Решение по делу № 2-1399/2014 ~ М-1446/2014 от 07.07.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

Дело №2-1399/2014

29 июля 2014 года г. Черногорск

Черногорский городской суд РХ

в составе:

председательствующего Ермак Л.В.

при секретаре Парсаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плехановой О.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республике Хакасия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Плеханова О.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Черногорске РХ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов. Мотивируя свои требования тем, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черногорске РХ от 26.06.2014г. № 367, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж не включены периоды работы. Считает решение Управления Пенсионного фонда о не включении вышеуказанных периодов работы и не назначение пенсии с 17.06.2014 года незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п.п.5 п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на досрочную трудовую пенсию. В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях» основными условиями назначения досрочной трудовой пенсии являются педагогическая деятельность в соответствующей должности в образовательном учреждении, стаж работы не менее 25 лет, уплата страховых взносов. Она является педагогическим работником и специального стажа дающего право на получение пенсии у нее достаточно. Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию; назначить пенсию с момента обращения в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черногорске Республики Хакасия с 17.06.2014 года; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Черногорске РХ включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии:

- с 01.09.1983г. по 13.11.1983г., с 16.09.1984г. по 17.09.1984г. – в должности сестры - воспитателя в детском саду № 1 Черногорского комбината искусственных кож;

- с 14.11.1983г. по 15.09.1984г. - в должности музыкального руководителя в детском саду №1 Черногорского комбината искусственных кож;

- с 01.03.1995г. по 18.10.1998г., с 22.10.1998г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999г. по 26.07.2000г., с 01.08.2000г. по 11.09.2000г. - в должности музыкального руководителя в дошкольном лицее «Гнездышко» Черногорского городского управления образования;

- с 01.09.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 07.04.2002г., с 28.04.2002 г. по 23.03.2003г., с 24.04.2003г. по 21.09.2003г., с 13.10.2003г. по 21.03.2004 г., с 12.04.2004 г. по 19.09.2004г., с 11.10.2004г. по 13.03.2005г., с 04.04.2005 г. по 18.09.2005г., с 10.10.2005г. по 12.03.2006г., с 03.04.2006г. по 19.11.2006 г., с 03.12.2006. по 28.02.2007г. - в должности педагога дополнительного образования в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»;

- с 08.04.2002г. по 27.04.2002г., с 20.11.2006г. по 02.12.2006г.- курсы повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности с сохранением заработной платы;

- с 24.03.2003г. по 23.04.2003г., с 22.09.2003г. по 12.10.2003г., с 22.03.2004г. по 11.04.2004г., с 20.09.2004г. по 10.10.2004г., с 14.03.2005г. по 03.04.2005г., с 19.09.2005г. по 09.10.2005г., с 13.03.2006г. по 02.04.2006г. - нахождение в учебных отпусках;

- с 01.03.2007г. по 05.11.2007г., с 11.11.2007г. по 25.11.2007г., с 01.12.2007г. по 24.09.2008г., с 26.09.2008г. по 16.03.2014г., с 29.03.2014г. по 17.06.2014г. - в должности заведующей отделом по основному месту работы и педагогом дополнительного образования по совмещению в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» с 06.11.2007г. по 10.11.2007г., с 26.11.2007г. по 30.11.2007г., с 17.03.2014г. по 28.03.2014г. - курсы повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности с сохранением заработной платы. Взыскать с ответчика уплаченную при подаче искового заявления в суд государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, по изложенным в заявлении доводам.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черногорске Калягина Н.В., действующая на основании доверенности от 13.03.2014 г., требования истца не признала, полагает решение пенсионного органа № 367 от 26.06.2014г. законным и обоснованным. Просит в удовлетворении требований истца отказать в силу приведенных в указанном решении правовых оснований.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч.2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

В силу ст.7 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статьи 19 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию (указанную часть пенсии).

