Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 30 августа 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Горбунове В.Н.,
с участием истицы ОИВ, представителя истицы ЛВВ, представителя ответчика ТАА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОИВ к Администрации Костомукшского городского округа о признании права собственности на инженерные сети
установил:
Истица обратилась в суд с иском к администрации Костомукшского городского округа (КГО) о признании права собственности на инженерные сети, указывая в исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ истица заключила договор инвестирования с МКУ «СЖА», по которому приняла на себя обязательства по организации и финансированию строительства подъездных путей, инженерных сетей: электроснабжения, водоснабжения, канализации в районе малоэтажной застройки «Бамовский поселок» в <адрес> на участке №а по <адрес>, выделенном под строительство индивидуального жилого дома. Земельный участок, в состав которого входит участок находился в бессрочном пользовании МКУ «СЖА» на основании постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №. Строительные работы проводились в соответствии с разрешением № RU 103020002-15 от ДД.ММ.ГГГГ, которое было продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Истица исполнила обязательства по договору инвестирования в установленные сроки, что подтверждается актом приема-передачи результата инвестиционной деятельности по договору инвестирования №-с от ДД.ММ.ГГГГ. В целях осуществления технологического присоединения электрических сетей между ОИВ и АО «Прионежская сетевая компания» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также получены от МКП «Горводоканал КГО» технические условия подключения к сетям водоснабжения для осуществления технологического присоединения сетей водоснабжения, водоотведения и канализации. После выполнения условий договора инвестирования, истица обратилась с заявлением в администрацию КГО о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:04:0010104:288 для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ между истицей и администрацией КГО заключен договор аренды земельного участка № на срок 364 дня, по истечении срока действия которого ни одна из сторон не заявила о его расторжении, в силу чего договор возобновлен на неопределенный срок. Администрация КГО направила истице уведомление о том, что с ДД.ММ.ГГГГ договор аренды считается расторгнутым, что само по себе ведет к невозможности использования ею построенных инженерных сетей, тем самым нарушая её права на пользование и владение вновь созданным ею объектом недвижимости. Истица просит признать за ней право собственности на построенный объект - инженерные сети: электроснабжения, водоснабжения, канализации в районе малоэтажной застройки «Бамовский поселок» <адрес>, на участке с кадастровым номером 10:04:0010104:288 по <адрес>.
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Акционерное общество «Прионежская сетевая компания», Муниципальное казенное предприятие «Горводоканал Костомукшского городского округа».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
ДД.ММ.ГГГГ производство по делу возобновлено.
В судебном заседании истица ОИВ и ее представитель ЛВВ исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на земельном участке проложены инженерные сети, объект недвижимости не возводился. В марте 2017 года истица получила уведомление о расторжении договора аренды земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ, в июне 2017 года она обратилась с заявлением в адрес Администрации КГО о приостановлении процедуры расторжения договора аренды земельного участка. Представитель истицы считает, что признание за истицей права собственности на инженерные сети позволит ей в дальнейшем оформить права на земельный участок с целью строительства индивидуального жилого дома.
Представитель ответчика ТАА иск не признала, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Считает, что истицей выбран неверный способ защиты нарушенного права, Администрация КГО не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет распоряжение земельным участком, на котором расположены инженерные сети.
Третьи лица о месте и времени рассмотрения дела извещены, представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
В отзыве на исковое заявление Муниципальное казенное учреждение «Строительное жилищное агентство <адрес>» (далее МКУ «СЖА») указало, что инженерные сети на земельном участке №А по <адрес> построены за счет сил и средств ОИВ, в связи с чем требование о признании за ней права собственности на указанные сети обоснованно.
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска, поскольку МКУ «СЖА», заключив договор инвестирования, допустило неправомерное распоряжение земельным участком, находящимся в государственной собственности. Ничтожным является условие о предоставлении земельных участков без проведения аукциона и без проведения предварительной публикации. Земельный участок предоставлен истице Администрацией КГО на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с превышением имеющихся полномочий, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Государственным комитетом РК по управлению государственным имуществом и организации закупок. Требование истца направлено на легализацию самовольной постройки и признании права на объект недвижимости в обход законных процедур по оформлению земельно-правовых отношений.
Акционерное общество «Прионежская сетевая компания» оставляет вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда, при этом указало, что между истицей и АО «ПСК» заключен договор № КС0086-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно техническим условиям истице было необходимо выполнить мероприятия в границах своего участка, в том числе смонтировать ввод расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4кВ, установить щит учета с вводным коммутационным аппаратом и прибором учета с возможностью опломбирования. Уведомления о выполнении технических условий в адрес АО «ПСК» от истца не поступало.
МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» отзыва на исковое заявление не представило.
Заслушав объяснения истицы и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ МСУ «СЖА» (переименовано в МКУ «СЖА») передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 5,6 га (земли поселений), расположенный в районе улиц Зеленая и Хвойная для строительства группы жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и МСУ «СЖА» подписан договор №-С, согласно п. 1.1, п. 1.2 которого исполнитель в лице МСУ «СЖА» обязался по поручению инвестора (истца) производить технический надзор за строительством подъездных путей, инженерных сетей: водоснабжение, электроснабжение, канализация в районе малоэтажной застройки «Бамовский поселок» <адрес>, в том числе на участке №а, выделенном под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС). В свою очередь инвестор обязался финансировать все затраты, связанные со строительством подъездных путей и инженерных коммуникаций. После завершения строительства согласно п. 1.1 договора исполнитель передает земельный участок инвестору под индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и МСУ «СЖА» подписан акт приема-передачи результата инвестиционной деятельности по договору №-С от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией КГО вынесено постановление о передаче земельного участка площадью 1 346 кв.м. с кадастровым номером 10:04:0010104:288, расположенного в <адрес> в аренду ОИВ сроком на 364 дня.
ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Администрацией КГО заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому истице передан в аренду земельный участок площадью 1 346 кв.м., расположенный в <адрес>, разрешенное использование земельного участка - индивидуальный жилой дом (акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ). Участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией КГО направлено уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что при заключении договора инвестирования ДД.ММ.ГГГГ, а также при заключении договора аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ были нарушены вышеуказанные положения земельного законодательства, при этом в силу Закона Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельного участками, государственная собственность на которые не разграничена между органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> и органами государственной власти Республики Карелия» с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (к числу которых относится земельный участок, предоставленный по договору аренды ОИВ) осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Кроме того, суд считает, что инженерные сети не могут являться самостоятельным объектом недвижимости, так как предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, который планировался к возведению на указанном земельном участке истицей.
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По указанным основаниям, суд критически относится к заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ об отнесении инженерных сетей к объекту недвижимости.
Как установлено в судебном заседании, строительство индивидуального жилого дома не земельном участке не осуществлялось.
На основании изложенного, исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истицей права собственности на инженерные сети в районе малоэтажной застройки «Бамовский поселок» <адрес> на участке с кадастровым номером 10:04:0010104:288 по <адрес>, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 196-198,199 ГПК РФ, суд
решил
В удовлетворении исковых требований ОИВ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.