Дело № 2-1100/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года с. Устье, Усть-Кубинский район,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Серебряковой О.И.,
при секретаре Менемчиадис Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области Соколовой Е.А.,
представителя ответчика Крайневой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области об обязании составить паспорта отходов и направить документы в Управление Росприроднадзора по Вологодской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Кубинского района Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области (далее – администрация сельского поселения Устьянское) об обязании в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорта отходов организации и направить заверенные копии паспортов, а также документов, подтверждающих отнесение видов отходов к конкретному классу опасности в Управление Росприроднадзора по Вологодской области. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Устьянское требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Устьянское допускаются нарушения в указанной сфере. В результате деятельности ответчика образуются отходы I-IV классов опасности. Между администрацией сельского поселения Устьянское и ООО «Аквалайн» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, транспортирование отходов осуществляется без утвержденного паспорта. От класса отходов зависит порядок обращения с ними, в связи с чем отсутствие паспорта отходов нарушает законодательство, а также может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, регламентированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Усть-Кубинскому району.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области Соколова Е.А. иск поддержала полностью по доводам, изложенным в иске.
Представитель сельского поселения Устьянское Крайнева И.Н. в судебном заседании иск признала полностью, пояснила, что уже начали составлять паспорта отходов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором поддержал исковые требования прокурора в полном объеме, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Усть-Кубинскому району Шарова О.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие «паспорт отходов» закреплено ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и подразумевает документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федеральный закон № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из ч. 3 ст. 14 вышеназванного закона следует, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Кроме того, ч.1 ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что транспортирование отходов должно осуществляться при наличии паспорта отходов.
Как следует из материалов дела, заместителем прокурора Усть-Кубинского района Екимовской Н.А. проведен мониторинг состояния законодательства в сфере осуществления органами местного самоуправления полномочий по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района, по результатам проверки заместителем прокурора 20.08.2019 составлен рапорт. Согласно рапорту, установлено, что в процессе осуществления деятельности администрации сельского поселения Устьянское образуются отходы V класса опасности, заключен договор с ООО «Аквалайн» на оказание услуг по обращению с ТКО, однако, паспортов отходов не имеется.
Согласно информации администрации сельского поселения Устьянское от 22.08.2019 паспорта отходов в администрации сельского поселения на ТБО нет, т.к. бюджет поселения является дотационным, в связи с этим не имеют возможности их разработать.
Между администрацией сельского поселения Устьянское (Потребитель) и ООО «Аквалайн» (Региональный оператор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № Ю-02347 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области, срок действия договора – с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В приложении к договору указан объем принимаемых ТКО – в месяц 0,774 куб.м, в год – 9,288 куб.м. Также между указанными сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образовавшимися при проведении субботника №С-0010.
Суду представлено заявление представителя сельского поселения Устьянское Крайневой И.Н. о признании исковых требований.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 3 Правил).
Из пункта 4 Правил следует, что паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно пунктам 6 и 7 Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Вместе с тем, в нарушении ст. 14, 16 Федерального закона №89-ФЗ, а также Правил в администрации сельского поселения Устьянское отсутствуют паспорта отходов, что является нарушением законодательства и может повлечь за собой нарушение прав граждан на благополучную окружающую среду.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Кубинского района Вологодской области удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области составить паспорта отходов и направить заверенные копии паспортов, а также документов, подтверждающих отнесение видов отходов к конкретному классу опасности в Управление Росприроднадзора по Вологодской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Серебрякова
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2019.