Дело 2-73 /2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2015 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Исаковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу Лысьвенский завод эмалированной посуды» о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод,
у с т а н о в и л:
Лысьвенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Лысьвенский завод эмалированной посуды» (далее ОАО «ЛЗЭП») о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в р. Лысьва через береговые сосредоточенные выпуски № 1 (на 42,7 км от устья на уровне уреза вод в меженный период), № 4 (на 42,4 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 6 (на 41,7 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 7 (на 41,2 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 8 (на 40,9 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), в результате которой максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах достигнет концентраций, указанных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014 и Разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26.05.2014 № 03-02-0171.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в результате деятельности ОАО «ЛЗЭП» по производству готовых металлических изделий образуются стоки, которые поступают на очистные сооружения. Согласно решения о предоставлении водного объекта в пользование № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014, выданного Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ОАО «ЛЗЭП» осуществляет сброс сточных вод в р. Лысьва (в черте населенного пункта) через 5 выпусков за № 1, 4, 6-8.
26.05.2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю данному предприятию было выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, согласно которому общество имеет право сбрасывать загрязняющие вещества в указанных в разрешении концентрациях. Однако вопреки требованиям законодательства, а также решения о предоставлении водного объекта в пользование № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014 и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26.05.2014 № 03-02-0171, предприятие не обеспечивает необходимой очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Лысьва через выпуски №№ 1, 4, 6, 7, 8, по различным показателям, что подтверждается протоколами испытаний, проводимых лабораторией ООО «ЛМЗ-Энерго». Таким образом, сброс ОАО «ЛЗЭП» сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением максимальных концентраций, в поверхностный водный объект р. Лысьва, может повлечь его загрязнение, нарушив тем самым право граждан (неопределенного круга лиц), Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Поскольку до настоящего времени контролирующим органом в сфере природопользования - Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю мер по понуждению ОАО «ЛЗЭП» к соблюдению требований природоохранного законодательства не принято, руководствуясь ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит возложить на ответчика обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод.
Судом к участию в деле в качестве 3/лица привлечено Управление Росприроднадзор по ПК.
В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Ситдиков Р.С. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению нормативной очистки сточных вод в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что сточные воды ОАО «ЛЗЭП» поступают в реку Лысьва через пять организованных выпусков, которые расположены за пределами зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Прокурор, заявляя требования в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылается на нарушение прав неопределенного круга граждан, проживающих в г. Лысьве. С учетом данных обстоятельств, считает, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться не пунктом 56 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ № 333 от 17.12.2007г., а нормативами сброса сточных вод (предельно допустимыми концентрациями химических веществ - далее ПДК), установленными для водоемов культурно-бытового назначения. Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 78 (ред. от 16.09.2013) «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03» (вместе с «ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ27.04.2003). Согласно представленным прокурором протоколов испытаний, проводимых лабораторией ООО «ЛМЗ-Энерго», химический состав сточных вод, сбрасываемых предприятием в реку Лысьва соответствует предельно допустимым нормам для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Таким образом, полагает, что ОАО «ЛЗЭП» не нарушает требования ст.42 Конституции РФ о праве неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, считает, что истцом не доказан факт того, что на момент его обращения в суд, ответчиком нарушены требования об обеспечении нормативной очистки сбрасываемых сточных вод в р. Лысьва через береговые сосредоточенные выпуски №№ 1,4,6,7,8. Срок действия представленных истцом протоколов испытаний истек 07 декабря 2014 года, соответственно доводы истца, основанные на результатах химического исследования воды, срок действия которых истек, необоснованны и не могут свидетельствовать о нарушении ответчиком ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно результатов проведенного химического анализа сточных вод по выпускам №№ 1 и 4 (протоколы испытаний №№ 1,2 от 17.01.2015 года) концентрация химических веществ в сточных водах по выпускам 1 и 4 не превышает предельно-допустимых норм. Граждане, из числа неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Лысьвенский городской прокурор, с какими-либо требованиями, свидетельствующими о нарушении их на благоприятную окружающую среду при пользовании ими водным объектом -рекой «Лысьва» в адрес ОАО «ЛЗЭП» не обращались. В связи с чем, считает, что требования прокурора являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ФИО7 дала аналогичные показания.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что по результатам плановой проверки, проведенной должностными лицами Управления в отношении ОАО «ЛЗЭП» в период с 1 по 28.07.2014 года, были выявлены нарушения водоохранного законодательства РФ. Постановлением от 11.08.2014 г. ОАО «ЛЗЭП» было привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ в связи с осуществлением сброса сточных вод в р. Лысьва с нарушением требований ч. 4 ст. 35 и ч. 5 ст. 56 Водного кодекс а РФ с нарушением условий водопользования, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Выслушав заявителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, открытое акционерное общество «Лысьвенский завод эмалированной посуды» осуществляет в установленном законодательством порядке производство готовых металлических изделий, а также и иные дополнительные виды деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 45-54).
В результате указанной деятельности образуются сточные воды, сброс которых осуществляется через пять организованных выпусков, расположенных на следующем расстоянии от устья:
на 42,7 км (выпуск № 1, производственные сточные воды); географические координаты 58°06'03" с.ш., 57°47'24" в.д.; тип сбросного устройства - трубный; тип выпуска - береговой, сосредоточенный; выпуск сточных вод расположен на уровне уреза воды в меженный период;
- на 42,4 км (выпуск № 4, производственные сточные воды);
географические координаты: 58°06'14" с.ш., 57°47'12" в.д:; тип сбросного устройства - трубный; тип выпуска - береговой, сосредоточенный; выпуск сточных вод расположен на уровне уреза воды в меженный период;
- на 41,7 км (выпуск № 6, производственные и ливневые сточные воды);
географические координаты: 58°06'30" с.ш., 57°47'06" в.д.; тип сбросного устройства - трубный; тип выпуска - береговой, сосредоточенный; выпуск сточных вод расположен на уровне уреза воды в меженный период;
- на 41,2 км (выпуск № 7, производственные сточные воды);
географические координаты: 58°06'49" с.ш., 57°47'12" в.д.; тип сбросного устройства - трубный; тип выпуска - береговой, сосредоточенный; выпуск сточных вод расположен на уровне уреза воды в меженный период;
- на 40,9 км (выпуск № 8, производственные и ливневые сточные воды);
географические координаты: 58°06'49" с.ш., 57°47'25" в.д.; тип сбросного устройства - трубный; тип выпуска - береговой, сосредоточенный; выпуск сточных вод расположен на уровне уреза воды в меженный период.
Указанные объекты были предоставлены ответчику в пользование на основании решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ПК за № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014 и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26.05.2014 № 03-02-017, выданного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по ПК.
В силу п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 9-12), использование части р. Лысьва на 0,9-42,8 км от устья для сброса сточных вод (выпуски № 1,4,6,7,8) может производиться водопользователем при выполнении им условий недопущения нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; соблюдения установленного режима использования водооохранных зон и их прибрежных защитных полос; соблюдения объема сброса сточных вод, установленного п.п. 9 п. 2.3 данного решения, а также соблюдения нормативов максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по каждому выпуску, установленных п.п. 10 п. 2.3 данного решения.
Более того, перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, по каждому из 5 выпусков сточных вод были установлены разрешением Федеральной служб по надзору в сфере природопользования ха № 03-02-0171 от 26.05.2014 года (л.д. 13-15).
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы, к которым относятся водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды относятся поверхностные водные объекты.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 19 названного Закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 данного Закона эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека(п. 1); критерии безопасности и(или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами(п. 2); для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п.4).
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также данные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 60 Водного Кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством ответственность за качество и состав сточных вод возлагается на пользователей водных объектов, в данном случае, на ОАО «ЛЗЭП», которое обязано соблюдать условия и режим водоотведения, приема (сброса) сточных вод, а также нормативы водоотведения по качеству сточных вод.
Как установлено в судебном заседании, в ноябре 2014 года в ходе прокурорской проверки на основании представленных ОАО «ЛЗЭП» протоколов испытаний сточных вод за период 2013-2014 г. было установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах сбрасываемых данным предприятием через 5 организованных выпусков относительно нормативных требований к качеству сбрасываемых сточных вод (л.д. 19-36).
В частности, было установлено, что в указанный период времени предприятие сбрасывало сточные воды с превышением содержания в них загрязняющих веществ.
Так, по результатам химического анализа проб воды за 1 квартал 2014 г. по выпуску № 1 фактическая концентрация веществ в сточных водах по меди превысила в 4,52 раза, по цинку в 4,8 раз, хлоридам – в 1,4 раза;
выпуск № 4: по бору в 1,84 раз; по взвешенным веществам в 3,97 раз; по нефти и нефтепродуктам в 7,57 раз; по никелю в 1,6 раз; нитритам в 3,19 раз; цинку в 2,05 раз;
выпуск № 6: по железу в 1,08 раз; нефти и нефтепродуктам в 11,62 раз; хлоридам в 1,47 раз; по цинку в 2,28 раз;
выпуск № 7: по железу в 1,07 раз; по марганцу в 6,07 раз; нефти и нефтепродуктам в 3,55 раз; хлоридам в 2,61 раз; цинку в 5,66 раз;
выпуск № 8: по нефти и нефтепродуктам в 2,28 раз; сульфатам в 2.41 раз; хлоридам в 1,36 раз; по цинку в 8,56 раз.
Согласно протокола результатов химического анализа (КХА) проб воды от 18.07.2014 г. № 231, концентрация загрязняющих веществ сбрасываемых сточных водах через выпуск № 4 превышает установленные нормативы по взвешенным веществам в 2,2 раза; хлоридам в 1,2 раз; нефти и нефтепродуктам в 8,4 раз.
