Решение по делу № 02а-0668/2023 от 14.02.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

27.04.2023 Замоскворецкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре фио, с участием представителя административного истца по доверенности Мостового И.А., представителя Минюста России по доверенности фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-668/2023 по административному иску фио к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественного объединения,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Терехов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения, обязании осуществить государственную регистрацию на основании заявления от 18 августа 2022 года и представленных документов.

В обоснование заявленных требований указано, что 06 июля 2022 года на общем собрании учредителей было принято решение о создании общественного объединения «Общероссийское общественное движение содействия развитию лыжных трасс России» (далее- Движение). 18 августа 2022 года в Минюст России было подано заявление о регистрации общественного объединения, к которому приложены необходимые документы.

22 сентября 2022 года Минюстом России принято оспариваемое решение, с которым не согласен, поскольку не имелось оснований для его принятия.

Представитель административного истца фио в судебное заседание явилась, требования поддержала.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации фио в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения.

 Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года  82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее  Закон  82-ФЗ), Федеральным законом от 08 августа 2001 года  129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее  Закон  129-ФЗ), пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года  1313, Административным регламентом  предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года  455 (далее  Административный регламент).

Как установлено в судебном заседании 24 августа 2022 года в Минюст России Тереховым А.С. представлены документы для государственной регистрации Общероссийского общественного движения содействия развитию лыжных трасс России при создании.

По результатам рассмотрения документов Минюст России пришел к выводу, что движением не соблюдены положения действующего законодательства: представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «Об общественных объединениях», противоречат законодательству Российской Федерации, оформлены в ненадлежащем порядке.

Движением на регистрацию представлено заявление по форме  Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 31 августа 2020 года  ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Заявление).

Согласно протоколу  1 Общего собрания от 06 июля 2021 года учредителями Движения являются 11 (одиннадцать) физических лиц (фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио).

Сведения об учредителях указываются в листах Б заявления и на основании подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона  129-ФЗ содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В то же время соответствующие листы заявления на учредителей для внесения сведений о них в ЕГРЮЛ на регистрацию не представлены, что является нарушением подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона  129-ФЗ.

В соответствии со статьей 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 5 Закона  129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно части 2 статьи 4 Закона  129-ФЗ ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом (ФНС и его территориальными органами) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 21 Закона  82-ФЗ для государственной регистрации общественного движения в Минюст России предоставляется, в том числе заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов.

Исходя из положений Закона  129-ФЗ и Приказа ФНС и ее территориальные органы вносят сведения в ЕГРЮЛ исключительно на основании заявления.

Согласно части 1 статьи 4 Закона  129-ФЗ при несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.

Таким образом, доводы административного истца о том, что сведения об учредителях вносятся в ЕГРЮЛ на основании отдельного документа (приложения) не соответствуют действительности.

Также являются несостоятельными доводы административного истца о том, что лист Б «Сведения об учредителе - физическом лице» заявления не заполняется и сведения об учредителях Движения в Минюст России не представляются несостоятельны и необоснованы, поскольку согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Закона  129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Кроме того, согласно статье 29 Закона  82-ФЗ для государственной регистрации общественного объединения представляются в числе прочих документов: заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; сведения об учредителях.

Пунктом 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011  455 (являлся действующим на момент принята решения об отказе в государственной регистрации Движения) указанные положения Закона  82-ФЗ уточняются и прямо указано, что сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению).

Таким образом, законодательством Российской Федерации четко предусмотрено, что сведения об учредителях общественного движения должны содержаться в ЕГРЮЛ, и для внесения данных сведений ФНС (ее территориальными органами) необходимо представлять заявление с заполненными листами Б в отношении учредителей - физических лиц.

Минюстом России при рассмотрении документов установлено, что в Уставе Движения, утвержденном Общим собранием 05 июля 2022 года, имеются следующие нарушения законодательства Российской Федерации и внутренние противоречия.

Уставом (н-р пункт 2.3.21) предусмотрено осуществление Движением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, однако виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которую может осуществлять Движение, не указаны в его Уставе, что является нарушением пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон  7-ФЗ).

Тогда как согласно пункту 2 статьи 24 Закона  7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

По мнению Минюста России, пункт 5.2 Устава противоречит положениям статьи 19 Закона  82-ФЗ, так как Уставом предусмотрено, что учредители Движения, учредители структурных подразделений Движения с момента создания Движения становятся его участниками, однако права и соответствующие обязанности они приобретают только с момента государственной регистрации Движения.

