Дело № 2-246/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» апреля 2014 года,
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Е.С.,
при секретаре Ремзиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козинной Е.В. об оспаривании действий должностного лица отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» в виде отказа в совершении регистрационных действий по замене номерных узлов транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Козинная Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании названного выше решения должностного лица отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Советский» (далее по тексту – ОГИБДД МО МВД России «Советский»). Заявитель просит признать незаконным решение начальника ОГИБДД МО МВД России «Советский» от ДД.ММ.ГГГГ за № по отказу в рассмотрении заявления, связанного с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства о возможной замене кузова автомобиля № на аналогичный кузов №; возложить на ОГИБДД МО МВД России «Советский» обязанность разрешить заявление от ДД.ММ.ГГГГ о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, связанную с заменой пришедшего в негодность кузова автомобиля № на аналогичный кузов №, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявление Козинной Е.В. мотивировано тем, что в её собственности с ДД.ММ.ГГГГ находится вышеуказанный автомобиль идентификационный номер (VIN) №, состоящий на государственном учёте в РЭГ г. Советска. ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание принадлежащего ей транспортного средства. В результате пожара, согласно акту о пожаре № (275) от ДД.ММ.ГГГГ, выгорел весь салон автомобиля, органы управления, бортовая электроника и электропроводка, уплотнительные соединения и остекление автомобиля, что привело к невозможности безопасной эксплуатации автомобиля. В связи с отсутствием возможности производства восстановительных работ кузова, а также невозможностью его замены на новый номерной узел, она ДД.ММ.ГГГГ для принадлежащего ей автомобиля на основании договора купли-продажи номерного агрегата приобрёла у ООО «<данные изъяты>» кузов от аналогичного автомобиля марки «<данные изъяты>» №, синего цвета, ДД.ММ.ГГГГ года, который был ввезён на таможенную территорию союза по таможенной декларации № ДД.ММ.ГГГГ. На её обращение в уполномоченную организацию ООО «<данные изъяты>», ей было выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о возможности установки приобретённого ею кузова на пришедшее в негодность транспортное средство. Согласно выводу эксперта производство замены кузова базового транспортного средства на аналогичный кузов того же завода-изготовителя возможно в условиях специализированного предприятия при положительных результатах проверки технического состояния на соответствие ГОСТ Р 51709-01. Работы по замене кузова автомобиля были произведены ДД.ММ.ГГГГ специализированным предприятием ООО «<данные изъяты>», по результатам которых выдано заявление-декларация от ДД.ММ.ГГГГ об объёме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, диагностическая карта транспортного средства. Эти документы подтверждают, что транспортное средство после произведённой замены номерного агрегата соответствует всем необходимым требованиям безопасности. Однако, на её обращение ДД.ММ.ГГГГ в ОГИБДД МО МВД России «Советский» с заявлением на внесение изменений в регистрационные данные принадлежащего ей транспортного средства, ДД.ММ.ГГГГ выдан отказ. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным. Считает, что регистрирующий орган, нарушив её права и законные интересы, без законных оснований уклонился от выполнения пунктов 5 и 6 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок), регламентирующих принятие решения с указанием в нём порядка и условий оформления и выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, на необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию, организаций, в которых оно может быть получено. Козинная Е.В. считает, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для принятия оспоренного ею решения на этапе поданного от неё заявления. По её мнению, такой отказ законодательством не предусмотрен, мотивировка отказа со ссылкой на ст. 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённый приказом МВД России 07.08.2013 № 605, не основана на фактических обстоятельствах.
Заявитель Козинная Е.В. в судебном заседании поддержала заявление по основаниям в нём изложенным. Дополнила, что принадлежащее ей транспортное средство марки «<данные изъяты>» полностью выгорело после пожара, и восстановлению не подлежало, поэтому под имеющиеся у неё документы, ей из Германии привезли автомобиль аналогичной марки в разобранном виде, оформленный при ввозе как «агрегаты, запчасти автомобиля».
Представители ОГИБДД МО МВД «России» Советский и МО МВД России «Советский», извещённые о времени и месте разрешения дела, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Козинной Е.В., находя его необоснованным.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяют положения Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон), вступившего в законную силу 26 декабря 1995 года.
В силу статьи 15 указанного Федерального закона транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на её территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1). Допуск транспортных средств, предназначенных для эксплуатации в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 главы 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии, либо обязательной сертификации. В соответствии с пунктом 23 главы 4 данного Федерального закона обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 утверждён технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств. Указанным техническим регламентом определено, что оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Оценку соответствия в форме одобрения типа осуществляют органы по сертификации, заключившие соглашения о сотрудничестве с техническими службами, проводящими испытания по комплексу Правил ЕЭК ООН. Такие соглашения должны быть согласованы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, являющимся компетентным административным органом Российской Федерации в соответствии с Соглашением 1958 года. Номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям данного технического регламента. В паспорт транспортного средства (шасси) вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства (шасси), содержащиеся в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Наличие в паспорте транспортного средства (шасси) номера одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) является необходимым условием для выпуска транспортного средства (шасси) в обращение (пункты 16, 17 65). Оценка соответствия типов компонентов транспортных средств перед их выпуском в общение осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия не проводится в отношении компонентов, бывших в употреблении. Подтверждение соответствия также не проводится в отношении восстановленных компонентов, за исключением шин с восстановленным протектором. Подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации (пункт 84).
Таким образом, вносимые заводом-изготовителем, таможенными органами или Госавтоинспекцией МВД России в паспорт транспортного средства сведения об одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства свидетельствуют о соответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения и исключают необходимость получения указанных документов владельцами транспортных средств.
Исходя из пункта 5 указанного технического регламента, под термином «тип транспортного средства (шасси)» подразумевается транспортные средства (шасси) с одинаковыми конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Кроме того, порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования установлен главой II Постановления госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации «О совершенствовании механических транспортных средств и прицепов» № 19 от 01.04.1998 г. Настоящий порядок устанавливает процедуры подготовки и проведения оценки соответствия транспортных средств, указанных в пункте 3 главы I данного Постановления, а также составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования, выпускаемых действующими на территории Российской Федерации организациями и индивидуальными предпринимателями, а также ввозимых на эту территорию с целью реализации и последующей эксплуатации на дорогах общего пользования.
Настоящий порядок не распространяется на следующие транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими нормативными правовыми актами: тихоходные, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч; бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран; ранее зарегистрированные в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при внесении изменений в их конструкцию; поставляемые только в Вооружённые силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытание сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, или сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства, осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г. (вводная часть в ред. Изменения № 1, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 г. № 3453).
Первым абзацем пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» определено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Исходя из доказательств в материалах дела судом установлено, что Козинная Е.В. в январе 2014 года в принадлежащем ей на праве собственности автомобиле марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № произвела замену основной составной номерной части его конструкции кузова № бордового цвета на кузов синего цвета №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, являющийся составной частью для автомобиля марки «<данные изъяты>», бывшего в эксплуатации на территории Федеративной Республики Германия. Названный выше номерной агрегат – кузов, на который произведена замена основной составной частей принадлежащего истцу автомобиля, отдельно не в составе транспортного средства ввезён ДД.ММ.ГГГГ на территорию Российской Федерации не в составе колесного транспортного средства.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: паспортом транспортного средства принадлежащего истцу автомобиля, свидетельством о регистрации этого транспортного средства, добавочным листом к декларации на товары от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи кузова от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого истцом с ООО «<данные изъяты>», заявлением-декларацией ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на замену на принадлежащем истцу автомобиле кузова № на кузов №.
На обращение ДД.ММ.ГГГГ Козинной Е.В. через её представителя с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, ей ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Советский» - начальником ОГИБДД было отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий по изменению конструкции принадлежащего ей транспортного средства автомобиля марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №.
Данный отказ суд находит законным и обоснованным.
Пунктом 5 технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», определено понятие базового транспортного средства. Это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Транспортное средство имеет несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным составным элементом базового транспортного средства, на котором нанесён идентификационный номер изделия – (VIN), содержащий соответствующую информацию.
Принадлежащее заявителю транспортное средство автомобиль марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с которого был снят кузов для его замены, и в котором по его конструктивным особенностям шасси как отдельная составная часть конструкции не предусмотрено, не может быть признано базовым транспортным средством в случае замены кузова для создания другого автомобиля.
Фактически путём самостоятельной сборки с использованием кузова №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, являющегося основной составной частью для автомобиля марки «<данные изъяты>», ввезённого на территорию Российской Федерации, а также иных составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, создана другая конструкция автотранспортного средства, не прошедшего сертификацию или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не имеющего соответствующего документа о допуске этого транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. В отношении созданной конструкции автомобиля отсутствует соответствующий документ, подтверждающий одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которые свидетельствуют о соответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Паспорт транспортного средства, выданный Калининградской таможней Калининградского юго-западного т/п ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащий заявителю автомобиль «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, который не является базовым при создании другой конструкции автомобиля, не может быть признан документом, удостоверяющим соответствие другой конструкции транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. В созданной конструкции автомобиля отсутствуют элементы (кузов или шасси) принадлежащего истцу автомобиля.
На транспортное средство, с которого для создания другой конструкции автомобиля был использован кузов №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, паспорт транспортного средства или иной документ, подтверждающий сертификацию или декларирование транспортного средства — оценку перед его выпуском в обращение соответствия типа транспортного средства, типа его компонентов, в форме одобрения, заявитель Козинная Е.В. не представила.
Предоставленное заявителем заключение ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о возможности установки кузова № на принадлежащий заявителю автомобиль и диагностическая карта технического осмотра транспортного средства, произведённого ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года, документами, подтверждающим оценку соответствия созданной заявителем конструкции автомобиля и её компонентов, в силу приведённых выше норм законодательства, не являются.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм приведённого судом законодательства, для допуска транспортного средства, созданного с использованием обозначенной выше основной составной части - кузова другого автомобиля, являющегося базовым по отношению к созданному, необходимо представить соответствующие документы подтверждающие, что эти составные части, являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в органах ГИБДД МВД Российской Федерации для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, или являются составными частями конструкции транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории других стран, либо сертификат соответствия на вышеуказанную составную часть конструкции транспортного средства. В подразделение государственной безопасности дорожного движения и к заявлению в суд обозначенные документы Козинной Е.В. не предоставлены.
Согласно пункта 24 Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне государств от 27.11.2007 г. № 17 (в редакции Протокола от 16.04.2010), таможенная декларация это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. То есть, выданные таможенным органом декларации, подтверждают таможенное оформление товара под соответствующий таможенный режим, и его выпуск в обращение на территории Российской Федерации в соответствии с этим режимом. Таким образом, выданные таможенным органом декларации также не являются документами подтверждения соответствие составных частей конструкции автомобиля качеству, в том числе в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с абзацами 2, 3 и 4 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизированного сбора или об основании неуплаты утилизированного сбора, и если при изменении регистрационных данных, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены новые агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизированного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией — изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колёсных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.
Исходя из пунктов 9, 52 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённых совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго и Минэкономразвития от 23 июня 2005 г. № 496/192/134, следует, что сведения об уплате утилизированного сбора должны быть внесены в паспорт транспортного средства в раздел «Особые отметки» и заверены номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт.
По смыслу перечисленного, при замене номерных агрегатов на номерные агрегаты с других транспортных средств, необходимо предоставление на них паспорта транспортного средства с соответствующими отметками об уплате утилизированного сбора или об основании неуплаты утилизированного сбора, в случае если транспортные средства ввезены в Российскую Федерацию после 1 сентября 2012 года.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Козинной Е.В. паспорт транспортного средства, с которого был использован номерной агрегат — кузов, с соответствующей отметкой об уплате утилизированного сбора не представлялся. Более того, транспортное средство как единое целое в Российскую Федерацию не ввозилось.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд считает законным и обоснованным отказ должностного лица подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению регистрационных данных принадлежащего заявителю Козинной Е.В. транспортного средства.
При этом, при отсутствии законных оснований для производства государственной услуги по совершению регистрационных действий по изменению регистрационных данных принадлежащего заявителю автомобиля, документов, подтверждающих прохождение сертификации или декларирования соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании созданной заявителем конструкции автотранспортного средства, соответствующих документов о допуске этого транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, подтверждающих одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которые свидетельствуют о соответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, у должностного лица подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации не возникла обязанность для выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности и идентификации транспортного средства в соответствии с положениями указанного заявителем Порядка. В связи с чем, суд отклоняет в этой части доводы Козинной Е.В.
Довод заявителя о нарушении её прав и законных интересов по причине отказа во внесении изменений в регистрационные данные принадлежащего ему автомобиля не свидетельствует о незаконности оспоренного решения должностного лица подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование автотранспортных средств соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует специального регулирования. В связи с этим Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области (статьи 1 – 3, 5, 15).
Оспоренное решение принято полномочным должностным лицом, без нарушений порядка его принятия, которые могут быть расценены как существенные.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Козинной Е.В. об оспаривании действий должностного лица отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» в виде отказа в совершении регистрационных действий по замене номерных узлов транспортного средства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 5 мая 2014 года.
Судья Е.С.Зайцева