Дело № 2-593/2017
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 02 июня 2017 года
мотивированное решение суда
составлено 07 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 02 июня 2017 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чепурного А.А.,
при секретаре Запалатской Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Ващенко С.В. о расторжении договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обратилось в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Ващенко С.В. о расторжении договора аренды лесного участка.
В обоснование заявленного требования Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края указало, что истцом в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с Ващенко С.В. заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 7.1. договора срок его действия установлен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация договора произведена ДД.ММ.ГГГГ запись о регистрации №.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. и 1.4. договора министерство передало, а ответчик принял по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение № к договору) для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,01 га, условный №, внесенный в государственный лесной реестр, являющийся частью земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделах 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Согласно ч. 1 ст. 41 ЛK РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках на территории субъекта Российской Федерации (в лесном плане субъекта Российской Федерации определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (ч. 2 и 3 ст. 41 ЛK РФ).
В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий. На землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 26 августа 1997 года № 547 «Об образовании государственных природных заказников краевого значения» территория площадью 7 558 га, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд) в г. Ставрополе и Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения «Русский лес».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005 года № 114-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес», согласно которому Заказник расположен в лесных кварталах 1-63, 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза. Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.
В соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года № 62, виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п.4 Правил). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (п.5 Правил). При этом леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. 6 Правил).
Согласно частям 1,3,5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Положением о заказнике установлено, что Заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим Заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только виды деятельности: сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы нескошенного травостоя шириной не менее 5 метров; сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения); регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне Заказника.
Местоположение Заказника определено путем указания конкретных кварталов лесного фонда в пределах лесничества, на территории которого он образован.
В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
По условиям договора на арендатора возложена обязанность использовать предоставленный для осуществления рекреационной деятельности лесной участок способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. 3.4.9 договора); сохранять природные ландшафты, объекты животного и растительного мира, водные объекты (п. 3.4.10 договора).
Лесной участок, используемый ответчиком, местоположение которого определено путем привязки к конкретному кварталу лесничества, на момент предоставления в рекреационных целях, находился на территории земель лесного фонда, объявленных заказником краевого значения, а именно: квартал 62 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество» входит в перечень кварталов с 1-го по 63-й Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (наименование в период создания Заказника).
Таким образом, договор аренды лесного участка заключен с ответчиком без учета требований вышеуказанных правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим же Кодексом, другими законами или договором, а по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных частью 2 этой же статьи.
Министерством письмами от 20 июня 2016 № 06/6-4423, от 21 октября 2016 года № 02/6-7925 ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть договор аренды. Согласно почтовому уведомлению ответчиком получено письмо 03 ноября 2016 года. Однако до подачи настоящего иска отказа или согласия о расторжении договора не получено.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 3.4.14 договора предусмотрено, что в случае прекращения действия договора арендатор обязан передать по акту приёма-передачи лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
Однако, ответчиком проект освоения лесов в министерство для проведения соответствующей государственной экспертизы не представлялся, поэтому приступить к освоению лесного участка по целевому назначению не вправе.
На основании вышеизложенного, просит суд расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный с Ващенко С.В. и обязать передать лесной участок, находящийся в федеральной собственности, предоставленный для осуществления рекреационной деятельности, площадью 0,01 га, условный №, внесенный в государственный лесной реестр, являющийся частью земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером №, в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделе 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района <адрес>, министерству по акту приёма - передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, в срок не превышающий 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Представитель истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Ответчик Ващенко С.В. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не явился, ранее предоставил суду отзыв, в котором указал, что он не согласен с расторжением договора аренды участка размером 9 м ? 10 м с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по следующим причинам. Участок напротив дачи ответчика по <адрес> был свалкой с самого начала создания дачного товарищества «Лесовод», то есть 1985-1986 годов. За время строительства дач и жизнедеятельности членов товарищества эта свалка превратилась в большую проблему. В 2009 году после заключения договора аренды с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды данного участка, расположенного между дачей Хлопотова В.В., участком Микаэлян Ц.Г. и дорогой (<адрес>) семья ответчика очистила участок, выровняла его, завезли землю, уложили плитку, сделали красивый цветник, посадили кустарники и сосну вдоль кромки оврага для предотвращения оползней. Всего за несколько лет ответчиком и его семьей было вложено на эти цели порядка <данные изъяты>. Сейчас на этот образцовый и красивый участок приходят играть дети с соседних улиц, мамы с колясками приходят погулять. Начиная с 2009 года согласно договора аренды ежегодно ответчик платит арендную плату в доход государства, семья ответчика никакого дохода с участка не имеет. Ответчик считает, что никакого вреда заказнику «Русский лес» он не наносит, а только приносит пользу людям.
Представитель третьего лица Природоохранной прокуратуры Ставропольского края надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не явился, предоставил суду отзыв, в котором указал, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обратилось в суд с заявлением о расторжении договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании Ващенко С.В. передать Министерству по акту приема-передачи в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, часть лесного участка с кадастровым номером № (условный №), находящегося в федеральной собственности, предоставленного Ващенко С.В. для осуществления рекреационной деятельности, площадью 13 561 га, местоположение: <адрес>, в срок не превышающий 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства, на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (ч. 2 и 3 ст. 41 ЛК РФ).
В соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года № 62, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, а также другие виды организации рекреационной деятельности. При этом виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п. 4). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (п. 5). Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. 6).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч. 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (ч. 3). Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (ч. 5).
В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий. На землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 26 августа 1997 года № 547 «Об образовании государственных природных заказников краевого значения» территория площадью 7 558 га, находящая в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд) в г. Ставрополе и в Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения «Русский лес».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005 года № 114-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес» (далее - Положение о заказнике), согласно которому заказник расположен в кварталах 1 - 63, 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза. Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.
Положением о заказнике установлено, что заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы нескошенного травостоя шириной не менее 5 метров; сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения); регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне заказника.
В соответствии с п. 3 Положения о заказнике на его территории запрещаются следующие виды деятельности: распашка земель, за исключением противоэрозионных посадок, намеченных проектами лесоустройства; пастьба скота; сбор лекарственных и иных растений; спортивная и любительская охота; добывание объектов животного мира; предоставление участков под застройку, для садоводства и огородничества; проведение геологических изысканий и разработка общераспространенных полезных ископаемых; предоставление участков под строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов и удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; взрывные работы; проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования; выжигание травостоя; любые иные формы хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Таким образом, предоставленный Ващенко С.В. в аренду лесной участок на момент предоставления находился на территории заказника краевого значения, что не учтено в договоре аренды лесного участка.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
По условиям договора аренды лесного участка на Ващенко С.В. возложена обязанность использовать предоставленный для осуществления рекреационной деятельности лесной участок способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; сохранять на лесном участке природные ландшафты, объекты животного и растительного мира, при этом проект освоения лесного участка до настоящего времени не разработан.
Учитывая изложенное, представитель третьего лица полагает, что на основании ст. 450 ГК РФ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края как арендодатель по решению суда вправе расторгнуть договор аренды лесного участка с Ващенко С.В., для его последующего включения в границы государственного природного заказника краевого значения «Русский лес».
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика, а также представителя третьего лица по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О). По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» образован на территории города Ставрополя и Шпаковского района Ставропольского края, занимает свыше 8 тыс. га, из которых более 6 тыс. - лесной массив. Создан для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны. Кроме того, лес выполняет климато-водорегулирующие и склонозащитные функции. На территории природоохранной зоны заказника расположены памятники природы краевого значения: «Курган Лохматый» и «Травертиновый источник в Русской лесной даче».
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (заготовка древесины; недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация и др;)
В силу ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» (далее - заказник) образован постановлением Губернатора Ставропольского края от 26 августа 1997 года № 547 «Об образовании государственных природных заказников краевого значения».
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2005 года № 114-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес».
Местоположение заказника указано следующее: Шпаковский район, лесной фонд в кварталах 1-63,69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза на склоне Ставропольской горы, северо-западнее города Ставрополя. Территория заказника площадью 7 558 га, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд). Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.
Местоположение спорного лесного участка с кадастровым номером 26:258:12:0032 площадью 0,01 га, являющегося частью земельного участка площадью 13561,0 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, указано следующее: в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделе 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество».
11 ноября 2009 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса РФ, проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды спорных лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
По результатам аукциона подписан протокол № 11, согласно которому допущен к участию Ващенко С.В. Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса РФ (участвовали менее чем два участника).
Согласно п. 4 протокола № 11 единственный участник аукциона может приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации договора аренды лесного участка и при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Протокол подписан со стороны организатора аукциона первым заместителем министра Хусточкиным А.Н. и единственным участником аукциона Ващенко С.В.
16 ноября 2009 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (арендодатель) и Ващенко С.В. (арендатор) заключен договор аренды № 218, согласно которому арендатор принял в аренду спорный лесной участок общей площадью 0,01 га для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1.4). Срок действия договора составляет 49 лет по 16 ноября 2058 года (п. 7.1 договора). Договор аренды прошел государственную регистрацию.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. и 1.4. договора аренды № 218 арендатору Ващенко С.В. переданы в аренду спорные лесные участки для осуществления рекреационной деятельности.
В качестве приложения 1 к названному договору аренды представлена схема расположения и границ лесного участка с условным номером 26:258:12:0132.
Истец подготовил и вручил ответчику письма от 20 июня 2016 года № 06/6 – 4423, № 06/6 – 7925 от 21 октября 2016 года, которыми предложил расторгнуть договор аренды лесных участков № 218 в добровольном порядке, которые не исполнены, в связи с чем, инициирован иск.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу п. п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Перечень оснований к досрочному расторжению договора аренды по требованию арендодателя определен п. 1 ст. 619 ГК РФ. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 и абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Условиями представленного договора аренды № 218 (раздел 5) предусмотрен порядок изменения и расторжения договора: по результатам очередного лесоустройства (внесении изменений в лесохозяйственный регламент) договор аренды подлежит соответствующему изменению (п. 5.2 договора); по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в разделе 6 настоящего договора; в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора (п. 6.2 договора).
Исходя из названных положений пунктов 2 и 4 статьи 620 ГК РФ, следует, что к недостаткам, препятствующим пользованию арендованным имуществом, могут быть отнесены не только физическое состояние объекта аренды, но и юридическая невозможность использовать имущество по назначению и в целях, согласованных сторонами договора аренды.
Согласно ч. 1 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается: возведение временных построек на лесных участках на территории субъекта Российской Федерации (в лесном плане субъекта Российской Федерации определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности), на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно - оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений).
Как следует из материалов дела, государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» образован в 1997 году на землях Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза, которое согласно приказу Рослесхоза от 21 августа 2008 года № 229 включено в создаваемое Ставропольское лесничество, что нашло отражение в лесохозяйственном регламенте Ставропольского лесничества.
В силу п. 1 ст. 27 Закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Положением о заказнике «Русский лес» установлено, что Заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим Заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только виды деятельности: сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы искошенного травостоя шириной не менее 5 метров; сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения), регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне Заказника.
Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным в пункте 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны.
Министерство обратилось в суд с иском о расторжении договоров аренды лесных участков от 16 ноября 2009 года № 218, ссылаясь на то, что переданный ответчику в аренду лесной участок находится в зоне особо охраняемых природных территорий (земли государственного природного заказника краевого значения «Русский лес»), на территории, которой в силу статьи 95 Лесного кодекса РФ запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ, а стороны не достигли соглашения о расторжении договора.
Учитывая описание границ заказника «Русский лес» в районе г. Ставрополя, местоположения границ спорных лесных участков, сведений о координатах характерных точек которые внесены в государственный кадастр недвижимости, относительно местоположения границ территории заказника, схемы расположения и границы лесных участков (приложение № к договору аренды №) спорный лесной участок площадью 0,014 га находятся в квартале 62 (Михайловское) выделе 32 является частью земельного участка площадью 13561 га с кадастровым номером 26:11:0:0028 в пределах земель лесного фонда, то есть входит в территорию названного заказника.
Арендуемый Ващенко С.В. лесной участок на момент его предоставления для целей рекреации и утверждения положительных заключений экспертной комиссии проекта освоения лесов были включены в территорию государственного природного заказника, что подтверждено фактическими обстоятельствами дела, на территории которой запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Для установления факта определенности границ лесничества и находящихся в его пределах кварталов, выделов и для конкретизации предмета аренды по договору № использовались существующие картографические материалы лесоустройства (планы, карты-схемы лесничества, иные данные).
В соответствии со ст. 12 Лесного Кодекса Российской Федерации (освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Проект освоения лесов по Проекту освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности Ващенко С.В. на арендуемом земельном участке не утверждены, в ином случае имеет место незаконное освоение лесного участка (ст. 26, 88 ЛК РФ), нарушено право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленное статьей 42 Конституции РФ, а также Российской Федерации, поскольку переданные лесные участки находятся в федеральной собственности. Тогда как частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.
Целевое использование лесного участка является существенным фактором, определяющим правовой режим лесного участка и пределы осуществления прав на него.
Спорный договор аренды лесного участка для целей рекреации заключен без учета требований вышеуказанных правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края, что влечет за собой его расторжение в судебном порядке и возложения на ответчика обязанности передать его истцу по акту приема-передачи.
Доказательства, опровергающие доводы Министерства, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены.
В то же время суд не может согласится с заявленным истцом требованием об установлении срока – не более 30 дней со дня вступления решения в законную силу, для исполнения ответчиком обязанности по передаче имущества по акту - приема передачи.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В обоснование требования об установлении такого срока исполнения решения истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения в установленный законом срок, что не препятствует истцу требовать исполнения решения суда в установленный законом способом и срок, а в удовлетворении такого заявления истцу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,01 ░░, ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 13 561 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:11:0:0028, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 62 ░░░░░░ 32 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 30 - ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,01 ░░, ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 13 561 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:11:0:0028, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 62 ░░░░░░ 32 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.