки и попечительства в 2009 году в возрасте 22 лет, но не была поставлена на учет, суд не принимает во внимание, так как показания заявителя в данной части носят противоречивый характер, не подтверждены другими доказательствами по делу. В предварительном судебном заседании **.**.**** Кузнецова Т.А. поясняла суду, что в орган опеки и попечительства она обращалась после достижения ей возраста №*, так как в причине устного отказа со стороны работников органа опеки и попечительства ей было разъяснено, что она пропустила установленный законом возраст в №*, в последующих судебных заседаниях Кузнецова Т.А. утверждала, что в органы опеки она обращалась в возрасте №*, противоречия в своих показаниях объяснить не смогла. Из показаний представителя органа опеки и попечительства – УДОКМС Далматовского района Зуйкова И.Н. следует, что Кузнецова Т.А. обращалась к нему с вопросом о предоставлении жилого помещения уже после достижения ей №* возраста. Зуйков пояснил, что Кузнецова обращалась к нему, когда отдел опеки находился в здании городской администрации, то есть после **.**.****. Факт обращения в отдел опеки, расположенный в здании администрации города также подтвердил и свидетель ФИО33. Кроме того, данный факт подтверждается и объективными доказательствами по делу, а именно справкой руководителя управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района от 22**.**.****, из которой следует, что отдел опеки располагается в здании администрации города по Адрес Обезличен с **.**.****. На **.**.**** Кузнецовой исполнилось №*. Из показаний свидетеля ФИО28 следует, что свидетелю неизвестно обращалась ли Кузнецова с заявлением о постановке на учет. Обращение Кузнецовой Т.А. в органы опеки и попечительства Далматовского района весной **.**.**** с заявлением об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО28 не свидетельствует об обращении заявительницы непосредственно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановка на вышеуказанный учет носит заявительный характер.Также суд отмечает, что Кузнецовой в **.**.**** и ранее (до **.**.**** г.) необходимо было обращаться с указанным вопросом в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, а не в органы опеки и попечительства, так как органы опеки и попечительства на тот момент еще не были наделены полномочиями по формированию соответствующих списков. Из показаний самой заявительницы следует, что в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющая право на социальные гарантии, она не обращалась. Каких-либо объективных и исключительных причин, препятствующих обращению Кузнецовой в компетентные органы по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренные законом права на обеспечение жилым помещением, в период ее возраста до 23 лет, не имеется. С достижением возраста №* Кузнецова утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на льготное обеспечение жилым помещением. В связи с тем, что Кузнецова Т.А. неправомерно, без предусмотренных законом оснований, постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, то ее исключение из вышеуказанного списка в связи с выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, законно и обосновано. Доказательств нарушения прав заявителя со стороны администрации Далматовского района, не усматривается. Закрепленное за Кузнецовой (ФИО30) Т.А. жилое помещение в Адрес Обезличен и приватизация данного жилого помещения братом и сестрой заявителя в **.**.****, также не является существенно значимым обстоятельством по настоящему делу, так как в судебном заседании из исследованных доказательств установлено, что учебу Кузнецова (ФИО30) Т.А. окончила в **.**.****, жилое помещение было приватизировано в **.**.****, в соответствии с действующим на тот период законодательством жилье сохранялась за данной категорией лиц до окончания учебного заведения, после окончания учебы Кузнецова (ФИО30) Т.А. в закрепленную квартиру не вселялась, ее вселению никто не препятствовал, о своих правах на закрепленное за ней жилое помещение заявитель не заявляла, а также после окончания пребывания в учебном заведении в **.**.**** и до достижении возраста №*, заявитель в течение пяти лет имела возможность реализовать предусмотренное законом право и обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Оспаривать приватизацию закрепленного за ней жилого помещения по Адрес Обезличен заявитель не желает. Правовых оснований для удовлетворения требований Кузнецовой Т.А. не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

В удовлетворении требований Кузнецовой Татьяны Алексеевны о признании незаконными постановления №* от **.**.**** Администрации Далматовского района Курганской области «Об исключении из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» и постановления №* от **.**.**** Администрации Далматовского района Курганской области «О внесении изменений в постановление Администрации Далматовского района от **.**.****№*» отказать.

Мотивированное решение изготовлено **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с **.**.****, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья А.В. Карелин

2-686/2014 ~ М-623/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Татьяна Алексеевна
Другие
Администрация Далматовского района Курганской области
отдел опеки и попечительства УДОКМС Администрации Двалматовского района
Суд
Далматовский районный суд Курганской области
Судья
Карелин А.В.
Дело на странице суда
dalmatovsky--krg.sudrf.ru
27.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2014Передача материалов судье
29.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2014Подготовка дела (собеседование)
01.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2014Предварительное судебное заседание
16.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.10.2014Предварительное судебное заседание
29.10.2014Судебное заседание
15.12.2014Производство по делу возобновлено
15.12.2014Судебное заседание
15.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2015Дело оформлено
01.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее