Решение от 23.12.2015 по делу № 2-438/2015 от 02.12.2015

Дело № 2-438/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 декабря 2015 года город Мезень

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Воробьевой М.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Улыбка» о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, возложении обязанности начисления и выплаты заработной платы не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к МБДОУ «Детский сад «Улыбка» о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера.

В обоснование заявленных требований указал на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ему в спорном периоде заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом № 106-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в сумме 5965 руб., на который должен начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районе Крайнего Севера.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть без участия представителя. В отзыве на иск указал, что с иском согласен.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец работает в должности старшего сторожа и по совместительству старшим сторожем на 0,5 ставки в МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенном в районе Крайнего Севера. К заработной плате ему выплачивается районный коэффициент в размере 40% и процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера в размере 80%.

В соответствии с Федеральными законами № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, № 408-ФЗ от 01.12.2014 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01.01.2015 года установлен в размере 5965 руб.

В августе 2015 года истцом отработано 18 рабочих дней при норме рабочего времени 21 рабочий день по должности старшего сторожа и 18 рабочих дней при норме 21 рабочий день по должности старшего сторожа (0,5 ставки) по совместительству. За выполнение данной работы в августе 2015 года истцу начислялась заработная плата с учетом должностных окладов <данные изъяты>., доплаты за ночные часы <данные изъяты>., стимулирующих выплат <данные изъяты>., месячной премии <данные изъяты>., компенсационной выплаты <данные изъяты>. Всего в августе 2015 года истцу начислено без учета районного коэффициента, процентной надбавки в районе Крайнего Севера <данные изъяты>., что превышает минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, 7669 руб. 28 коп. (5965+(5965:2)):21*18) пропорционально установленным должностным окладам и отработанному времени.

В сентябре 2015 года истцом отработана норма рабочего времени по должности старшего сторожа и норма рабочего времени по должности старшего сторожа (0,5 ставки) по совместительству. За выполнение данной работы в сентябре 2015 года истцу начислялась заработная плата с учетом должностных окладов <данные изъяты>., доплаты за ночные часы <данные изъяты>., стимулирующих выплат <данные изъяты>., месячной премии <данные изъяты>. Всего в сентябре 2015 года истцу начислено без учета районного коэффициента, процентной надбавки в районе Крайнего Севера <данные изъяты>., что ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, 8947 руб. 50 коп. (5965+(5965:2)) пропорционально установленным должностным окладам и отработанному времени.

В октябре 2015 года истцом отработана норма рабочего времени по должности старшего сторожа и норма рабочего времени по должности старшего сторожа (0,5 ставки) по совместительству. За выполнение данной работы в октябре 2015 года истцу начислялась заработная плата с учетом должностных окладов <данные изъяты>, доплаты за ночные часы <данные изъяты>, стимулирующих выплат <данные изъяты>., месячной премии <данные изъяты>. Всего в октябре 2015 года истцу начислено без учета районного коэффициента, процентной надбавки в районе Крайнего Севера <данные изъяты>., что ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, 8947 руб. 50 коп. (5965+(5965:2)) пропорционально установленным должностным окладам.

Таким образом, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районе Крайнего Севера, заработная плата истца составила в октябре, ноябре 2015 года <данные изъяты> и была менее минимального размера оплаты труда на территории Российской Федерации, чем это предусмотрено Федеральным законом № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, 8947 руб. 50 коп. в октябре, ноябре 2015 года, пропорционально установленным должностным окладам и отработанному времени.

Между тем, в силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент и надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как установленный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 Трудового кодекса РФ).

Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных ) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы –минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно – правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В силу положений статьи 2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1,2 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316,317 Трудового кодекса РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе, в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности, должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 Трудового кодекса РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315,316,317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах.

Поскольку заработная плата ФИО1, отработавшего норму рабочего времени в октябре, ноябре 2015 года по должностям старшего сторожа и по совместительству старшего сторожа на 0,5 ставки без начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составила соответственно <данные изъяты>., <данные изъяты>., то работодатель был обязан произвести доплату до минимального размера оплаты труда, после чего начислить к данным суммам районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера пропорционально установленным должностным окладам и отработанному времени. Однако этого сделано не было.

Истцу полагалось начислить за сентябрь 2015 года 19684 руб. 50 коп. ((<данные изъяты>). Фактически в сентябре 2015 года истцу начислено <данные изъяты>. Недоначисленная заработная плата в сентябре 2015 года составляет <данные изъяты>.

Истцу полагалось начислить за октябрь 2015 года 19684 руб. 50 коп. ((<данные изъяты>). Фактически в октябре 2015 года истцу начислено <данные изъяты>. Недоначисленная заработная плата в октябре 2015 года составляет <данные изъяты>.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за сентябрь, октябрь 2015 года в размере <данные изъяты>.

Поскольку заработная плата, начисленная ФИО1 за август 2015 года, превышает минимальный размер оплаты труда, то в удовлетворении требования о взыскании с ответчика в пользу истца <данные изъяты> следует отказать.

Поскольку заработная плата за сентябрь, октябрь 2015 года истцу начислялась работодателем без учета минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, незаконно, то требование истца о возложении на ответчика обязанности начислять и выплачивать заработную плату с учетом МРОТ по Российской Федерации, не менее суммы, исчисляемой из МРОТ, и после этого на данную сумму начислять районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера, подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч.1 п.п.1,3 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче искового заявления в соответствии с п.п.1.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ подлежала уплате госпошлина по имущественному требованию в размере 400 рублей и по неимущественному требованию в размере 300 рублей.

Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении размера взыскиваемой госпошлины, поскольку учреждение является бюджетным и находится в тяжелом финансовом положении.

Учитывая заявленное ходатайство, представленные доказательства, в соответствии с п.2 ст. 333.20 НК РФ, суд считает возможным уменьшить размер, подлежащей взысканию госпошлины до 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-438/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Елсуков Л.Е.
Ответчики
МБДОУ "Детсикй сад "Улыбка"
Суд
Лешуконский районный суд Архангельской области
Дело на сайте суда
leshksud.arh.sudrf.ru
02.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2015Передача материалов судье
03.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2015Судебное заседание
23.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее