дело №
УИД 26RS0№-97
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 февраля 2021 года <адрес>
Изобильненский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дерябиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО9,
с участием представителя истца ФИО7 - адвоката ФИО12,
ответчика ФИО8 и ее представителя ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к ФИО8 о признании недействительными результатов межевания, снятии земельного участка с кадастрового учета, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об уточнении площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к ФИО8 о признании недействительными результатов межевания, снятии земельного участка с кадастрового учета, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об уточнении площади земельного участка, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1270 кв.м., с кадастровым номером 26:06:121601:69. ФИО8 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35, расположенного по адресу: <адрес>. В июне 2020 года истцу стало известно, что в отношении земельного участка, принадлежащего ответчику, проведены кадастровые работы, уточнены его границы на местности, определены координаты характерных точек земельного участка. Указала, что в нарушение норм действующего законодательства ответчик не согласовала с ней смежную границу, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35 произведено без согласования границы со смежным земельным участком с кадастровым номером 26:06:121601:69. Указала, что результаты межевания отражены в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2 Полагала, что межевание проведено с нарушением норм действующего законодательства и его результаты являются недействительными. Просила признать недействительными результаты межевания, отраженные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером ФИО2, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:06:121601:35. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об уточненной площади, координатах характерных точек земельного участка, имеющего кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Признать границы земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:06:121601:35, не установленными в соответствии с действующим законодательством.
Истец ФИО7, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, представила письменное заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела без ее участия.
В судебном заседании представитель истца адвокат ФИО12, действующая на основании ордера и доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила удовлетворить иск.
Ответчик ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что согласования с ФИО7 границ земельного участка не требовалось, поскольку данные границы установлены ранее решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. Представила письменные возражения.
Представитель ответчика ФИО13, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что границы земельного участка установлены в соответствии с решением Изобильненского районного суда Ставропольского каря от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО7 к ФИО8 об устранении препятствий в пользовании отмосткой, тыльной стороной дома, газовой трубой, демонтаже части забора, признании недействительной землеустроительной документации на земельный участок, установлении границ земельного участка, по иску ФИО7 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО4 о признании границ земельного участка декларированными, по встречному иску ФИО8 к ФИО7 о демонтаже отмостки, переносе туалета и сарая. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО10, действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась. Представила заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Управления. Также представила письменный отзыв, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН имеются сведения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 26:06:121601:35, расположенного по адресу: <адрес>. На основании представленных ФИО8 заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие право на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Из смысла ст. 36 ч. 7 ЗК РФ следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
При этом при проведении кадастровых работ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Из смысла ст. 38 этого Федерального закона следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
В том случае, если местоположение границ земельного участка не согласовано, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка (п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Таким образом, исходя из приведенных норм земельного законодательства, согласование границ при межевании земельного участка является обязательным для проведения кадастрового учета земельного участка.
В соответствии со статьями 304, 305 ГК РФ собственнику, а также иному законному владельцу имущества предоставлено право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1270 кв.м., с кадастровым номером 26:06:121601:69.
ФИО8 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35, расположенного по адресу: <адрес>.
В июне 2020 года истцу стало известно, что в отношении земельного участка, принадлежащего ответчику, проведены кадастровые работы, уточнены его границы на местности, определены координаты характерных точек земельного участка.
Заявляя требования о признании результатов межевания недействительными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка истец ссылается на то, что осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35 произведено без согласования границы со смежным земельным участком с кадастровым номером 26:06:121601:69.
Результаты межевания отражены в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2 (л.д.39-48).
Согласно заключению кадастрового инженера (л.д. 40) границы земельного участка закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющими определить местоположение границ земельного участка. Точки н4-н10 забор между земельными участками с кадастровым номером 26:06:121601:35 и с кадастровым номером 26:06:121601:20, точки и 10-9 - забор между указанными земельными участками (границы земельного участка уточнены, возможно, с наличием ошибки), точки 9-9 - забор между земельными (границы земельного участка уточнены), точки 9-н1 забор между земельными участками, точки н1-н4 забор по фасаду и калитка, <адрес>, в связи с отсутствием прав третьих лиц несмежные земли, отсутствием ранее учтенных смежных земельных участков вдоль данных характерных точек границ, согласование проводить не требуется.
В акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 26:06:121601:35 отсутствует подпись собственника смежного земельного участка - ФИО7. В Приложении к межевому плану имеется решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ, определение от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым установлены границы земельных участков.
Решением Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления ФИО7 к ФИО8 об устранении препятствий в пользовании отмосткой, тыльной стороной дома, газовой трубой - домовладения по <адрес> в <адрес>, демонтаже части забора, признании недействительной землеустроительной документации на земельный участок домовладения по <адрес> в <адрес>, установлении границ земельного участка с КН 26:06:121601:69 по <адрес> в <адрес> в соответствии с характерными точками координат данными ООО «Гео плюс» отказано. Исковое заявление ФИО7 к ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 о признании границ земельного участка декларированными удовлетворено. Признаны границы земельного участка с КН 26:06:121601:17, расположенного по <адрес> в <адрес>, декларированными и подлежащими уточнению. Исковое заявление ФИО8 к ФИО7 о демонтаже отмостки, переносе туалета и сарая удовлетворено частично. На ФИО7 возложена обязанность перенести расположенные на межевой границы с земельным участком домовладения по <адрес> в <адрес> сарай и туалет на 1 метр вглубь своего земельного участка. В удовлетворении иска ФИО8 к ФИО7 о демонтаже цементной отмостки, принадлежащей домовладению по <адрес> в <адрес> отказано. Взысканы с ФИО7 и ФИО8 расходы за проведение по делу дополнительной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в размере по 3080 рублей с каждой в пользу ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, применительно к нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что, что при проведении межевых работ по установлению границ земельного участка, постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, не произведено согласование границ земельного участка с ФИО7
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.
Доказательств соблюдения процедуры согласования границ стороной ответчика не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении процедуры межевания земельного участка ответчиком., что является основанием для признания результатов такого межевания недействительными, исключения сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости, поскольку обратное ущемляет права истца как собственника.
Суд учитывает, что по правилам земельного законодательства в отсутствие документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, границами смежных земельных участков следовало признавать границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вместе с тем доказательствами в материалах дела существование границы земельного участка ответчик учтенной в государственном кадастре недвижимости, продолжительностью 15 лет и более не подтверждается.
Следовательно, имеются основания для признания недействительным межевого плана, снятии земельного участка с кадастрового учета, исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об уточнении площади земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:06:121601:35.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:06:121601:35, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:06:121601:35, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░