Дело №2-1/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Шалинское Красноярского края 29 января 2014 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сидоренко А.В.,
с участием помощника прокурора Манского района Красноярского края Севрюкова А.И.,
представителя ответчика - ОАО «Красноярскэнергосбыт» и третьего лица - Зеленогорского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» - Егоровой-Стус Ю.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Маркиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий незаконными и возложении обязанности возобновить подачу электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Манского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» по прекращению подачи электроэнергии на объекты на территории МО «Нарвинский сельсовет», а именно: Нарвинскую библиотеку, Нарвинский сельский клуб, уличное освещение, административное здание Нарвинского сельсовета, а также возложении обязанности возобновить подачу электроэнергию на указанные объекты.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Манского района по заявлению главы администрации Нарвинского сельсовета проведена проверка законности действий Заозёрновского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии. В ходе проверки установлено, что между Администрацией Нарвинского сельсовета и Заозёрновским межрайонным отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» 13.12.2011 г. заключен договор № на электроснабжение (далее договор), срок действия которого установлен по 31.12.2012 г. (п. 10.1. договора). Приложением № к договору стороны согласовали договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией в 2012 г. (тыс. кВт*ч.) Заявленная мощность в месяц 41,75 кВт. В данном приложении также согласован режим горения с помесячной разбивкой. В августе 2012 г. ОАО «Красноярскэнергосбыт» предъявил счет-фактуру № от 31.07.2012 г., согласно которой Администрация Нарвинского сельсовета потребила электрическую энергию в объеме 25285 кВт/ч., однако согласно приложения № к договору в июле 2012 года администрация Нарвинского сельсовета потребила 5925,5 кВт/ч. Таким образом, в нарушении п. 7.4. договора ОАО «Красняорскэнергосбыт» в одностороннем порядке изменил потребляемый объем электроэнергии. Согласно п. 3.2. договора, цена договора изменяется без внесения соответствующих изменений в договор, в случае если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области госрегулирования тарифов принят акт об установлении новой цены. Однако в данном случае, ОАО «Красноярскэнергосбыт» изменил в одностороннем порядке режим горения. В связи с чем, ежемесячная сумма оплаты за потребленную электрическую энергию увеличилась с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей. Согласно информации ОАО «Красноярскэнергосбыт» от 25.09.2012 г. № расчёт потреблённой электроэнергии произведен на основании п. 181 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Администрация Нарвинского сельсовета, не согласившись с выставленной суммой к оплате, отказалась ее оплачивать. 05.09.2012 г. в связи с нарушением договорных обязательств в части оплаты, в адрес администрации Нарвинского сельсовета было выдано уведомление № о необходимости оплаты задолженности за потребленную электроэнергию. Филиалов ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» Манский РЭС, в связи с невыполнением обязательств по оплате электроэнергии, в отношении объектов: здание МБУК «Нарвинский ИКДЦ» (где расположены библиотека и клуб администрации Нарвинского сельсовета) 21.09.2012 г. введено ограничение режима потребления электроэнергии. В связи с повторным нарушением договорных обязательства в части оплаты, и в соответствии с выданным уведомлением от 06.11.2012 г. №131-6/32-112, о необходимости оплаты задолженности за потребленную электроэнергию 19.11.2012 в отношении объекта: административное здание Нарвинского сельсовета введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии путем снижения потребляемой мощности до 0,38 кВт, что зафиксировано актом ограничения режима потребления электрической энергии № от 19.11.2012 г. Частичное ограничение административного здания Нарвинского сельсовета имеющего автономный котел было произведено до уровня, не превышающего 20 % максимальной мощности объекта. В связи с дальнейшим невыполнением договорных обязательств в части оплаты, и в соответствии с выданным уведомлением 16.11.2012 г. № о необходимости оплаты задолженности за потребленную электроэнергию, 27.11.2012 г. персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» Манский РЭС введено ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объектов уличного освещения. Согласно позиции ОАО «Красняорскэнергосбыт» по состоянию на 06.12.2012 г. дебиторская задолженность за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения Нарвинского сельсовета составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, на территории МО «Нарвиский сельсовет» в отношении объектов уличного освещения, библиотеки, клуба администрации Нарвинского сельсовета введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. В отношении объекта: административное здание Нарвинского сельсовета введено частичное ограничение режима потребления электроэнергии.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, если во взаимоотношения юридических лиц фактически вовлечены граждане, приоритетными являются права граждан.