Согласно протокола результатов количественного химического анализа проб воды от 18.07.2014 г. № 232, концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах через выпуск № 6 превышает установленные нормативы по взвешенным веществам в 2,2 раза; по нефти и нефтепродуктам в 58 раз.
Данные нарушения также отражены в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК от 24.07.2014 года.
Более того, превышение установленных решением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ПК за № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014 и разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26.05.2014 № 03-02-017 нормативов максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых данным предприятием, наблюдается и в представленных ответчиком отчетах за 3 и 4 квартал 2014 г. (л.д. 179-180).
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.08.2014 года (л.д. 100-108), ОАО «ЗЭП» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В силу ст. 7.6 КоАП РФ, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из постановления от 11.08.2014 года основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил факт осуществления деятельности по сбросу сточных вод в р. Лысьва в нарушение требований ч. 4 ст. 35 и ч. 5 ст. 56 Водного кодекса РФ, а также с нарушением условий водопользования, установленных п/п 9 и п/п 10 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Таким образом, суд считает, что исходя из представленных документов, судом установлен факт, что ответчик в ходе использования водного объекта, допустил превышение концентрации загрязняющих веществ относительно нормативных требований к качеству сбрасываемых сточных вод.
Доводы ответчика о том, что при рассмотрении данного дела необходимо руководствоваться не пунктом 56 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР РФ № 333 от 17.12.2007г., а нормативами сброса сточных вод (предельно допустимыми концентрациями химических веществ - далее ПДК), установленными для водоемов культурно-бытового назначения, поскольку требования прокурора направлены на защиту населения г. Лысьвы, суд во внимание не принимает.
Как следует из заявления, данные требования прокурором предъявлены по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Таким образом, заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, круг лиц которых, в данном случае является неопределенным.
При этом суд учитывает, что ненадлежащая организация ответчиком очистки сточных вод приводит к нарушению прав и законных интересов на благоприятную окружающую среду именно жителей г. Лысьвы, которые используют р. Лысьва в том числе и для рыболовства, а соответственно неисполнение ответчиком указанной выше обязанности создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения водного объекта, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания населения.
С учетом данных обстоятельств, суд также не принимает во внимание доводы ответчика о том, что граждане, из числа неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Лысьвенский городской прокурор, с какими-либо требованиями, свидетельствующими о допущенных нарушениях их прав на благоприятную окружающую среду, в адрес ОАО «ЛЗЭП» не обращались, поскольку в силу указанных выше требований законодательства право прокурора на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от обращений граждан, а зависит лишь от факта выявленных прокурором нарушений.
Доводы ответчика о том, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие факт допущенных им нарушений превышения концентрации загрязняющих веществ относительно нормативных требований к качеству сбрасываемых сточных вод на момент рассмотрения дела, суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Действительно, исходя из представленных ответчиком в ходе рассмотрения дела протоколов измерений от 17.01.2015 г., 20 и 21.01.2015 года, концентрация химических веществ в сточных водах по выпускам по выпускам № 1,4, 6,7 не превышает предельно-допустимых норм.
При этом, исходя из пояснений участников процесса, судом установлено, что в период января 2015 г. производственная деятельность предприятия осуществлялась не в полном объеме, соответственно снижение показателей концентрации химических веществ в сточных водах было вызвано именно в связи со снижением производственной деятельности, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о предпринятых ответчиком мер по устранению нарушений, в том числе по предписанию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.07.2014 г., в ходе судебного заседания не представлено.
Таким образом, суд считает, что данные протоколы не могут однозначно свидетельствовать о том, что ответчиком предприняты все необходимые меры по устранению выявленных нарушений по соблюдению условий сброса сточных вод, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014, выданного Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить нормативную очистку сточный вод, сбрасываемых в реку Лысьва, основаны на законе, какие-либо ограничения (препятствия) к выполнению данной обязанности у ответчика отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока исполнения возложенной на ответчика обязанности суд принимает во внимание доводы ответчика о длительности процедур по принятию мер для обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также требующихся для этого значительных материальных затрат, и с учетом данных обстоятельств считает необходим установить срок в один год с момента вступления решения суда в законную силу. Более длительный срок приведет к нарушению прав и законных интересов жителей г. Лысьвы. При этом в случае, если исполнение решения суда в указанный срок окажется затруднительным, ответчик вправе обратиться в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки его исполнения в порядке ст. 203 ГПК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Лысьвенский завод эмалированной посуды» обеспечить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в р. Лысьва через береговые сосредоточенные выпуски № 1 (на 42,7 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 4 (на 42,4 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 6 (на 41,7 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 7 (на 41,2 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), № 8 (на 40,9 км от устья на уровне уреза воды в меженный период), в результате которой максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах достигнет концентраций, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование № 59-10.01.01.007-Р-РСБХ-С-2014-02292/00 от 05.06.2014 и разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26.05.2014 № 03-02-0171.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья