судья: Рубцова Н.В.
адм. дело №33а-4995
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2022 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Шаутаевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фио к ФСИН России, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, взыскании компенсации, устранении допущенного нарушения прав (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, №2а-1289/2021)
по апелляционной жалобе административного ответчика ФСИН России на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 декабря 2021 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров С.С. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий, обязании устранить допущенные нарушения его прав, присуждении компенсации в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что отбывает наказание на значительном удалении от места жительства родственников; ему созданы препятствия в осуществлении семейных связей; родственники не имеют возможности приехать на свидания. Обращался с заявлениями о переводе, которые административным ответчиком не рассмотрены в установленном порядке.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 декабря 2021 года административные исковые требования Федорова С.С. удовлетворены частично; признано незаконным бездействие ФСИН России в части нарушения срока рассмотрения обращений Федорова С.С. от 10 ноября 2020 года и 15 февраля 2021 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФСИН России просит об отмене данного судебного акта как незаконного. Административный истец с апелляционной жалобой на решение суда не обращается.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Удовлетворяя требования в части, суд правомерно исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств рассмотрения обращений о переводе, принятии по ним решения в установленном порядке и не опровергнуты доводы осужденного об отбывании наказания на значительном удалении от места жительства родственников, нарушении в связи с этим его прав; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что Федоров С.С. отбывал по приговору суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
29.09.2020 г. Федоров С.С. направил во ФСИН России обращение о переводе в иное исправительное учреждение.
10.11.2020 г. ФСИН России направила ответ о возможности перевода.
10.11.2020 г. направил заявление в ГУФСИН России по Красноярскому краю о переводе. Данное заявление также было перенаправлено в ФСИН России.
15.02.2021 г. Федоров С.С. направил в ФСИН России обращение от 11.02.2021 г. о сообщении судьбы ранее направленных обращений.
11.10.2021 г. ФСИН России направила ответ о том, что принято решение о переводе в распоряжение ГУФСИН России по адрес (по месту жительства).
Заключенный вправе рассчитывать на поддержание социально-полезных связей, контактов с внешним миром при отбывании наказания.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ (в редакции ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 96-ФЗ) по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее – Порядок), абзацем третьим пункта 9, пунктами 13, 16-17 которого также предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного; определено, что перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе); установлены сроки подготовки материалов по этому вопросу, утверждения заключения и его передачи во ФСИН России для разрешения по существу.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона, в том числе с точки зрения расположения учреждения. Следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (ст.ст. 73 и 81 УИК РФ).
Исходя из статьи 33 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также следует, что административный ответчик не вправе оставлять обращение осужденного о переводе ближе к месту жительства родственников без разрешения неоправданно долго; затягивать принятие по нему решения по существу; это не отвечает принципу правовой определенности, нарушает права и законные интересы осужденных и их родственников на сохранение, поддержание социально полезных, семейных отношений, ограничения которых обусловлены географической отдаленностью и транспортной труднодоступностью исправительного учреждения.
В рассматриваемом деле административным ответчиком в нарушение части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ не представлено доказательств соблюдения общего порядка рассмотрения обращений, предусматривающего своевременное рассмотрение заявления по существу поставленного вопроса, что является недопустимым; свидетельствует о формальном подходе ФСИН России к решению возложенных на него законодателем задач.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд принял применительно к пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ законное решение о частичном удовлетворении требований; обоснованно признал бездействие административного ответчика незаконным ФСИН России.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика правильности данных выводов суда не опровергают; не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и признается надлежащей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на отсутствие в законе конкретных сроков для рассмотрения заявления осужденного о переводе и аргументы административного ответчика о длительной процедуре согласования перевода в различных структурных подразделениях ФСИН России, указанного рода заявления не могут рассматриваться в отрыве от общего порядка рассмотрения обращений граждан (неопределенно долго). Ограничения в правах человека и гражданина лиц, совершивших преступления, в связи с применением к ним уголовного наказания в виде лишения свободы в качестве меры государственного принуждения не предполагают разрыва семейных связей осужденных во время отбывания ими наказания.
Само по себе то, что осужденный вправе иметь свидания с близкими и родственниками, вести с ними переписку и др., не освобождает административного ответчика от обязанности действовать в спорных правоотношениях добросовестно, соблюдать разумные сроки рассмотрения обращения о переводе, поскольку только это означает работу госоргана в соответствии с законом и без злоупотребления властью.
По материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено; апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
1