Согласно ч. 2, 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче прекращение или ограничении подачи энергии допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом госэнергонадзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварии или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
В соответствии с положениями ст.ст. 3, 4 Закона РФ «О естественных монополиях» ОАО «Красноярскэнергосбыт» является монополистом на рынке услуг электроснабжения в Красноярском крае. Согласно ч. 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-Ф3 положение хозяйствующего - субъекта естественной монополи на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим. В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополях» естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, а субъект естественной монополии - это «хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополи». Преимущества доминирующего положения заключаются в возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке. В соответствии со ст. 10 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) - экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства. В действиями ОАО «Красноярскэнергосбыт» ущемляются интересы Нарвинского сельсовета - экономически более слабого партнера, который не может в условиях отключения электроэнергии исполнять полномочия установленные Федеральными законами. Таким образом, частичное ограничение режима потребления электроэнергии в административном здании Нарвинского сельсовета, полное ограничение режима потребления электроэнергии в здании МБУК «Нарвинский ИКДЦ» привело к тому, что жителям муниципального образования в настоящее время не оказываются муниципальные и социальные услуги. Здание администрации Нарвинского сельсовета отапливается от автономной котельной, обслуживать которую по причине отсутствия электроэнергии нет возможности. В результате чего возможно угроза перемерзания системы отопления здания. В связи с тем, что введено полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объектов уличного освещения создается неблагополучная ситуация на улицах поселений муниципального образования. Отсутствие света на улицах также повышает криминогенную ситуацию, способствующую росту преступности. Действиями ОАО «Красноярскэнергосбыт» по отключению от электроэнергии администрации Нарвинского сельсовета, клуба, библиотеки, уличного освещения нарушаются пределы осуществления гражданских прав. В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В судебном заседании помощник прокурора Манского района Красноярского края Севрюков А.И. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что выставленная Администрации Нарвинского сельсовета задолженность по электроснабжению, признана Арбитражным судом Красноярского края необоснованной, Администрация Нарвинского сельсовета обязательств по оплате потребленной электроэнергии не нарушала, оснований для введения ограничения электроснабжения не имелось.
Представитель ответчика - ОАО «Красноярскэнергосбыт» и третьего лица – Зеленогорского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» - Егорова-Стус Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что Администрацией Нарвинского сельсовета оплата за потребляемый объем электроэнергии в период с июля по ноябрь 2012 года производилась на основании договорного объема потребляемой электрической энергии, установленного приложением к договору на электроснабжение, однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 года N442, Администрация Нарвинского сельсовета должна была установить приборы учета потребляемой электроэнергии, чего сделано не было, приборы учета установлены не были, в этой связи, ОАО «Красноярскэнергосбыт» произвело расчет за потребляемую в период с июля по ноябрь 2012 года электроэнергию, в соответствии с п. 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442, в отсутствие прибора учета. Поскольку администрация Нарвинского сельсовета не произвела оплату задолженности за потребленную электроэнергию, согласно расчетам произведенным в соответствии с п. 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442, мощность поставляемой электроэнергии была снижена, а на части объектах электроэнергия была отключена в полном объеме. ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратились в Арбитражный суд Красноярского края с исками о взыскании суммы задолженности с Администрации Нарвинского сельсовета, рассчитанной в соответствии с п. 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442, однако, в удовлетворении исковых требований было отказано, в апелляционной инстанции решения были оставлены без изменения.Представитель третьего лица - Администрации Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не уведомил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В силу ст. 426 ГК РФ данный договор является публичным.
Согласно части 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 г. N1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов в случае неоплаты организацией - потребителем образовавшейся задолженности за энергоносители, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Заозерновским межрайонным отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУ Администрация Нарвинского сельсовета заключен договор № на электроснабжение от 13.12.2011 г., согласно которому, Заозерновское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребления, а Администрация Нарвинского сельсовета обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно п. 7.1 договора расчетным периодом по договору является месяц, первый платеж по договору производится до 10 числа текущего месяца, второй платеж до 25 числа текущего месяца, окончательный расчет до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Электричество передается поставщиком в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии по настоящему договору с помесячной детализацией (приложение № к договору) (п.2.1 договора) (т.1, л.д.35-43).
Согласно Приложению № к договору, договорной объем потребляемой электроэнергии с помесячной детализацией в 2012 г., в июле 5,929 тыс кВт*ч., в августе 7,515 тыс кВт*ч., в сентября 10,646 тыс кВт*ч., в октябре 18,788 тыс кВт*ч., в ноябре 22,545 тыс кВт*ч.(л.д.44).
Согласно данным Расчета задолженности за электроэнергию и Реестра абонентов, не исполнивших требования о погашении задолженности, подключенных от сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», Заозерновское МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» от 5.09.2012 г., за нарушения условий договора на энергоснабжение в части оплаты за период: июль, август 2012 г. в размере <данные изъяты> рублей, с 21.09.2012 г. введено полное ограничение электроснабжения - задания сельской библиотеки и сельского клуба на территории Муниципального образования Нарвинский сельсовет (т.2, л.д.3, 4).
Ведение ограничения электроснабжения зданий библиотеки и клуба Администрации Нарвинского сельсовета, подтверждается актами ограничения режима потребления электроэнергии от 21.09.2012 г. (т.1, л.д.12, 13).
Согласно данным Расчета задолженности за электроэнергию и Реестра абонентов, не исполнивших требования о погашении задолженности, подключенных от сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», Заозерновское МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» от 8.11.2012 г., за нарушения условий договора на энергоснабжение в части оплаты за период: июль, август, сентябрь и октябрь 2012 г., в размере <данные изъяты> рублей, с 19.11.2012 г. введено частичное ограничение электроснабжения - здания Администрации Нарвинского сельсовета (т.2, л.д.6, 7, 8).
Ведение частичного ограничения электроснабжения здания Администрации Нарвинского сельсовета, подтверждается актом ограничения режима потребления электроэнергии № от 19.11.2012 г. (т.1, л.д.10).
Согласно данным Расчета задолженности за электроэнергию и Реестра абонентов, не исполнивших требования о погашении задолженности, подключенных от сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», Заозерновское МРО ОАО «Красноярскэнергосбыт» от 16.11.2012 г., за нарушения условий договора на энергоснабжение в части оплаты за период: июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2012 г., в размере <данные изъяты> рублей, с 27.11.2012 г. введено полное ограничение электроснабжения - уличного освещения на территории Муниципального образования Нарвинский сельсовет (т.2, л.д.10, 12).
Ведение ограничения электроснабжения уличного освещения Администрации Нарвинского сельсовета, подтверждается актом ограничения режима потребления электроэнергии от 27.11.2012 г. (т.1, л.д.136).
Согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 11.10.2013 г., в удовлетворении исковых требований ОАО «Красноярскэнергосбыт» к Администрации Нарвинского сельсовета о взыскании задолженности за потребляемую электроэнергию, за период: с июля по октябрь 2012 года, по договору на электроснабжение № от 13.12.2011 г. - отказано. Как следует и описательно-мотивировочной части решения, расчет задолженности, произведенный ОАО «Красноярскэнергосбыт» является неверным. За период с июля по декабрь 2012 г. у Администрации Нарвинского сельсовета имеется переплата за оказанные услуги по электроснабжению (т.1, л.д.222-226).
Согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 16.09.2013 г., в удовлетворении исковых требований ОАО «Красноярскэнергосбыт» к Администрации Нарвинского сельсовета о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, за период с октября по ноябрь 2012 г., по договору на электроснабжение № от ДД.ММ.ГГГГ - отказано (т.1, л.д.210-212).
Таким образом, судом установлено, что между Муниципальным образованием Нарвинский сельсовет и ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского межрайонного отделения, заключен договор на электроснабжение № от 13.12.2011 г., согласно условиям которого, ответчик ОАО «Красноярскэнергосбыт» обеспечивает поставку электроэнергии на объекты муниципального образования Нарвинский сельсовет, в соответствии с договорным объемом потребления электрической энергии, а Нарвинский сельсовет принимать и оплачивать потребляемую электроэнергию, в размере и в сроки, предусмотренные договором.
Администрацией Нарвинского сельсовета, за потребленную в период с июля по декабрь 2012 года электроэнергию, оплата произведена в полном объеме, согласно договору электроснабжения, исходя из договорного объема потребления электроэнергии.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» произведя расчет в соответствии с п. 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N442, выставила Администрации Нарвинского сельсовета задолженность по оплате за потребленную электроэнергию, за период: июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2012 года, и в связи с наличием данной задолженности, в отношении объектов муниципального образования Нарвинский сельсовет: сельского клуба и сельской библиотеки, ответчиком было введено полное ограничение электроснабжения с 21 сентября 2012 г.; здания Администрации Нарвинского сельсовета, введено частичное ограничение электроснабжения с 19 ноября 2012 г.; уличного освещения, введено полное ограничение электроснабжения с 27 ноября 2012 г.
Решениями Арбитражного суда Красноярского края от 16.09.2013 г. и от 11.10.2013 г. отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Красноярскэнергосбыт» о взыскании с Администрации Нарвинского сельсовета задолженности за потребленную электроэнергию, за период с июля по ноябрь 2012 года, при этом указано, что расчет задолженности представленный ОАО «Красноярскэнергосбыт» является неверным, кроме того, за период с июля по декабрь 2012 года у Администрации Нарвинского сельсовета имеется переплата за оказанные услуги по электроснабжению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выставленная ОАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность за потребленную Администрацией Нарвинского сельсовета электроэнергию за период с июля по ноябрь 2012 г., которая явилась основанием для введения ограничения электроснабжения на объекты муниципального образования Нарвинский сельсовет, признана судом необоснованной, а также того обстоятельства, что у Администрации Нарвинского сельсовета за период с июля по декабрь 2012 года имела место переплата за оказанные услуги по электроснабжению, каких-либо иных доказательств нарушения Администрацией Нарвинского сельсовета условий договора в части оплаты за оказанные услуги по электроснабжению ответчиком ОАО «Красноярскэнергосбы» не представлено, суд приходит к выводу, что действия ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» по прекращению подачи электроэнергии на объекты на территории муниципального образования Нарвинский сельсовет, а именно: Нарвинскую библиотеку, Нарвинский сельский клуб, уличное освещение, административное здание Нарвинского сельсовета, являются незаконными, исковые требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Кроме того, учитывая, что возобновление электроснабжения указных объектов обусловлено принятием судом обеспечительных мер (л.д.85), сведений о добровольном возобновлении подачи электроэнергии на указанные объекты сторонами не представлено, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика возобновить подачу электроэнергии на объекты на территории муниципального образования Нарвинский сельсовет, а именно: Нарвинскую библиотеку, Нарвинский сельский клуб, уличное освещение, административное здание Нарвинского сельсовета, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Красноярскэнергосбыт» по прекращению подачи электроэнергии на объекты на территории МО «Нарвинский сельсовет», а именно: Нарвинскую библиотеку, Нарвинский сельский клуб, уличное освещение, административное здание Нарвинского сельсовета.
Возложить на ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязанность возобновить подачу электроэнергии на объекты на территории МО «Нарвинский сельсовет», а именно: Нарвинскую библиотеку, Нарвинский сельский клуб, уличное освещение, административное здание Нарвинского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3.02.2014 г.
Председательствующий Сидоренко А.В.