Период работы истца - с 01.09.1983г. по 13.11.1983г., с 16.09.1984г. по 17.09.1984г. – в должности сестры - воспитателя в детском саду № 1 Черногорского комбината искусственных кож подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, подтверждается объяснениями сторон, что истец с 01.09.1983г. по 13.11.1983г., с 16.09.1984г. по 17.09.1984г. работала в должности сестры-воспитателя в детском саду № 1 Черногорского комбината искусственных кож.

Этот период в решении N 367 от 26.06.2014 г. исключен ответчиком из подсчета стажа для досрочного назначения пенсии в связи с отсутствием должности "сестра-воспитатель" в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. (далее - Список N 781).

Согласно "Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, "Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 (действующим в период до 01.11.1999 г.) право на льготное пенсионное обеспечение предоставлялось "воспитателям", при этом, наименование учреждения для детей "детский сад" предусмотрено Списком.

Суд, с учетом объяснений истца, пришел к выводу, что истец фактически выполняла функции воспитателя, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей.

Суд, руководствуясь разъяснениями данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25, исходит из того, что в спорные периоды истец фактически осуществляла такую педагогическую деятельность, которая дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а несовпадение наименования должности в которых работала истец вышеназванным Списками не должно служить безусловным основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Период работы истца с 14.11.1983г. по 15.09.1984г. в должности музыкального руководителя в детском саду №1 Черногорского комбината искусственных кож подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, подтверждается объяснениями сторон, что истец с 14.11.1983г. по 15.09.1984г. работала в должности музыкального руководителя в детском саду № 1 Черногорского комбината искусственных кож.

Этот период в решении N 367 от 26.06.2014 г. исключен ответчиком из подсчета стажа для досрочного назначения пенсии в связи с отсутствием подтверждения нормы рабочего времени.

В судебном заседании установлено, что работа истца в качестве музыкального руководителя протекала в период с 1983 по 1984 г. и в таком случае при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии спорные периоды, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период в силу правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении N 320-О от 05.11.2002 года. Из указанного решения Конституционного суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.

В спорный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397. В указанном Перечне должность "музыкальный руководитель" отсутствует, как отсутствует она и в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, однако, как усматривается из разъяснения Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г. N 19 "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разъяснил, что по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных ясли-садах; педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу лишь с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953. Поскольку для указанного выше периода для воспитателей не требовалась выработка ставки для включения периода в подсчет специального стажа, для музыкального руководителя в спорный период выработка нормы педагогической нагрузки также не требовалась.

При этом суд учел, что отсутствие архивных документов и прекращение деятельности юридического лица не может служить основанием для лишения гражданина права на досрочное назначение пенсии.

Период работы истца с 01.03.1995г. по 18.10.1998г., с 22.10.1998г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999г. по 26.07.2000г., с 01.08.2000г. по 11.09.2000г. в должности музыкального руководителя в дошкольном лицее «Гнездышко» Черногорского городского управления образования

подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, подтверждается объяснениями сторон, что истец с 01.03.1995г. по 18.10.1998г., с 22.10.1998г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999г. по 26.07.2000г., с 01.08.2000г. по 11.09.2000г. в должности музыкального руководителя в дошкольном лицее «Гнездышко» Черногорского городского управления образования.

Этот период в решении N 367 от 26.06.2014 г. исключен ответчиком из подсчета стажа для досрочного назначения пенсии в связи с тем, что наименование учреждения «дошкольный лицей» не предусмотрено Списком № 781.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрена должность музыкального руководителя и наименования учреждений - дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований, сады-ясли, детские ясли), общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования.

Оценив в совокупности представленные доказательства и установив, что в оспариваемый период истец работала в детском учреждении, которое является дошкольным образовательным учреждением и соответствует признакам образовательного учреждения, названного в п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об образовании", при этом менялись их наименования, однако цели и задачи (воспитание и обучение детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей) не изменялись, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о включении спорного периода в специальный трудовой стаж.

