Решение по делу № 2-642/2015 ~ М-594/2015 от 19.06.2015

№2-642/2015 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

рассмотрев в с.Выльгорт 20 августа 2015 года материалы гражданского дела по заявлению председателя Правления товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» Даньщиковой Е.Л. об оспаривании предписания начальника Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району,

установил:

Председатель правления товарищества собственников жилья «ул. <данные изъяты>» Даньщикова Е.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания начальника Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району от 27.02.2015. В обоснование требований указано, что 27.02.2015 начальником государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району председателю правления товарищества собственников жилья «ул. <данные изъяты>» Даньщиковой Е.Л внесено предписание , которым на заявителя в срок до <дата> возложена обязанность принять решение на общем собрании об отмене начисления дополнительных платежей в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, а также принять решение на общем собрании об отмене решения о компенсации убытков, понесенных товариществом собственников жилья. С данным предписанием заявитель не согласен ввиду того что, указанные решения приняты собственниками помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке при соблюдении предусмотренной процедуры, а правление, в свою очередь, реализуя принятые решения осуществляло соответствующие действия. Кроме того, Даньщикова Е.Л. указала, что поскольку товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, вывод должностного лица о том, что собственники помещений в многоквартирном доме не отвечают по обязательствам товарищества, является необоснованным. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Даньщикова Е.Л. просила признать предписание начальника Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району от 27.02.2015 незаконным.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.07.2015 произведена замена заинтересованного лица с ненадлежащего заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району на надлежащее заинтересованное лицо – Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

В судебном заседании заявитель Даньщикова Е.Л. и ее представитель Мороз С.С., допущенный к участию в деле в качестве представителя заявителя по устному ходатайству последнего, заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно указав, что требование должностного лица об отмене принятых в установленном порядке решений как общего собрания собственников жилья, так и правления незаконно, ввиду того, что законом не предусмотрено право председателя правления принимать решения об отмене такого рода решений.

Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Адамчук В.Н., уполномоченный соответствующей доверенностью, с требованиями не согласился, указав, что оспариваемое предписание вынесено им как должностным лицом в пределах предоставленных полномочий по факту выявления нарушения товариществом собственников жилья «ул. <данные изъяты>» жилищного законодательства.

Заслушав объяснений лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми государственной жилищной инспекцией Республики Коми по Сыктывдинскому району проведена проверка в отношении товарищества собственников жилья «ул.<данные изъяты>», о чем составлен акт внеплановой документарной проверки.

По результатам внеплановой документарной проверки председателю правления товарищества собственников жилья «ул. <данные изъяты>» Даньщиковой Е.Л. 27.02.2015 внесено предписание в связи с тем, что в ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства.

Так, согласно оспариваемому предписанию, председателю правления товарищества собственников жилья в срок до <дата> необходимо было принять решение на общем собрании об отмене решения общего собрания собственников многоквартирного дома от <дата> в части начисления дополнительных платежей в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, а также об отмене дополнительного начисления в виде компенсации убытков, понесенных товариществом в результате незаконного обогащения ООО «<данные изъяты>» в сумме <данные изъяты>, установленного на основании решения, принятого правлением товарищества собственников жилья на заседании <дата>.

Находя предписание государственной жилищной инспекцией Республики Коми по Сыктывдинскому району от 27.02.2015 несоответствующим закону по причине невозможности его исполнения председателем правления, который не наделен полномочиями по отмене решений, принятых общим собранием собственников жилья и правлением товарищества, Даньщикова Е.Л. просила о его отмене.

Частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Из материалов дела следует, что о принятом предписании заявителю Даньщиковой Е.Л. стало известно в день его вынесения, а именно, 27.02.2015.

С заявлением о признании незаконным предписания, являющегося предметом настоящего рассмотрения, Даньщикова Е.Л. обратилась в суд 28.05.2015, которое Сыктывдинским районным судом Республики Коми оставлено без движения и впоследствии возвращено заявителю в связи с неисполнением требований суда об исправлении недостатков заявления. С исправленными недостатками заявление в суд вновь подано Даньщиковой Е.Л. 19.06.2015.

Положения приведенных норм процессуального законодательства, в совокупности с установленными обстоятельствами дают суду основания сделать вывод о том, что предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд заявителем пропущен не был.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 13.11.2014 № 446 «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми» Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, энергетики, газоснабжения, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми, координирующим в сферах жилищно-коммунального комплекса, энергетики и газоснабжения деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Комитет имеет территориальные органы - инспекции, не являющиеся юридическими лицами, наделенные правами структурного подразделения Комитета, исполняющие в городах и районах Республики Коми государственные функции, отнесенные к компетенции Комитета.

Как указывалось выше оспариваемое предписание вынесено должностным лицом – начальником государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району по результатам проведения внеплановой документарной проверки деятельности товарищества собственников жилья.

Положением о территориальном органе Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденным приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми №01-03/08 от 01.12.2014 в соответствии с предоставленными полномочиями, установлено, что инспекция обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Согласно п.3 раздела 5 приведенного Положения для реализации возложенных функций инспекция уполномочена, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, с учетом приведенных положений суд исходит из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа для осуществления проверки соблюдения требований жилищного законодательства.

Между тем, оценивая законность вынесенного предписания, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 167 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством переделах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Председатель правления товарищества собственников жилья является одним из членов правления, возглавляет его, права и обязанности председателя обусловлены компетенцией правления, определенной ст. 147, 148, 151 Жилищного кодекса РФ.

При этом полномочия председателя правления закреплены в ст. 149 Жилищного кодекса РФ, исходя из которой председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Следовательно, председатель правления, обладая собственной компетенцией, установленной в ст. 149 Жилищного кодекса РФ, является единоличным исполнительным органом.

Как следует из оспариваемого предписания, последнее внесено в адрес председателя правления товарищества собственников жилья – Даньщиковой Е.Л. При этом данным предписанием на председателя правления возлагается обязанность в срок до <дата> принять решение об отмене принятых решений общим собранием собственников жилья и правления товарищества.

Между тем, приходя к выводу о наличии правовых оснований к признанию оспариваемого предписания незаконным, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 147 Жилищного кодекса РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Статья 44 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. При этом в соответствии со ст.46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Таким образом, исходя из приведенных положений Жилищного кодекса РФ, принятые в установленном порядке решения органов управления товарищества не могут быть в произвольном порядке отменены председателем правления товарищества собственников жилья, поскольку в силу закона единоличный исполнительный орган не уполномочен принимать решения об отмене принятых в установленном порядке таких решений.

В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.

Между тем, фактически требования оспариваемого предписания направлены на понуждение председателя правления товарищества собственников жилья принять решения, которые в соответствии с действующим жилищным законодательством не входят в компетенцию председателя правления, и порядок оспаривания которых установлен Жилищным кодексом РФ.

При этом предметом настоящего рассмотрения вопрос о законности принятых органами управления товарищества собственников жилья решений, об отмене которых предписано заявителю, не является, в связи с чем, доводы представителя заинтересованного лица в названной части судом не принимаются.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что предписание по своей правовой природе носит властный характер и преследует цель понудить должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, с учетом приведенных выше положений закона, приходит к выводу, что требования, изложенные в предписании государственной жилищной инспекции Сыктывдинского района от 27.02.2015, с учетом наличия не оспоренных в судебном порядке решений органов управления товарищества, противоречат действующему закону, а равно не могут быть признаны законными.

С учетом изложенного, суд находит требования Даньщиковой Е.Л. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Заявление председателя Правления товарищества собственников жилья «ул. <данные изъяты>» Даньщиковой Е.Л. об оспаривании предписания начальника Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району удовлетворить.

Признать предписание государственной жилищной инспекции Республики Коми по Сыктывдинскому району от 27.02.2015, вынесенное председателю правления товарищества собственников жилья «ул. <данные изъяты>» Даньщиковой Е.Л., – незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 25.08.2015. Судья Д.А. Колесникова

2-642/2015 ~ М-594/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Председатель Правления Товарищества собственников жилья "ул. Гагарина, дом 38" Даньщикова Екатерина Леонидовна
Другие
Государственная жилищная инспекция Республики Коми по Сыктывдинскому району
Комитет жилищно-коммунального хозяйства РК
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
19.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2015Передача материалов судье
23.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2015Предварительное судебное заседание
03.07.2015Судебное заседание
20.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.09.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.11.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.11.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.11.2017Дело оформлено
24.11.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее