Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 декабря 2016 года
Орджоникидзевский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Сыртлановой О.В.,
при секретаре Харчук Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.А.Н к ООО «Метпром» о признании права собственности на нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
Б.А.Н обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Метпром» о признании права собственности на нежилое здание, в обоснование заявленных требований указывая на то, что 25.07.2015г. между сторонами был заключен договор инвестирования денежных средств в строительство нежилого здания, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030632:49, согласно которому построенное нежилое здание будет являться ее собственностью. Объем инвестирования установлен договором в размере 300 000 рублей, которые ею уплачены. В 2015 году ответчик произвел строительство нежилого здания, однако обязательства по договору инвестирования, в части передачи истцу в собственность нежилого здания, не исполнил.
Приводя данные обстоятельства, истец просит суд сохранить самовольно построенное нежилое здание общей площадью 31,2 кв.м., расположенное по адресу: Орджоникидзевский <адрес>, РБ и признать за ней право собственности на указанное нежилое здание.
Истец Б.А.Н на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что указанные в заключение эксперта нарушения устранены, что отражено в заключение специалиста от 15.12.2016г.
ООО «Метпром» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Представитель третьего лица Администрации городского округа <адрес> Б.М.С. в судебном заседании указала на необоснованность исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, поскольку самовольная постройка построена с нарушением градостроительных норм, представляет собой угрозу для жизни и здоровья граждан, а также расположена на земельном участке, не предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
Третье лицо Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> РБ о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), с учетом мнения участников процесса, находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителей истца, третьего лица, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, в том числе иными способами, предусмотренными законами. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений гражданского законодательства Российской Федерации, гражданин может требовать не только пресечения действий, нарушающих его право, но и принудить к выполнению, предусмотренную законом обязанность, однако при этом лицо желающее защитить свои права обязано доказать факт их нарушения другими лицами.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений статей 273, 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ при передаче права собственности на недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Исходя из смысла данных норм объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Кроме того, согласно ст. 222 ГК РФ право собственности на объект недвижимости исключительно производно от прав на земельный участок, на котором располагается предполагаемый объект недвижимости.
В статье 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.
Для возникновения права на вновь созданный объект недвижимости необходимо наличие отвода земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм при возведении объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Б.А.Н и ООО «Метпром» заключен договор инвестирования денежных средств в строительство нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030632:49, по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес> инвестирования установлен в размере 300 000 рублей, внесение указанной суммы производится в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из пункта 1 договора следует, что построенное нежилое здание будет являться собственностью Б.А.Н
Согласно акту приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ Б.А.Н передала, а ООО «Метпром» принял денежную сумму по договору инвестирования от ДД.ММ.ГГГГ в размере 300 000 рублей.
На основании постановления Администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> РБ и ООО «Метпром» заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 02:55:030632:49, по адресу: Орджоникидзевский <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес>, занимаемый временным складом металлолома. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).
Согласно п. 5.3.1 договора арендатор имеет право самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием.
Земельный участок ответчик принял для использования в соответствии с целевым назначением (л.д. 93 акт приема-передачи).
Для установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением суда была назначена судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ координаты фактических характерных точек земельного участка не соответствуют координатам участка 02:55:030632:49, сведения о которых существуют в государственном кадастре недвижимости. <адрес> участка не соответствует площади участка 32:55:030632:49 в Постановлении Администрации ГО <адрес> РБ № от 10.09.2014г. Оценка расхождения фактического значения площади участка с данными кадастрового учета и данными правоустанавливающего документа составляет 2610-2465=+145 кв.м Ни один из пунктов, предусмотренный ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», материалами дела не подтвержден. Определить наличие либо отсутствие кадастровой ошибки, допущенной в отношении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:49 не представляется возможным. Вероятная причина несоответствия фактических границ участка сведениям государственного кадастра недвижимости - некорректное установление на местности границ земельного участка специалистами, проводившими данные работы, или землепользователями. При проведении геодезических изысканий землепользования с кадастровым номером 02:55:030632:49 в границах обследованного землепользования выявлено строение, площадь застройки составляет 38 кв.м. Объект недвижимости общей площадью 31,2 кв.м, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Выявленные нарушения устранимыми. По результатам сравнения данных геодезических изысканий со сведениями кадастра недвижимости установлено, что строение площадью застройки 38 кв.м., расположенное в границах обследованного землепользования по адресу: Орджоникидзевский <адрес> городского округа <адрес> РБ, <адрес>, полностью расположено в пределах кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:49. Объект недвижимости общей площадью 31,2 кв.м., находящийся по адресу: Орджоникидзевский <адрес> городского округа <адрес> РБ, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030632:49, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям соответствует, строительно-техническим нормам и требованиям не соответствует. Выявленные нарушения устранимы.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) указано, что при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
Кроме того, в силу ст. 222 ГК РФ право собственности на объект недвижимости может возникнуть исключительно с ведома и согласия на то, собственника земельного участка, где располагается предполагаемый объект недвижимости.
Согласно ст. 269 ГПК РФ только собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В градостроительном плане земельного участка приведена информация о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:49, с указанием о назначения объекта капительного строительства – склад.
Как следует из ответов главархитектуры Администрации ГО г.Уфа, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа земельный участок на котором находится спорное строение находится в зоне Т предназначенной для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, где размещение объектов жилого назначения является запрещенным видом функционального использования (л.д.74, 86), также в паспорте земельного участка указаны особые отметки земельного участка (л.д.80).
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Земельный участок, на котором находится самовольное строение, не принадлежит сторонам на праве собственности, также не представлено доказательств предоставления данного земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Установлено и сторонами не оспаривается то, что земельный участок, на котором располагаются спорные строения, принадлежит городскому округу г. Уфа. Администрацией городского округа г. Уфа разрешения на возведение (строительство) спорного объекта не выдавалось.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно п. 2 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, доказательств того, что у истца либо ответчика имеется разрешение на ввод спорных объектов в эксплуатацию, а также доказательств, свидетельствующих о том, что объекты строительства соответствуют проектной документации, техническим регламентам, возведены с соблюдением строительных норм и правил, во исполнение положений статей 49, 54, 55 ГрК РФ, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, суду не представлено.
У ответчика отсутствуют документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы по отводу земельного участка для строительства спорного объекта.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Представлено в материалы дела заключение ООО «Центр судебных экспертиз РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому спорный объект недвижимости общей площадью 31,2 кв.м, угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Объект недвижимости общей площадью 31,2 кв.м., находящийся по адресу: Орджоникидзевский <адрес> городского округа <адрес> РБ, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030632:49, противопожарным, строительно-техническим, санитарно- эпидемиологическим нормам и требованиям соответствует, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований истца, поскольку в нарушение условий договора аренды и действующих норм земельного и градостроительного законодательства возведение спорного объекта капитального строительства произведено ответчиком без согласования с собственником спорного земельного участка.
Разрешения на строительство либо на ввод в эксплуатацию спорного объекта в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом заявлены требования к ООО «Метпром», являющимся арендатором земельного участка, а не к Администрации ГО <адрес>, в связи с чем, в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ требования истца о сохранении самовольно построенного нежилого здания, признании права собственности на самовольную постройку, не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Б.А.Н к ООО «Метпром» о сохранении самовольно построенного нежилого здания, признании права собственности на нежилое здание отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья О.В.Сыртланова