В то же время норма части 16 статьи 19 Закона  82-ФЗ указывает, что при создании общественных объединений в форме общественных организаиий учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Устава высшим руководящим органом Движения является Общее собрание.

Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ установлено, что высшим органом корпорации (в том числе общественного движения) является общее собрание его участников. В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом.

Согласно положениям пункта 1 статьи 65.3 ГК РФ высшим органом Движения должен являться съезд или конференция, так как число участников Движения превышает 100 человек.

Исходя из устава Движения, фактически высшим органом Движения является Съезд или Конференция, поскольку пунктом 6.1.2 устава Движения предусмотрено участие делегатов в высшем органе управления Движением (общее собрание Движения), и правомочность высшего органа установлена от количества присутствовавших делегатов.

Тогда как согласно пункту 4 статьи 29 Закона  7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

То есть общее собрание предполагает возможность участия всех членов (участников) общественного объединения и правомочно, если присутствует более половины.

Съезд или конференция предполагают участие делегатов (представительство), как правило выдвигаемых от имени региональных отделений, и правомочны при наличии более половины делегатов.

Из вышеприведенного следует, что высший орган управления Движением должен называться Съезд либо Конференция.

Вопросы, касающиеся утверждения годового отчета и бухгалтерской отчетности, создания других юридических лиц, а также участия в них, создания филиалов и открытия представительств отнесены к компетенции Исполнительного комитета Движения (пункты 6.2.6, 6.2.7 устава), что является нарушением пункта 3 статьи 65.3 ГК РФ, поскольку согласно части 3 пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом. А нормы абзаца 5 статьи 8 Закона  82-ФЗ, позволяющие отнести ряд вопросов к компетенции не высшего органа управления общественного объединения, относятся к общественным объединениям, созданным в виде общественной организации, а не общественного движения.

Уставом не предусмотрен единоличный исполнительный орган Движения, регионального отделения Движения (в случае приобретения им прав юридического лица), что является нарушением пунктов 2 и 3 статьи 65.3 ГК РФ; В уставе Движения отсутствуют нормы определяющие кто является единоличным исполнительными органом Движения, регионального отделения Движения.

Пункты 6.3.1-6.3.5 устава Движения определяют председателя исполнительного комитета Движения как лица, действующего от имени Движения без доверенности, но не единоличного исполнительного органа Движения. Аналогично пункты 9.1.15-9.1.18 не определяют Директора регионального отделения Движения как единоличный исполнительные орган Движения.

Согласно статье 14 Закона  82-ФЗ под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и 

В нарушение указанной статьи в структуре Движения предусмотрены местные уполномоченные представители (пункт 9.2, 9.2.1 и др. Устава).

В пункте 9.1.8 Устава определены вопросы исключительной компетенции Общего собрания регионального отделения, при этом в нарушение пункта 4 статьи 29 Закона  7-ФЗ решение по ним принимается не квалифицированным большинством голосов (статья 9.1.9 Устава).

Согласно пункту 4 статьи 29 Закона  7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетениии высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифииированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Пункт 9.1.8 Устава определяет вопросы исключительной компетенции общего собрания регионального отделения Движения, при этом лишь часть из указанных вопросов принимается квалифицированным большинством голосов.

По результатам рассмотрения представленного комплекта документов Минюстом России в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 23 Закона  82 Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации Общероссийскому общественному движению содействия развитию лыжных трасс России при создании (распоряжение  1258-р от 19.09.2022).

В соответствии с частью третьей статьи 23 Закона  82-ФЗ в случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Уведомление о принятом решении направлено Терехову А.С. в соответствии с частью третьей статьи 23 Закона  82-ФЗ ( 10-108726/22 от 22.09.2022), с подробным указанием всех выявленных нарушений законодательства.

По мнению суда, Минюст России на законных основаниях принято оспариваемое решение, решение принято в переделах предоставленной компетенции.

Минюстом России не нарушены права административного истца и не созданы препятствия в осуществлении прав, так как отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ (статья 23 Закона  82-ФЗ).

Доводы административного истца не свидетельствуют о незаконности решения, они основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права.

Таким образом, заявленные административные требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд, -

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административного иска фио к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественного объединения, отказать.

 

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья

 

Решение в окончательной форме изготовлено 04.05.2023г.

 

02а-0668/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 27.04.2023
Истцы
Терехов А.С.
Ответчики
Министерство юстиции РФ
Суд
Замоскворецкий районный суд
Судья
Хайретдинова Н.Г.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.04.2023
Решение
04.05.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее