2-1-899/2020
64RS0007-01-2020-002766-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 ноября 2020 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ерохиной И.В.
при помощнике судьи Фроловой О.В.,
с участием истца Громовой В.Н., представителя ответчика государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Балашовская районная больница» по доверенности Шульженко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Громовой Валентины Николаевны к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балашовская районная больница», Министерству труда и социальной защиты Саратовской области о признании права на назначение и выплату единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Громова В.Н. обратилась в суд с иском, в котором просит признать причиной смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - инфицирование коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также за собой право на единовременное пособие как члену семьи умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В обоснование своих требований ссылается на то, что является супругой ФИО1, скончавшегося ДД.ММ.ГГГГ от коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19. На ее обращение о выплате единовременного пособия как члену семьи, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), Министерство труда и социальной защиты Саратовской области уведомило о несоответствии статуса умершего требованиям п.2 Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей, умерших в результате инфицирования короновирусной инфекцией (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 1 июня 2020 года. В медицинском свидетельстве о смерти серии 630620 № от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти ФИО1 значится <данные изъяты> (болезнь или состояние, непосредственно приведшие к смерти), патологическое состояние, приведшее к возникновению вышеуказанной причины приведено - <данные изъяты>, запись о первоначальной причине смерти отсутствует, коронавирусная инфекция, вызванная вирусом (COVID-19), приведена в графе II – прочие важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней. Основываясь на методических рекомендациях по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19, утвержденных Министерством здравоохранения РФ 27 мая 2020 года, истец указывает, что заболевание COVID-19 указывается в графе II тогда, когда летальный исход у лица с COVID-19 наступил от несчастных случаев и некоторых других острых заболеваний. Причиной же смерти ФИО1 явилась инфицирование коронавирусной инфекцией COVID-19.
В судебном заседании истец Громова В.Н. поддержала свои требования, согласно ее объяснениям, заболела одновременно со своим супругом. Первоначально ФИО1 не госпитализировали, рекомендовали лечиться дома, скорая помощь его забрала, когда он уже впал в кому, через сутки его не стало. Врач сказал, что умер он от коронавируса, патологоанатом пояснил, что одно легкое было полностью поражено. Хоронили супруга в закрытом гробу на специально выделенном кладбище. В первоначальном свидетельстве о смерти указано сердечная недостаточность, переделали документ, дописав во второй части - наличие коронавирусной инфекции.
Представитель ответчика ГУЗ СО «Балашовская районная больница» по доверенности Шульженко А.В. с иском не согласилась, объяснила проставление вторым пунктом в медицинском свидетельстве о смерти сведений о коронавирусе обнаружением его лишь при исследовании секционного материала легких умершего, полагала, что постановление Правительства Саратовской области №450-П от 1 июня 2020 года, утвердившее соответствующую выплату, распространяется на истца вне зависимости от того, в какой части пункта 19 медицинского свидетельства о смерти имеется запись о коронавирусе.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты Саратовской области не обеспечил своего участия на разбирательство дела, о его слушании надлежаще извещено. В письменных возражениях представитель данного ответчика по доверенности Шишкова Е.Л. в удовлетворении иска просила отказать по тем основаниям, что в представленной копии свидетельства о смерти ФИО1 коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, перечислена в разделе II пункта 19, а именно в прочих важных состояниях, способствовавших смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней. Такое указание по п.4.2 Методических рекомендаций по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанной с COVID-19, утвержденных Министерством здравоохранения РФ от 27 мая 2020 года, свидетельствует о наступлении летального исхода у лиц с подтвержденным COVID-19 от несчастного случая или некоторых других острых заболеваний, что не считается смертями от COVID-19. Министерство не наделено полномочиями устанавливать или перепроверять причину смерти, зафиксированную государственным учреждением здравоохранения, и выдаваемые ими медицинские свидетельства о смерти.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Саратовской области от 1 июня 2020 года №450-П утверждено Положение о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно которому право на единовременное пособие имеет один из членов семьи лица, проживавшего на территории области и умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), в период с 1 марта 2020 года по 31 октября 2020 года (п.2), к каким п.3 относит также супругу (супруга), состоявшую (состоявшего) на день смерти в зарегистрированном браке с умершим.
В соответствии с п.5 Положения единовременное пособие назначается и выплачивается на основании заявления, подаваемого в орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения непосредственно либо через учреждение социальной поддержки населения по месту жительства (по месту пребывания) на территории области, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), либо посредством почтовой связи.
Среди документов, прилагаемых к заявлению для назначения и выплаты единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), в пункте 6 Положения перечислены: копия заключения учреждения судебно-медицинской экспертизы о причине смерти, заверенная должностным лицом или органом (в случае назначения судебно-медицинской экспертизы), или копия медицинского свидетельства о смерти (корешка медицинского свидетельства о смерти), заверенная выдавшей его медицинской организацией, в котором отражено заключение о причине смерти в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года N 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти».
Также отмечено в означенном пункте, что лицо, обратившееся за назначением единовременного пособия, вправе представить иные документы, содержащие сведения, подтверждающие факты, наличие которых влияет на право назначения пособия.
Орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения принимает решение о назначении единовременного пособия или об отказе в назначении единовременного пособия и направляет уведомление о назначении или об отказе в назначении единовременного пособия в течение 30 календарных дней со дня обращения за назначением единовременного пособия (п.12 Положения).
В назначении единовременного пособия орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения отказывает, в том числе при случае, когда статус умершего не соответствует требованиям пункта 2 настоящего Положения (п.13 Положения).
Как установлено в судебном заседании, Громова В.Н. и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака II-РУ № от ДД.ММ.ГГГГ), вместе были зарегистрированы по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (свидетельство о смерти III-РУ №).
Исходя из записей медицинской карты № стационарного больного поступил ФИО1 в инфекционное отделение ГУЗ СО «Балашовская районная больница» ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 50 минут с диагнозом <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с <данные изъяты>; контакту он не был доступен, при лечении использовалась кислородная поддержка через аппарат Боброва, ДД.ММ.ГГГГ в 22:00 начата ИВЛ, ДД.ММ.ГГГГ в 01:30 наступила остановка сердечной деятельности, реанимационные мероприятия вследствие их неэффективности прекращены в 02:00, тогда же констатирована биологическая смерть.
Содержится в посмертном эпикризе: основной диагноз: I25.1 <данные изъяты>, тяжелое течение, возможно застойного характера; осложнения: ДН 3ст.; сопутствующие заболевания: <данные изъяты>
В рекомендациях посмертного эпикриза отмечено, что на фоне проводимого лечения отмечалось прогрессирование установленных заболеваний – нарастание дыхательной недостаточности, нарушение гемодинамики.
В предварительно выданном ДД.ММ.ГГГГ медицинском свидетельстве о смерти ФИО1 значится в п.19 (причины смерти) I.а)<данные изъяты> (код по МКБ-10 – <данные изъяты>) (болезнь или состояние, непосредственно приведшие к смерти), б)<данные изъяты> (код по МКБ-10 – <данные изъяты>) (патологическое состояние, которое привело к возникновению вышеуказанной причины). К прочим важным состояниям, способствовавшим смерти, но не связанным с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней, отнесена <данные изъяты> (код по МКБ-10 - <данные изъяты>).
В окончательном медицинском свидетельстве о смерти ФИО1 серии 630620 № от ДД.ММ.ГГГГ часть I п.19 оставлена без изменения, во второй части п.19 к прочим важным состояниям, способствовавшим смерти, но не связанным с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней, записано «Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестованием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).
Указание во второй части медицинского свидетельства о смерти серии 630620 № от ДД.ММ.ГГГГ COVID-19 (медицинское свидетельство о смерти не содержит заключение о причине смерти в результате инфицирования коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно несоответствие статуса умершего требованиям п.2 Положения явилось основанием к отказу выплаты истцу единовременного пособия в связи со смертью супруга в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (уведомление Министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 6 августа 2020 года).
Министерством здравоохранения РФ Минздравом России 27 мая 2020 года утверждены Методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19, где все случаи смерти, связанные с COVID-19, подразделяются на две группы: случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве первоначальной причины смерти; случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве прочей причины смерти, в том числе когда COVID-19 имеет существенное значение в развитии основного заболевания и его смертельных осложнений.
В рассматриваемой ситуации сотрудником ГУЗ СО «Балашовская районная больница» COVID-19 указан в окончательном медицинском свидетельстве о смерти серии 630620 № от ДД.ММ.ГГГГ в прочих важных состояниях, то есть не отнесено такое заболевание к первоначальной причине смерти.
Вместе с тем, в п.4.2 выше обозначенных Методических рекомендациях приведены случаи, при которых COVID-19 записывают в качестве прочей причины смерти и такие случаи не считаются смертями от COVID-19: смерть в результате ДТП при лабораторно выявленном COVID-19; в стационаре в результате оказания экстренная хирургическая помощь, например, при остром язвенном кровотечении (лабораторное исследование показало инфицирование COVID-19); при наличии острого заболевания, например, острого инфаркта миокарда со связанными с ним смертельными осложнениями (кардиогенный шок, фибрилляция желудочков и др.) при сочетании с COVID-19 без связанных с ней смертельных осложнений (пневмония, острый респираторный дистресс-синдром, тромбоэмболия) в качестве первоначальной причины смерти выбирают это острое заболевание.
Вирусоносительство возбудителя COVID-19 (код Z22.8), как приведено в Методических рекомендациях, не может быть причиной смерти, поэтому при наличии любого другого заболевания со смертельным осложнением выбор первоначальной причины смерти производится в соответствии с правилами МКБ-10.
Во всех ситуациях выбор первоначальной причины смерти делается на основе анализа всей первичной медицинской документации, протоколов патологоанатомических вскрытий и заключений эксперта (специалиста) по результатам судебно-медицинского исследования трупа и построения логической последовательности состояний, приведших к смерти, а также в соответствии с правилами Международной классификации болезней 10 Пересмотра (далее - МКБ-10).
Как видно из протокола патологоанатомического вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ умершего ФИО1, основным заболеванием выделено - <данные изъяты>. В патологоанатомическом диагнозе в качестве фонового заболевания отмечено – подтвержденная новая коронавирусная инфекция COVID-19, кодированная рубрикой U07.1, среди осложнений приведены <данные изъяты>, сопутствующими заболеваниями указаны <данные изъяты>.
В патологоанатомическом эпикризе значится, что при вскрытии ФИО1, 78 лет, выявлены причины смерти больного: острая дыхательная недостаточность вследствие полисегментарной пневмонии на фоне новой коронавирусной инфекции.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6, проводившая вскрытие и под чьим руководством оформлялось медицинское свидетельство о смерти ФИО1, пояснила, что новую коронавирусную инфекцию отнесла к фоновым заболеваниям, то есть сходному по патогенезу с основным заболеванием, но с разной этиологией. Фоновое заболевание, как следовало из показаний свидетеля, утяжеляет течение основного заболевания и может привести к смертельным осложнениям. Первичной причиной смерти ФИО1 явилась пневмония на фоне новой коронавирусной инфекции. Поскольку в медицинском свидетельстве о смерти отсутствует графа, связанная с фоновым заболеванием, о COVID-19 ею было указано под римской цифрой II, с Методическими рекомендациями по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19, свидетель не знакома, подтвердила неверность кодировки, приведенной в означенном медицинском свидетельстве о смерти.
При таком положении, на основании анализа и совокупной оценки медицинской карты стационарного больного ФИО1, патологоанатомического вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ, показаний свидетеля ФИО6, объяснений истца, суд приходит к убеждению, что в рассматриваемой ситуации выявленная посмертно у ФИО1 коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, способствовала развитию смертельного исхода.
По мнению суда, летальный исход у ФИО1 наступил именно в результате инфицирования коронавирусной инфекции (COVID-19), а потому Громова В.Н. как супруга умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией имеет право на получение единовременного пособия, о порядке и выплате которого утверждено Положение Постановлением Правительства Саратовской области №450-П от 1 июня 2020 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Громовой Валентины Николаевны к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Балашовская районная больница», министерству труда и социальной защиты Саратовской области о признании права на назначение и выплату единовременного пособия удовлетворить.
Признать причиной смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - инфицирование коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Признать за Громовой Валентиной Николаевной право на единовременное пособие как члену семьи ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (9 ноября 2020 года) путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.
Судья И.В.Ерохина