Дело №2-3030 /2019
24RS0024-01-2019-003303-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Канск
Канский городской суд, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при помощнике Макаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко С.Н. к МБОУ СОШ № <адрес>, управлению образования администрации г. Канска о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кучеренко С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ № <адрес>, управлению образования администрации <адрес> о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ она работала в МБОУ СОШ № <адрес> в должности уборщика служебных помещений. Полагает, что ответчиком начислялась заработная плата с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с октября 2018 г. по июль 2019 г. в размере 64464,94 руб., с учетом работы в выходные, праздничные дни, сверхурочной работы.
Истец Кучеренко С.Н. в судебное заседание не явилась, уведомлена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Управления образования администрации г. Канска в судебное заседание не явился, в направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заменить ненадлежащего ответчика надлежащим.
Третье лицо представитель администрации г. Канска в судебное заседание не явился, в направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие,
Третье лицо представитель Министерства образования Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, МКУ «Централизованная бухгалтерия» в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г.а № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).
В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 1 ФЗ от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 г. в сумме 9 489 руб. в месяц. Статьей 1 ФЗ от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. в сумме 11 163 руб. в месяц. Статьей 1 ФЗ от 25.12.2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 г. в сумме 11 280 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года), 11 163 руб. (с мая 2018г. по август) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30 %, т.е. не менее 15 182 руб. 40 коп. (с января по апрель 2018 года), не менее 17 860 руб. 80 коп. (с мая по декабрь 2018 г.), не менее 18 048 руб. (с января 2019 г.).
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-п.
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно требованиям ст.96, 149 ТК РФ, при работе в ночное время, т.е. в период с 22 часов до 6 часов, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 152 Трудового кодекса РФ, предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Как установлено в судебном заседании, истец осуществляет трудовую деятельность в МБОУ СОШ № <адрес> в должности сторожа, что подтверждается трудовой книжкой.
Суд полагает установленными факт нарушения трудовых прав Кучеренко С.Н. выразившийся в выплате ей заработной платы за период с октября 2018 г. по июль 2019 г. ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:
октябрь 2018 г.:
Норма часов 184, отработано истцом по должности 103 час.:
11163 руб. /184 х 103 = 6248,85 руб.
Ночные 62 часа
2552:184=12,24 среднечасовая
12,24х35%х62=265,59
(6248,85+265,59) х1,6 (северная надбавка и районный коэффициент) = 10423,10 руб. (должно быть начислено) – 9998,28 руб. (начислено) = 424,82 руб. (недоначислено).
ноябрь 2018 г.
Норма часов 168, отработано 144
11163 руб. /168х 144 = 9568,29 руб.
Ночные 80 часов
2552:168=15,19 среднечасовая руб.
15,19х35%х80=425,33
Праздничные 5 часов
15,19х5=75,97
(9568,29+425,33+75,95)х1,6=16111,31(должно быть начислено) – 15309,43 руб. (начислено) = 801,88 руб. (недоначислено).
декабрь 2018 г.:
Норма часов 167, отработано истцом 149 часов:
11163 руб. /167 х 149= 9959,80 руб.
Ночные 82 часа
2552/ 167 х 82 х 35%=438,58 руб.
(9959,80 руб. +438,58 руб.) х 1,6 =16637,41 руб. (должно быть начислено) – 15401,10 руб. (начислено) = 1236,30 руб. (недоначислено).
январь 2019 г.
Норма часов 136, отработано истцом по должности 175 часов, из них 67 час. праздничные, 86 час. в ночное время:
11280 руб. /136 х 1175=14514,71 руб.
2552:136=18,74 среднечасовая
Ночные
18,75х35%х67=439,69
Праздничные
18,75х72 = 1350
(14514,71+439,69+1350)х1,6= 26087,04(должно быть начислено) – 19218,90 руб. (начислено) = 6868,14 руб. (недоначислено).
февраль 2019 г.:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 132 час., из них 72 час. праздничные 5 часов:
11280 руб. /159 х 127= 9009,81 руб.
Расчет за работу в ночное время:
2552/ 159 х 132 9364,53 руб.
2552:159=16,05 среднечасовая
Ночные 15,05х35%х72=404,47
Праздничные
16,05х5=80,25 руб.
(9364,53+404,47+80,25)х1,6= 15758,8 (должно быть начислено) – 14983,25 руб. (начислено) = 775,55 руб. (недоначислено).
март 2019 г.
Норма часов 159, отработано истцом по должности 149 часов, из них 19 час. праздничные, 82 час. в ночное время:
11280/159х149 = 10570,56 руб.
2552159=16,05 среднечасовая
ночные
16,05х35%х82=460,64
Праздничные
16,05х19=304,95
(10570,56+460,64+304,95)х1,6=18137,84 (должно быть начислено) – 16912,91 руб. (начислено) = 1224,93 руб. (недоначислено).
апрель 2019 г.:
Норма часов 175, отработано истцом по должности 144 час., из них 80 час. в ночное время:
11280 руб. /175 х 1144= 9281,83 руб.
2552:=14,58 среднечасовая
Ночные
14,58х35%х80=408,32 руб.
(9281,83+408,32)х1,6=15504,24(должно быть начислено) – 14850,93 руб. (начислено) = 653,31 руб. (недоначислено).
май 2019 г.
Норма часов 143, отработано истцом по должности 151 часов, из них 24 час. праздничные, 86 час. в ночное время:
11280/143х151= 11911,05 руб.
2552:143=17,85 среднечасовая
Ночные
17,85х35%х86=537,17
Праздничные
17,85х24=428,4
(11911,05+537,17+428,4)х1,6=20602,59 (должно быть начислено) – 18276, 43 руб. (начислено) = 2326,16 руб. (недоначислено).
июнь 2019 г.
Норма часов 151, отработано истцом по должности 156 час., из них 80 час. в ночное время, 19 час. праздничные:
11280 руб. /151 х 156 = 11653,51 руб.
2552:151=16,90 среднечасовая
Ночные
16,90х35%х80=473,22
Праздничные
1690х19=321,1
(11653,35+473,22+321,1) =19916,51 руб. (должно быть начислено) – 18183,20 руб. (начислено) = 1733,31 руб. (недоначислено).
июль 2019 г.
Норма часов 184, отработано истцом по должности 132 час., из них 80час. в ночное время.
11280 руб. /184 х 1132 = 8092,17 руб.
2552:184=3,87 среднечасовая
Ночные
13,87х35%80=388,35
(8092,17+388,35)х1,6=13568,83 (должно быть начислено) – 12947,48 руб. (начислено) = 621,35 руб. (недоплата отсутствует).
Всего 16665 руб. 75 коп.
При таких обстоятельствах суд полагает, что с работодателя МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Кучеренко С.Н. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за вышеуказанный период в размере 16665,75 руб.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика МБОУ СОШ № <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 667 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кучеренко С.Н. к МБОУ СОШ № <адрес> о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Кучеренко С.Н. недоначисленную заработную плату за период с октября 2018 г. по июль 2019 г. в размере 16665 руб. 75 коп.
Взыскать с МБОУ СОШ № <адрес> в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 667 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Глущенко Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2019 года