Дело № 2-3440/2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Ю.С.
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
при секретаре Холиковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Светлогорского межрайонного прокурора в интересах Серегина А.А. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области о понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Светлогорского межрайонного прокурора в интересах Серегина А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указав в обоснование поданного иска, что Серегин А.А. является инвалидом и имеет право на однократное бесплатное предоставление санаторной путевки ежегодно, им в органы социальной поддержки населения были представлены все необходимые документы для этого ДД.ММ.ГГГГ, однако, путевка не была предоставлена. С учетом уточнений просил обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» предоставить Серегину А.А. санаторно-курортную путевку за ДД.ММ.ГГГГ.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области.
Помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда Ботвина Л.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В судебное заседание от ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» поступил отзыв на заявленные исковые требования, в котором ответчик, не оспаривая по существу право истца на получение указанной выше меры социальной поддержки, в качестве причины не обеспечения последнего таким правом, ссылаются на недостаточность лимитов бюджетных средств для обеспечения граждан путевками. Указывают, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец учтен как льготник, имеющий право на получение путевки, под №. По мере поступления денежных средств льготнику будет осуществлено предоставление путевки.
Министерство социальной политики Калининградской области представило в суд отзыв на заявленные исковые требования. В отзыве указано на несогласие с заявленными исковыми требованиями. Министерство ссылается на то, что на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ последний был поставлен на учет для получения путевки. Путевка истцу будет предоставлена в порядке очередности. Также ссылаются на недостаточность денежных средств для исполнения обязательств по обеспечению льготников путевками.
Правительство Калининградской области также направило в суд письменный отзыв на исковые требования, по содержанию аналогичный отзыву остальных ответчиков.
Выслушав пояснения помощника прокурора Ботвиной Л.В., исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Серегин А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно и ему гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством для граждан данной категории. С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в рамках государственной социальной помощи истец обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ДД.ММ.ГГГГ, однако путевкой не обеспечен до настоящего времени.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, более того кем - либо из участвующих в деле лиц не оспаривались.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, в качестве одного из реабилитационных мероприятий предусматривает санаторно-курортное лечение.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 1.1 ч.1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Статья 6.3 данного Федерального закона предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Пунктом 3.7 указанного Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Согласно п.3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В силу положений ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, от получения набора социальных льгот Серегин А.А. в спорный период не отказывался и санаторно-курортной путевкой за 2013 год обеспечен не был из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели.
Учитывая приведенные выше положения закона, Серегин А.А. приобрел право на получение путевки на санаторно-курортное лечение с момента обращения за ней – ДД.ММ.ГГГГ и должен был быть обеспечен данной социальной услугой в течение календарного года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что истец обратился в орган социальной защиты населения с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 25 января 2011 года №33 «Об обеспечении на территории Калининградской области инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также о предоставлении отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» уполномоченным учреждением является областное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.
При этом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Светлогорского межрайонного прокурора в интересах Серегина А.А. удовлетворить.
Обязать Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» предоставить Серегина А.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2014 года.
Судья Ю.С. Никифорова
.
.