Решение по делу № 33-11785/2019 от 16.08.2019

Судья Северина Н.А. дело №33-11785/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2019 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Куратовой Л.В.,

судей: Пашковой Т.В., Горкушенко Т.А.,

при секретаре: Васюшкиной Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к АО «Спецнефтематериалы» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе АО «Спецнефтематериалы»

на решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 10 июня 2019 года, которым постановлено:

«Обязать АО «Спецнефтематериалы» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны № <...>, расположенного по <адрес>:

- на потолках и стенах в помещении защитного сооружения гражданской обороны устранить следы протекания воды, а также выполнить капитальный ремонт кровельного покрытия;

- снять штукатурный слой со стен всей площади защитного сооружения гражданской обороны;

- демонтировать со стен в санузлах защитного сооружения гражданской обороны керамическую плитку;

- санузел, расположенный в одной из частей защитного сооружения гражданской обороны, который не используется в хозяйственных целях, закрыть и опечатать;

- емкость запаса питьевой воды в защитном сооружении гражданской обороны оборудовать водоуказателем;

- оборудовать защитное сооружение и помещения защитного сооружения автоматической пожарной сигнализацией;

- принять и утвердить необходимую документацию, а именно: журнал оценки технического состояния объекта; план перевода на режим приема укрываемых; план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава; инструкцию по противопожарной безопасности; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного инженерного оборудования, системы вентиляции, энергоснабжения, канализации и водоснабжения.

Взыскать с АО «Спецнефтематериалы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей».

Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., выслушав прокурора Аваляна А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Спецнефтематериалы» о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 07 мая 2019 года во исполнение задания прокуратуры Волгоградской области от 22 апреля 2019 года прокуратурой Тракторозаводского района г.Волгограда была проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, переданного АО «Спецнефтематериалы», в результате которой были выявлены многочисленные нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства о гражданской обороне. На момент проверки защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в федеральной собственности и переданное ответчику, использовалось с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

По мнению прокурора, действиями ответчика по ненадлежащему содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны нарушаются интересы собственника указанного объекта – Российской Федерации, что является недопустимым, поскольку противоречит задачам в области гражданской обороны – первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил суд обязать ответчика не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны № <...>, расположенного по <адрес>, а именно: на потолках и стенах в помещении защитного сооружения гражданской обороны устранить следы протекания воды, а также выполнить капитальный ремонт кровельного покрытия; снять штукатурный слой со стен всей площади защитного сооружения гражданской обороны; демонтировать со стен в санузлах защитного сооружения гражданской обороны керамическую плитку; санузел, расположенный в одной из частей защитного сооружения гражданской обороны, который не используется в хозяйственных целях, закрыть и опечатать; емкость запаса питьевой воды в защитном сооружении гражданской обороны оборудовать водоуказателем; оборудовать защитное сооружение и помещения защитного сооружения автоматической пожарной сигнализацией; принять и утвердить необходимую документацию, а именно: журнал оценки технического состояния объекта, план перевода на режим приема укрываемых, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава, инструкцию по противопожарной безопасности, инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного инженерного оборудования, системы вентиляции, энергоснабжения, канализации и водоснабжения.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе АО «Спецнефтематериалы» оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

На основании ч.1ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является, в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Согласно ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.7 названного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.

Согласно п.3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1 Правил).

На основании п.п.1.3, 1.7 названных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

В силу ст.6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.

На основании п.10 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 утвержден «Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Согласно п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны.

В силу п.3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается облицовка стен керамической плиткой.

Пунктом 4.5.2 Правил предусмотрено, что емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей.

Аналогичные требования указаны в п. 10.5.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» - емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями и люками для очистки и окраски внутренних поверхностей.

Согласно п.3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается оштукатуривание потолков и стен помещений.

Также в 5.2.7 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» указано, что отделку основных и вспомогательных помещений убежищ следует предусматривать в зависимости от назначения помещений, но не выше улучшенной отделки. Оштукатуривание потолков, стен и перегородок, а также облицовка стен и перегородок керамической плиткой не допускается.

Пунктом 3.5.1 Правил определено, что при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.

Согласно ст.52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Пунктом 1 ст.54 указанного закона определено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, венткамер, категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток (п. 4 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»).

Пунктом 57 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» установлено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов. Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.

В соответствии со ст.107 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения.

Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.

Статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счёт средств организаций (ч.4 ст.18 Федерального закона «О гражданской обороне»).

Исходя из положений абз.2 п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Судом первой инстанции установлено, что 07 мая 2019 года во исполнение задания прокуратуры Волгоградской области от 22 апреля 2019 года прокуратурой Тракторозаводского района г.Волгограда с привлечением инспектора ОНДиПР по Дзержинскому Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам ОНДиПР по г. Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области Митина Е.И. была проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, переданного АО «Спецнефтематериалы», в ходе которой были установлены нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении обществом требований законодательства о гражданской обороне.

Материалами дела подтверждается, что 05 февраля 2004 года между ОАО «Спецнефтематериалы» (ныне – АО «Спецнефтематериалы») и Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области заключен договор № 3/18 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Из п.1.2 раздела 1 данного договора следует, что общество принимает по договору на ответственное хранение и в безвозмездное пользование коллективное средство защиты гражданской обороны (защитное сооружение) № 18.

В силу п.2.1 раздела 2 названного договора общество обязано сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

На момент проверки, а именно 07 мая 2019 года, ЗС ГО, находящееся в федеральной собственности и переданное АО «Спецнефтематериалы», расположенному по адресу: г.Волгоград ул.Шкирятова, 23, использовалось с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, а именно: на потолках и стенах в помещении защитного сооружения гражданской обороны обнаружены следы протекания воды. Из пояснений генерального директора Ломакиной А.С. следует, что крыша данного ЗС ГО местами протекает, меры по ее восстановлению в 2018-2019гг. не принимались. В ЗС ГО № 18 стены оштукатурены по всей площади, стены в санузлах защитного сооружения облицованы керамической плиткой. Санузел, расположенный в одной из частей ЗС ГО, который не используется в хозяйственных целях, не закрыт и не опечатан. Емкость запаса питьевой воды в ЗС ГО не оборудована водоуказателем. Защитное сооружение и помещения защитного сооружения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

В ходе проведенной проверки также было установлено, что необходимая документация на ЗС ГО №18 утрачена, журнал оценки технического состояния объекта, план перевода на режим приема укрываемых, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава, инструкция по противопожарной безопасности, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, системы вентиляции, энергоснабжения, канализации, водоснабжения отсутствуют.

Установив, что АО «Спецнефтематериалы» не были устранены нарушения требований законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны по адресу: <адрес>, которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязательств при содержании защитного сооружения, заключающиеся в необеспечении постоянной готовности защитного сооружения к его использованию по предназначению, что в свою очередь, влечет нарушение закрепленных действующим законодательством прав граждан на защиту жизни, здоровья, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как ответчик не имеет категории по гражданской обороне, не имеет мобилизационного здания, в связи с чем, в здании бомбоубежища не нуждается, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

Решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Спецнефтематериалы» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-11785/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тракторозаводского района Волгограда
Ответчики
АО Спецнефтематериалы
Другие
Комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда
ГУ МЧС России по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Пашкова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
04.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее