Дело № 2-639/2021
УИД: 28RS0019-01-2021-001084-70
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Серышево 16 ноября 2021 года
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Силантьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходуновой Марии Ивановны к Администрации Серышевского района о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Ходунова М.И. обратилась в суд с иском к Администрации Серышевского района, в обоснование заявленных требований указав, что она является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ранее она проживала по адресу: <адрес>, где была зарегистрирована по адресу: <адрес>, и состояла на учёте граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в администрации <адрес> с ноября 1992 года. После переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей она была поставлена на учёт в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «пенсионеры» в администрации Серышевского района Амурской области с 30 апреля 2002 года. Поскольку министерство ЖКХ утверждает единые по области списки граждан выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, она имеет право восстановиться в списках указанных граждан по категории «пенсионеры» с ноября 1992 года. Поскольку, заявление в администрацию <адрес> о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры" было подано ею в 1992 году, полагает, что администрации Серышевского района Амурской области необходимо изменить дату постановки ее на учёт с ноября 1992 года. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 131 - 132 ГПК РФ, просит обязать администрацию Серышевского района Амурской области изменить дату постановки Ходуновой Марии Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории "пенсионеры" на ноябрь 1992 года.
В судебное заседание истец Ходунова М.И., уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Серышевского района, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против удовлетворения иска не возражают.
Представитель третьего лица, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации, закрепляет право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27, что согласуется с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола N 4).
Соответственно, реализация гражданами, которые были приняты на учет для получения жилищной субсидии, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
Статьей 2 Федерального закона N 125-ФЗ определена очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья для отдельных категорий граждан. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879.
В соответствии с п. п. 24, 25 данного Положения основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, сформированные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что с ноября 1992 года истец состояла на учете в администрации <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" в категории "пенсионеры". Меры социальной поддержки по данному Федерального закону не предоставлены. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией, предоставленной администрацией <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Серышевского района от 30 апреля 2002 года № истец принята на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Пунктом 21 пдп. "б", п. 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).
Из данных положений следует, что изменение места жительства, связанное с переездом в другую местность, является основанием для снятия гражданина с учета по прежнему месту жительства. Однако данное обстоятельство не влечет утрату или изменение права по получение социальных выплат.
Специальный порядок повторной постановки на учет на общих основаниях, установленный п. 22 Положения, применяется в случаях утраты права и его возникновения вновь. Поскольку изменение места жительства к таким обстоятельствам не относится, правовых оснований для повторной постановки на учет согласно п. 22 Положения не имеется и очередность определяется по первоначальной дате постановки на учет по прежнему месту жительства.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, <адрес> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд находит, что в связи с переездом истца из <адрес> в Серышевский район, право на получение жилищной субсидии не утрачено, поэтому повторная постановка на учет должна быть осуществлена с первоначальной даты постановки на учет.
Таким образом, у истца Ходуновой М.И. имеется право постановки на учет в администрации Серышевского района с ноября 1992 года.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ходуновой Марии Ивановны удовлетворить.
Обязать администрацию Серышевского района Амурской области изменить дату постановки Ходуновой Марии Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории "пенсионеры" на ноябрь 1992 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ (И.В. Кулагина)
Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2021 года