Гр. дело № 2-1507/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Ткаченко А.А.
при секретаре Горюновой А.В.,
с участием представителя ответчика Сирвутене Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельева Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировске Мурманской области о включении периода трудовой деятельности в специальный стаж работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Савельева Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кировске Мурманской области (далее - УПФР в г. Кировске) о включении периода трудовой деятельности в специальный стаж работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что ответчиком незаконно отказано ей в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Считает, что ответчиком при исчислении требуемого специального стажа необоснованно были исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации. Просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ..., с ... по ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с ....
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что отказ истцу, осуществляющей лечебную деятельность, в назначении досрочной пенсии был обоснован отсутствием требуемого специального стажа. Оспариваемые истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 516. А также повышение квалификации не может рассматриваться как трудовая деятельность. Лечебная или иная деятельность по охране здоровья в указанные периоды не осуществлялась. Просит в удовлетворении исковых требований Савельева Е.А. отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право на пенсионное обеспечение гарантировано статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии на дату обращения истца за назначением пенсии – 10.02.2016 регламентирован Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), который вступил в силу с 01 января 2015 года. Частью 3 статьи 36 названного Федерального закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (далее - Правила № 665).
Согласно пункту «н» части 1 и части 3 Правил № 665 в целях досрочного пенсионного обеспечения при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 30 Закона №400-ФЗ, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее – Правила № 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
- правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее – Правила № 516).
В соответствии с пунктом 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
- лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п. «б»).
Пунктом 2 Правил №781 предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила № 516.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Как установлено в судебном заседании, ... истец обратилась в УПФР в г. Кировске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, оформленного протоколом №... от ..., в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа - 30 лет при документально подтвержденном – 29 лет 07 месяцев 08 дней. В специальный стаж работы ответчиком не были засчитаны периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с ... по ..., с ... по ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ....
Из трудовой книжки истца следует, что с ... по ... она работала в должностях: акушерки родильного отделения Кировской центральной городской больницы Мурманской области г. Кировск, с ... по ... – ..., с ... по ... – старшей ...», с ... по настоящее время ...», которые включены в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от 20.10.2005 №392-О, 19.03.2009 №310-О-О, 16.07.2013 № 1071-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учёте выполняемой ими работы по занимаемой должности, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
В соответствиями с разъяснениями Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 №4, утвержденными постановлением от 17.10.2003 №70, при исчислении продолжительности страхового стажа в целях определения права на досрочной назначение пенсий, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж по назначению пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ и Правил № 516 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ранее действующем КЗоТ РСФСР.
Статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, согласно пункту 4 которого повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.
Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 года. №240н, в соответствии с пунктом 5 которого аттестация указанных специалистов проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении. Аналогичные приказы действовали и в спорные периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации (приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. №808н и от 19 марта 2009 года №128н, приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 г. №314).
В судебном заседании установлено, что в периоды с ... по ..., с ... по ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., Савельева Е.А. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы.
Из представленной истцом справки о периодах работы в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 30.1.20 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, следует, что в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и выписки по лицевому счету застрахованного лица Савельева Е.А., находящейся в материалах пенсионного дела, за все указанные периоды работодателем производились уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
По мнению суда, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку повышение квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью, на период прохождения которых за работником в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется средняя заработная плата и производится уплата работодателем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Поскольку с учетом включенных УПФР в г. Кировске периодов и периодов, подлежащих включению в стаж в льготном исчислении, по мнению суда, по состоянию на день обращения истца, то есть на 23.03.2016, она имела требуемый для назначения пенсии специальный стаж на соответствующих видах работ – 30 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из находящегося в материалах пенсионного дела заявления о назначении трудовой пенсии Савельева Е.А. обратилась в УПФР в г. Кировске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ..., в связи с чем досрочная страховая пенсия по старости должна быть назначена ей с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Савельева Е.А. удовлетворить.
Включить Савельева Е.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на соответствующих видах работ, предусмотренных п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ... по ..., с ... по ..., ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кировске Мурманской области назначить Савельева Е.А. с ... досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья А.А. Ткаченко