РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» июня 2016 год город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи О.В. Гильмановой
при секретаре Я.А. Юсупове
с участием -истца Ш.Л.М
-представителя истца Ш.Р.З
-представителя ответчиков - Администрации ГО <адрес> и Администрации <адрес> района ГО <адрес> Г.А.Х
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш.Л.М, действующего в интересах недееспособной Ш.Е.М, к Администрации Городского округа <адрес>, Администрации Орджоникидзевского района ГО <адрес> о признании незаконным бездействия и предоставлении жилья
УСТАНОВИЛ:
Ш.Л.М, в интересах недееспособной подопечной Ш.Е.М, обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ с исковым заявлением к Администрации Городского округа <адрес>, Администрации <адрес> района ГО <адрес> о признании незаконным бездействия и предоставлении жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что Ш.Е.М, как лицо, страдающее расстройством психики, распоряжением главы администрации <адрес> района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях предоставления жилого помещения. Впоследствии Ш.Е.М незаконно снята с учета в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы. Полагают, что указанная позиция ответчиков является ошибочной, поскольку Ш.Е.М поставлена на учет с составом семьи - 1 человек, в связи с чем, суммировать жилую площадь в жилых помещениях принадлежащих всем членам семьи Ш.Е.М незаконно. Просит суд признать незаконным распоряжение главы Администрации <адрес> района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Ш.Е.М с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, обязать Администрацию ГО <адрес> восстановить Ш.Е.М на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, обязать Администрацию ГО <адрес> предоставить Ш.Е.М жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв. метров, а также с учетом её права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Ш.Л.М и его представитель Ш.Р.З заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, дали пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель Администрации ГО <адрес> и Администрации <адрес> района ГО <адрес> Г.А.Х в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поскольку Ш.Е.М обеспечена жилой площадью более учетной нормы. Кроме того, полагала, что истом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ /далее по тексту ЖК РФ/ и ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к компетенции органов местного самоуправления относятся функции, в том числе: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.М принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес> района ГО <адрес> с составом семьи 1 человек.
Распоряжением главы Администрации <адрес> района ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Ш.Е.М с тем же составом семьи снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований как обеспеченная жилой площадью.
В частности установлено, что Ш.Е.М зарегистрирована в квартире общей площадью 65,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> где на момент принятия распоряжения о снятии Ш.Е.М с учета, было зарегистрировано 7 человек, с учетом Ш.Е.М
Названное жилое помещение принадлежит на праве собственности члену семьи Ш.Е.М – З.Т.Л (племянница).
Кроме того, З.Т.Л на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 33,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Членам семьи Ш.Е.М – З.Т.Л и З.В.В принадлежит на праве совместной собственности квартира общей площадью 56,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв.м., общей площади на одного человека.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы
Как следует из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Следовательно, Ш.Е.М имеет обеспеченность общей площади жилого помещения на одного человека 22,0 кв.м. (65,5+33,1+56,1=155,0 кв.м.:7=22,0), то есть более учетной нормы, установленной в городском округе <адрес>.
Таким образом, Ш.Е.М не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что обеспечена по учетной норме общей площади жилого помещения в <адрес>.
Ссылка стороны истца на то обстоятельство, что ответчики незаконно суммировали жилую площадь в жилых помещениях принадлежащих всем членам семьи Ш.Е.М не является основанием для удовлетворения исковых требований поскольку, постановка Ш.Е.М на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма произведена с учетом всех членов семьи Ш.Е.М, в том числе З.Т.Л В противном случае, у Ш.Е.М не возникло бы права постановки на указанный учет.
Доказательств, свидетельствующих о том, что З.Т.Л не является членом семьи Ш.Е.М суду не представлено.
Далее. В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Судом установлено, что об оспариваемом распоряжении Ш.Л.М стало известно ДД.ММ.ГГГГ, о чем им также указано в исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела.
С рассматриваемым иском Ш.Л.М обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ш.Л.М, действующего в интересах недееспособной Ш.Е.М, к Администрации Городского округа <адрес>, Администрации <адрес> района ГО <адрес> о признании незаконным бездействия и предоставлении жилья оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Гильманова