Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1928/2019 ~ М-1888/2019 от 10.10.2019

Дело № 2 – 1928 / 2019 г.                 28RS0017-01-2019-005299-12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 ноября 2019 г.                                                                        г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области

в составе председательствующего судьи                 Осокиной О.Ю.,

при секретаре судебного заседания                 Мальцевой З.В.,

    с участием представителя истца - помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В.,

    представителя ответчика - Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Циолковский Амурской области- Нечаева А.В.,

    представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области – Довлетшиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному жилищно-эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --

- организовать и обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --

- разработать и утвердить соответствующую приказу программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --

- организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ТБО,

установил:

-- Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд с вышеуказанным иском.

Свои требования мотивировал следующим. Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным унитарным жилищно-эксплуатационным предприятием закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области (далее - МУЖЭП ЗАТО Циолковский) законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, в ходе которой установлено, что деятельность МУЖЭП ЗАТО Циолковский при эксплуатации полигона ТБО не в полной мере соответствует требованиям законодательства. На предприятии в нарушение требований санитарного законодательства отсутствует специальная программа (план) производственного контроля, производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО не осуществляется.

При проверке Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором МУЖЭП ЗАТО Циолковский --, установлено, что она не соответствует требованиям законодательства.

По фактам выявленных нарушений -- Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором МУЖЭП ЗАТО Циолковский за исх. -- внесено представление. Из ответа предприятия от -- -- следовало, что в связи с передачей полигона ТБО другой организации разработка МУЖЭП ЗАТО Циолковский документации, указанной в представлении, нецелесообразна.

Проверкой, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля в сентябре 2019 года, установлено, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский, продолжая эксплуатировать полигон ТБО, в полном объеме указанные нарушения не устранило. Предприятием заключен договор от -- -- возмездного оказания услуг с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии -- Федерального медико-биологического агентства», предметом которого является определение вредных химических веществ в атмосферном воздухе.

Выявленные нарушения не устранены: не разработаны программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, грунтовых вод, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО не организован и не осуществлялся.

Допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку ввиду отсутствия у предприятия достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения полигона ТБО, могут отразиться на здоровье проживающего и пребывающего на территории ЗАТО Циолковский населения, ограничивают гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Российская Федерация заинтересована в безусловном исполнении санитарного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с тем, что категория «жители ЗАТО Циолковский», учитывая что предусмотренное ст. 27 Конституции РФ право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, является изменяющейся величиной, которую нельзя индивидуализировать, то в данном случае прокурор обращается в суд с заявлением в интересах в том числе неопределенного круга лиц.

Прокурор просит суд:

возложить на муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

    -    разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --

    -    организовать и обеспечить осуществление в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --

- разработать и утвердить соответствующую приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от -- -- «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду;

    организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду, в соответствии с программой мониторинга.

В судебном заседании помощник Благовещенского природоохранного прокурора Романченко С.В. настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика - Муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Циолковский Амурской области - Нечаев А.В. с иском не согласен. Возражает против требований прокурора, т.к. в настоящее время в отношении ответчика начата процедура банкротства. У ответчика отсутствуют денежные средства и имеются непогашенные долги перед другими юридическими лицами. Удовлетворение требований истца затруднит выплату долгов ответчиком. Полагает, что по изложенным выше причинам, удовлетворение требований природоохранного прокурора не целесообразно, просит суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области – Довлетшина Т.А., с заявленными истцом требованиями согласна, однако полагает, что срок, в течение которого истец требует устранения нарушений, является недостаточным, в указанный срок невозможно выполнить все необходимые работы.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Думы ЗАТО Циолковский Амурской области в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его представителя. Своего отношения к заявленным требованиям не высказал.

    Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Приморское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его представителя. Просил требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме, полагает, что требования являются обоснованными и законными.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд распределял бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, и, в силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ - по заявленным истцом требованиям.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01 1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в санитарных правилах «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01» (далее - СанПиН), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --. Разделом 6 СанПиН регламентирован порядок осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО. Так, в соответствии с п. 6.4 СанПиН для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Данная обязанность, как указано в абз. 2 п. 6.5 СанПиН, должна быть исполнена владельцем полигона ТБО.

На основании п. 6.7 СанПиН по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона.

В соответствии с п. 6.8 СанПиН ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям (п. 6.9 СанПиН).

        Частью 1 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц осуществлять производственный контроль в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг. Требования к программе (плану) производственного контроля определены разделом III санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от -- --.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что деятельность МУЖЭП ЗАТО Циолковский при эксплуатации полигона ТБО не соответствует требованиям законодательства.

На предприятии в нарушение требований санитарного законодательства отсутствует специальная программа (План) производственного контроля, производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО не осуществляется.

При проверке Программы производственного экологического контроля, утвержденной директором МУЖЭП ЗАТО Циолковский --, установлено, что она не соответствует требованиям законодательства.

По фактам выявленных нарушений -- Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором МУЖЭП ЗАТО Циолковский за исх. -- внесено представление. Из ответа предприятия от -- -- на акт реагирования следует, что в связи с передачей полигона ТБО другой организации разработка МУЖЭП ЗАТО Циолковский документации, указанной в представлении, нецелесообразна.

Проверкой, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля в сентябре 2019 года, установлено, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский, продолжая эксплуатировать полигон ТБО, в полном объеме указанные нарушения не устранило.

Так, предприятием только заключен договор от -- -- возмездного оказания услуг с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии -- Федерального медико-биологического агентства», предметом которого является определение вредных химических веществ в атмосферном воздухе.

По состоянию на 25.11. 2019 г. выявленные нарушения не устранены. Допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку ввиду отсутствия у предприятия достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения полигона ТБО, могут отразиться на здоровье проживающего и пребывающего на территории ЗАТО Циолковский населения.

Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.

По выявленным нарушениям Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем меры для устранения выявленных нарушений не принимаются.

В связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что удовлетворение иска невозможно, т.к. проведение работ не возможно ввиду отсутствия денежных средств и началом процедуры банкротства - судом отклоняются, поскольку ответчик не лишен обращения в соответствующие инстанции за выделением необходимых денежных средств.

Также ответчиком не представлены доказательства, что у него нет необходимых денежных средств на исполнение именно заявленных прокурором в настоящем иске требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Возражения представителя третьего лица на стороне ответчика – администрации ЗАТО Циолковский о том, что предложенный прокурором трехмесячный срок исполнения решения суда с момента вступления последнего в силу, отклоняются судом, поскольку установление данного срока не препятствует исполнению решения суда до его истечения.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, является разумным и не противоречащим общим целям правосудия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

-    разработать и утвердить соответствующую санитарным правилам «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП ---01», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --

    -    организовать и обеспечить осуществление в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.---01», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от -- --, производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --

- разработать и утвердить соответствующую приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от -- -- «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером --, и в пределах его воздействия на окружающую среду;

- организовать и обеспечить осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО, который расположен на земельном участке с кадастровым номером -- и в пределах его воздействия на окружающую среду, в соответствии с программой мониторинга.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 29 ноября 2019 года.

Председательствующий судья:                О.Ю. Осокина

2-1928/2019 ~ М-1888/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие ЗАТО Циолковский Амурской области
Другие
Дума ЗАТО Циалковский Амурской области
Приморское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Администрация ЗАТО Циолковский Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Осокина О.Ю.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
10.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2019Передача материалов судье
14.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее