Дело № 2 – 1928 / 2019 г. 28RS0017-01-2019-005299-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой З.В.,
с участием представителя истца - помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В.,
представителя ответчика - Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Циолковский Амурской области- Нечаева А.В.,
представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области – Довлетшиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному жилищно-эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --
- организовать и обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --
- разработать и утвердить соответствующую приказу программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --
- организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ТБО,
установил:
-- Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд с вышеуказанным иском.
Свои требования мотивировал следующим. Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным унитарным жилищно-эксплуатационным предприятием закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области (далее - МУЖЭП ЗАТО Циолковский) законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, в ходе которой установлено, что деятельность МУЖЭП ЗАТО Циолковский при эксплуатации полигона ТБО не в полной мере соответствует требованиям законодательства. На предприятии в нарушение требований санитарного законодательства отсутствует специальная программа (план) производственного контроля, производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО не осуществляется.
При проверке Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором МУЖЭП ЗАТО Циолковский --, установлено, что она не соответствует требованиям законодательства.
По фактам выявленных нарушений -- Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором МУЖЭП ЗАТО Циолковский за исх. -- внесено представление. Из ответа предприятия от -- -- следовало, что в связи с передачей полигона ТБО другой организации разработка МУЖЭП ЗАТО Циолковский документации, указанной в представлении, нецелесообразна.
Проверкой, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля в сентябре 2019 года, установлено, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский, продолжая эксплуатировать полигон ТБО, в полном объеме указанные нарушения не устранило. Предприятием заключен договор от -- -- возмездного оказания услуг с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии -- Федерального медико-биологического агентства», предметом которого является определение вредных химических веществ в атмосферном воздухе.
Выявленные нарушения не устранены: не разработаны программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, грунтовых вод, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО не организован и не осуществлялся.
Допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку ввиду отсутствия у предприятия достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения полигона ТБО, могут отразиться на здоровье проживающего и пребывающего на территории ЗАТО Циолковский населения, ограничивают гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.
Российская Федерация заинтересована в безусловном исполнении санитарного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что категория «жители ЗАТО Циолковский», учитывая что предусмотренное ст. 27 Конституции РФ право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, является изменяющейся величиной, которую нельзя индивидуализировать, то в данном случае прокурор обращается в суд с заявлением в интересах в том числе неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд:
возложить на муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --
- организовать и обеспечить осуществление в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --
- разработать и утвердить соответствующую приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от -- -- «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду;
организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду, в соответствии с программой мониторинга.
В судебном заседании помощник Благовещенского природоохранного прокурора Романченко С.В. настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Циолковский Амурской области - Нечаев А.В. с иском не согласен. Возражает против требований прокурора, т.к. в настоящее время в отношении ответчика начата процедура банкротства. У ответчика отсутствуют денежные средства и имеются непогашенные долги перед другими юридическими лицами. Удовлетворение требований истца затруднит выплату долгов ответчиком. Полагает, что по изложенным выше причинам, удовлетворение требований природоохранного прокурора не целесообразно, просит суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области – Довлетшина Т.А., с заявленными истцом требованиями согласна, однако полагает, что срок, в течение которого истец требует устранения нарушений, является недостаточным, в указанный срок невозможно выполнить все необходимые работы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Думы ЗАТО Циолковский Амурской области в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его представителя. Своего отношения к заявленным требованиям не высказал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Приморское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его представителя. Просил требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме, полагает, что требования являются обоснованными и законными.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд распределял бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, и, в силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ - по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01 1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в санитарных правилах «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01» (далее - СанПиН), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --. Разделом 6 СанПиН регламентирован порядок осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО. Так, в соответствии с п. 6.4 СанПиН для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Данная обязанность, как указано в абз. 2 п. 6.5 СанПиН, должна быть исполнена владельцем полигона ТБО.
На основании п. 6.7 СанПиН по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона.
В соответствии с п. 6.8 СанПиН ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям (п. 6.9 СанПиН).
Частью 1 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц осуществлять производственный контроль в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг. Требования к программе (плану) производственного контроля определены разделом III санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от -- --.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что деятельность МУЖЭП ЗАТО Циолковский при эксплуатации полигона ТБО не соответствует требованиям законодательства.
На предприятии в нарушение требований санитарного законодательства отсутствует специальная программа (План) производственного контроля, производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО не осуществляется.
При проверке Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором МУЖЭП ЗАТО Циолковский --, установлено, что она не соответствует требованиям законодательства.
По фактам выявленных нарушений -- Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором МУЖЭП ЗАТО Циолковский за исх. -- внесено представление. Из ответа предприятия от -- -- на акт реагирования следует, что в связи с передачей полигона ТБО другой организации разработка МУЖЭП ЗАТО Циолковский документации, указанной в представлении, нецелесообразна.
Проверкой, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля в сентябре 2019 года, установлено, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский, продолжая эксплуатировать полигон ТБО, в полном объеме указанные нарушения не устранило.
Так, предприятием только заключен договор от -- -- возмездного оказания услуг с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии -- Федерального медико-биологического агентства», предметом которого является определение вредных химических веществ в атмосферном воздухе.
По состоянию на 25.11. 2019 г. выявленные нарушения не устранены. Допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку ввиду отсутствия у предприятия достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения полигона ТБО, могут отразиться на здоровье проживающего и пребывающего на территории ЗАТО Циолковский населения.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.
По выявленным нарушениям Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем меры для устранения выявленных нарушений не принимаются.
В связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что удовлетворение иска невозможно, т.к. проведение работ не возможно ввиду отсутствия денежных средств и началом процедуры банкротства - судом отклоняются, поскольку ответчик не лишен обращения в соответствующие инстанции за выделением необходимых денежных средств.
Также ответчиком не представлены доказательства, что у него нет необходимых денежных средств на исполнение именно заявленных прокурором в настоящем иске требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Возражения представителя третьего лица на стороне ответчика – администрации ЗАТО Циолковский о том, что предложенный прокурором трехмесячный срок исполнения решения суда с момента вступления последнего в силу, отклоняются судом, поскольку установление данного срока не препятствует исполнению решения суда до его истечения.
Суд полагает, что предложенный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, является разумным и не противоречащим общим целям правосудия.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --
- организовать и обеспечить осуществление в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --
- разработать и утвердить соответствующую приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от -- -- «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером -- и в пределах его воздействия на окружающую среду, в соответствии с программой мониторинга.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 29 ноября 2019 года.
Председательствующий судья: О.Ю. Осокина