№2а-7195/2017-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цыганаша К.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании бездействий,
установил:
Цыганаш К.В. обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по тем основаниям, что 07.07.2016 года ответчику истцом были поданы заявления вх. №, №, №, №, №, № о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков с приложением схем расположения земельного участка с заявленными целями использования земельных участков – для индивидуального жилищного строительства. По имеющейся у административного истца информации встречные заявления по испрошенным земельным участкам никогда не подавались иными заинтересованными лицами, полагая, что ответчик незаконно бездействует, со ссылкой на пп. 2, п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ истец просил обязать Государственный Комитет по управлению госимуществом и организации закупок осуществить предварительное согласование предоставления в аренду земельных участков по заявлениям административного истца вх. №, №, №, №, №, № от 07.07.2016 года и обязать ответчика заключить договоры аренды с административным истцом в отношении образованных участков по заявлениям №, №, №, №, №, № от 07.07.2016 года.
Заявлением от 02.11.2017 года истец заявленные требования изменил, просит признать незаконным бездействия ответчика по не назначению аукционов по заявлениям истца №, №, №, №, №, № от 07.07.2016 года, обязать ответчика подготовить и организовать аукционы по вышеуказанным заявлениям в порядке ст. 39.11 ЗК РФ.
Определением суда от 15.11.2017 года произведена замена административного ответчика на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В судебном заседании истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, его представитель Литвинов Е.А. по доверенности уточненные требования поддержал, указал, что разумные сроки по проведению работы по подготовке и назначению аукционов истекли, права истца нарушены продолжительным бездействием ответчика.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Ильин А.А. в суде иск не признал по доводам, указанным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Статьей 3 Закона от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П (далее - Положение о комитете), органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. На основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 827 р-П было создано государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», основной целью деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.
Судом установлено, что истец обратился в адрес Управление земельными ресурсами 07.07.2016 года с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду в целях индивидуального жилищного строительства, расположенных в <адрес>, которые были зарегистрированы под входящими номерами 10140, 10141, 10142, 10143, 10145, 1047.
Полномочным органом на разрешение заявлений истца на момент их поступления и вплоть до вступления в силу Постановления Правительства РК от 26.09.2017 N 326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия", которым Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, а функции Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, - являлся Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Положениями ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях реализации положений ст. 39.18 ЗК РФ Комитетом было обеспечено опубликование извещений о предоставлении испрашиваемых Цыганашом К.В. земельных участков для указанных в заявлении целей в газете «Наша жизнь» Пряжинского муниципального района от 25.08.2016 г., на сайте Администрации Пряжинского национального муниципального района, в газете «Прионежье» № 31 от 05.08.2016 Прионежского муниципального района, сайте Администрации Прионежского муниципального района и на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Поскольку в течение тридцати дней со дня опубликования указанных выше извещений в адрес Комитета поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе, Комитетом было принято решение об отказе Цыганашу К.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, о чем ему было направлено письменное сообщение от 03.10.2016 года.
Распоряжениями от 21.11.2016 № от 12.12.2016 №р, от 24.10.2016 №р, №р, Госкомитетом были приняты решения об утверждении схемы расположения земельных участков, испрошенных истцом, на кадастровом плане территории.
В соответствии с государственным контрактом от 13.12.2016 №, заключенным между подведомственным Комитету государственным казенным учреждением Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» и ООО «Центр юридических и кадастровых работ», Общество обязалось выполнить кадастровые работы и обеспечить осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков, в том числе, в отношении испрашиваемых Цыганашом К.В. земельных участков. Согласно акту № выполнение работ по данном государственному контракту было принято Учреждением 23.12.2016 года. В результате земельному участку по заявлению № присвоен кадастровый номер №, земельному участку по заявлению №, земельному участку по заявлению №, земельному участку по заявлению №.
В целях получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения Учреждением 13.01.2017 года были направлены соответствующие запросы в АО «Газпром газораспределение Петрозаводск», АО «ПКС -Тепловые сети», АО «ПКС - Водоканал». Ответы на данные запросы поступили в адрес Учреждения в период с 19.01.2017 по 17.02.2017 года. Также Комитетом 03.03.2017 были направлены запросы в адрес МУП «Прионежский водоканал» и Филиал ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1». Ответы на данные запросы о возможности технологического присоединения поступили в адрес Комитета 14.03.2017 и 24.03.2017.
Согласно карте градостроительного зонирования территории д. Верховье, входящей в состав Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утверждённых Решением Совета Шуйского сельского поселения от 26.02.2014 № 02, испрашиваемые земельные участки расположены в зоне регулирования жилой застройки.
Согласно п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Информация о возможности выдачи правообладателям земельных участков градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и иных необходимых для использования земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования документов в связи с расположением в зоне ограничений поступила в Комитет в начале ноября 2017 года. Указанная информация была предоставлена специалистами отдела архитектуры и управления земельными ресурсами Администрации Прионежского муниципального района посредством телефонной связи.
Таким образом, у Комитета до указанного времени отсутствовала возможность для принятия решения о проведении аукциона и опубликовании соответствующего извещения, поскольку в данных документах необходимо указывать на какие-либо ограничения в использовании земельных участков. Принятие указанных выше решений до получения информации из Администрации могло повлечь нарушение прав заинтересованных в участии в аукционе лиц.
Распоряжением Комитета от 07.11.2017 №р Учреждению было предписано провести открытый аукцион на право заключения договоров аренды испрашиваемых Цыганашом К.В. в заявлениях №, №, №, № земельных участков.
По заявлениям Цыганаша К.В. № и № после осуществления публикации извещений о предоставлении испрашиваемых земельных участков и поступления заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе, принятия Комитетом решение об отказе Цыганашу К.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, утверждения схем расположения земельных участков д<адрес>, требовалось заключение гражданско-правового договора на проведение кадастровых работ и работ по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В период с декабря 2016 года по октябрь 2017 года Учреждением были заключены более десяти государственных контрактов на выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков. Согласно информации, предоставленной сотрудником аппарата Учреждения, государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ является единственным контрактом на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных на территории <адрес> Республики Карелия. Образуемые по заявлениям Цыганаша К.В. № и № земельные участки, которые после постановки на государственный кадастровый учет имеют кадастровые номера № и № соответственно, в данный государственный контракт были включены.
Письмом Учреждения от 14.11.2017 в адрес Администрации Пряжинского муниципального района направлен запрос о предоставлении технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении, в том числе, испрашиваемых Цыганашом К.В. земельных участков.
17.11.2017 в адрес Учреждения поступила информация из Администрации Пряжинского района о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Распоряжением Министерства от 17.11.2017 № 75-М/20р Учреждению предписано провести аукцион на право заключения договоров аренды, в том числе, земельных участков № и №
Приведенные выше обстоятельства не позволяют прийти к выводу о допущенном административным ответчиком бездействии по рассмотрению заявлений Цыганаша К.В. от 07.07.2016 №№, №.
Закон не устанавливает срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона по предоставлению земельных участков в случае отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, в связи с чем, а также с учетом административных процедур, необходимых для образования земельных участков и осуществления в отношении них государственного кадастрового учета, а также финансовых возможностей Учреждения при значительном объеме заключения соответствующих государственных контрактов, - нарушений требований закона судом не установлено.
Поскольку к моменту рассмотрения дела по существу распоряжения о проведении аукционов изданы, права истца не нарушены, что является также основаниям для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 21.11.2017 года