Периоды работы истца с 01.09.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 07.04.2002г., с 28.04.2002 г. по 23.03.2003г., с 24.04.2003г. по 21.09.2003г., с 13.10.2003г. по 21.03.2004 г., с 12.04.2004 г. по 19.09.2004г., с 11.10.2004г. по 13.03.2005г., с 04.04.2005 г. по 18.09.2005г., с 10.10.2005г. по 12.03.2006г., с 03.04.2006г. по 19.11.2006 г., с 03.12.2006. по 28.02.2007г. в должности педагога дополнительного образования в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка (педагог дополнительного образования), в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В данном случае у истца не выполняется условие о наличии факта работы в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, что подтверждается копией трудовой книжки.

Поскольку период в должности педагога дополнительного образования в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» не подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, то не подлежат включению в специальный стаж следующие периоды: с 08.04.2002г. по 27.04.2002г., с 20.11.2006г. по 02.12.2006г.- курсы повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности с сохранением заработной платы; с 24.03.2003г. по 23.04.2003г., с 22.09.2003г. по 12.10.2003г., с 22.03.2004г. по 11.04.2004г., с 20.09.2004г. по 10.10.2004г., с 14.03.2005г. по 03.04.2005г., с 19.09.2005г. по 09.10.2005г., с 13.03.2006г. по 02.04.2006г. - нахождение в учебных отпусках.

Периоды работы истца с 01.03.2007г. по 05.11.2007г., с 11.11.2007г. по 25.11.2007г., с 01.12.2007г. по 24.09.2008г., с 26.09.2008г. по 16.03.2014г., с 29.03.2014г. по 17.06.2014г. в должности заведующей отделом по основному месту работы и педагогом дополнительного образования по совмещению в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, в должности педагога дополнительного образования засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Норма часов педагогической работы в спорный период установлена в Постановлении Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Постановлении Правительства РФ № 2075 от 24.12.2010 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Суд пришел к выводу о том, что истцом в указанные периоды не выполнялась необходимая педагогическая учебная нагрузка, что подтверждается справкой б/н от 17 июня 2014 г.

Должность заведующей отделом не указана в наименовании должностей Списка N 781, не предусматривается право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности заведующей отделом.

Поскольку период в должности заведующей отделом по основному месту работы и педагогом дополнительного образования по совмещению в Черногорском муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» не подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, то не подлежат включению в специальный стаж следующие периоды: с 06.11.2007г. по 10.11.2007г., с 26.11.2007г. по 30.11.2007г., с 17.03.2014г. по 28.03.2014г. - курсы повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности с сохранением заработной платы.

Вместе с этим, даже с учетом включенных судом периодов специальный стаж Плехановой О.С. составляет менее 25 лет и является недостаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения к ответчику. Поскольку суд первой инстанции обязал ответчика включить в специальный стаж истицы периоды работы 6 лет 4 месяца 22 дня, а ответчиком засчитан в специальный стаж период работы 10 лет 9 месяцев 22 дня, на дату обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 17.06.2014 года ее специальный стаж составил 13 лет 4 месяца 16 дней, следовательно, на указанную истицей дату право на досрочную пенсию у нее не возникло, требование о признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии с даты обращения не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республике Хакасия включить период:

- с 01.09.1983г. по 13.11.1983г., с 16.09.1984г. по 17.09.1984г. – в должности сестры - воспитателя в детском саду № 1 Черногорского комбината искусственных кож;

- с 14.11.1983г. по 15.09.1984г. - в должности музыкального руководителя в детском саду №1 Черногорского комбината искусственных кож;

- с 01.03.1995г. по 18.10.1998г., с 22.10.1998г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999г. по 26.07.2000г., с 01.08.2000г. по 11.09.2000г. - в должности музыкального руководителя в дошкольном лицее «Гнездышко» Черногорского городского управления образования;

в специальный стаж Плехановой О.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В остальной части отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в города Черногорске Республики Хакасия в пользу Плехановой О.С. расходы по возврату государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Ермак

Мотивированное решение составлено 04 августа 2014 г.

2-1399/2014 ~ М-1446/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Плеханова Ольга Степановна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Л.В.Ермак
Дело на сайте суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
07.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2014Передача материалов судье
07.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2014Подготовка дела (собеседование)
23.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2014Дело оформлено
05.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее