Дело №2- 6611/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2015 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи - Халитовой А.Р., с участием представителя Администрации ГО <адрес> по доверенности ФИО1 предстаивтелей ЗАО «<данные изъяты>» по доверенности ФИО2 ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО НПО «<данные изъяты>» об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, суд
УСТАНОВИЛ:
представитель ООО НПО «<данные изъяты> по доверенности В.В. Родионов обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным Постановление Администрации ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации городского округа <адрес> РБ» в части графы «Допустимая концентрация, мг/дм3» таблицы «Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес>, для абонентов ЗАО «<данные изъяты>» в приложении к Постановлению, возместить из бюджета расходы заявителя на уплаченную госпошлину в размере <данные изъяты>
Требования мотивирует тем, что в соответствии с Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. №167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства; контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» от 31.12.1995г. №1310, порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Постановлением Кабинета Министров РБ от 08.11.1995г. № «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов РБ» установлено, что при превышении нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации населенного пункта абонент-нарушитель выплачивает штраф в размере до 10 тарифов в пределах лимита водоотведения за каждый кубометр сточных вод, сброшенных в систему канализации населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента обнаружения нарушения.
В соответствии с вышеизложенным Администрацией ГО <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ». Текст Постановления был опубликован в газете «<данные изъяты>
По мнению заявителя указанный акт содержит положения, нарушающие права, свободы и законные интересы заявителя, а именно вторая графа в таблице «Нормативы водоотведения по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес>, для абонентов ЗАО «<данные изъяты>» в приложении к Постановлению поименованная как «Допустимая концентрация, мг/дм3» устанавливает нормативы ДК (допустимые концентрации) загрязняющих веществ в сточных водах, а не ПДК (предельно допустимые концентрации), что приводит к регулярным и необратимым начислениям штрафа абонентам ЗАО «Водоснабжающая компания», в том числе заявителю, поскольку начисления штрафа производятся в пределах допустимых концентраций, а не за превышение предельно допустимых концентраций.
Также указанный акт не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01.
Представитель заявителя ООО НПО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен судом о дате и времени судебного заседания. В заявлении просил отложить судебное заседание в связи со служебной командировкой в <адрес>. Отклоняя заявленное ходатайство, суд пришел к выводу, о том,что нахождение представителя заявителя в командировке в <адрес> не является уважительной причиной для отложения дела, поскольку заявитель, являющийся юридическим лицом, не лишен возможности обеспечить явку иного представителя либо представить обоснованные документально письменные пояснения по делу по иску. Кроме этого, ранее по аналогичному ходатайству судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ было отложено.
Представитель Администрации ГО <адрес> по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявления. По тем основаниям, что Постановлением Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормативов водоотведения9сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ» утверждены и введены в действие нормативы водоотведения(сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес> согласно приложению. В указанном приложении приведены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации г. стерлитамака, для абонентов ЗАО «Водоснабжающая компания», в том числе, допустимая концентрация загрязняющих веществ,- алюминий -№/дм; марганец – № мг/дм;меджь- № мг/дм и т.д. Допустимая концентрация загрязняющих веществ установлена оспариваемым Постановлением № утверждены на основании и в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Кабинета Министров РБ от 08.11. 1995года № 399.
Представитель ЗАО «<данные изъяты>», назначенного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица ФИО2 пояснила суду, что начисление штрафа абонентам ЗАО «<данные изъяты>» производится путем нахождения коэффициента (фактичская концентрация минус допустимая концентрация деленная на допустимую концентрацию) и умножения на тариф и на объем,в точном соответствии с Порядком.
Представитель ЗАО «<данные изъяты>» ФИО4 пояснила, что ООО НПО «<данные изъяты>» был неоднократно оштрафован за сброс в сточные воды загрязняющих веществ в концентрации, превышающие допустимые нормы концентрации загрязняющих веществ.
Выслушав участников процесса, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 252 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ГО <адрес> РБ принято Постановление № «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ», пунктом 1 которого установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес>, для абонентов ЗАО «<данные изъяты>», согласно приложению к настоящему постановлению. В указанном приложении приведены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес>, для абонентов ЗАО «<данные изъяты>».
Текст Постановления был опубликован в газете «<данные изъяты>».
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475).
В пункте 1 Правил даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, "<данные изъяты>" - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимает нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Статьей 22 ФЗ "Об охране окружающей среды" для юридических и физических лиц - природопользователей установлены определенные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Водный кодекс Российской Федерации в статье 109 "Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" предусматривает, что порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации издало Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N № "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты".
Согласно пункту 5 настоящего Постановления нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются водопользователями на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, определенных с учетом целевого использования этих объектов, и утверждаются бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
.
Постановлением Кабинета министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и технические условия приема сточных вод предприятий и организаций в системы канализации населенных пунктов РБ, которые содержат понятие предельно допустимой концентрации содержания вредных веществ, мг/л применительно к : в воде водоемов рыбохозяйственного водопользования; в воде водоемов хозяйственно-питьевого водопользования.
Постановлением Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормативов водоотведения(сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ» утверждены и введены в действие нормативы водоотведения(сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес> согласно приложению. В указанном приложении приведены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес> для абонентов ЗАО «<данные изъяты> в том числе, допустимая концентрация загрязняющих веществ,- алюминий -№/дм; марганец – № мг/дм;меджь- № мг/дм и т.д. Допустимая концентрация загрязняющих веществ установлена оспариваемым Постановлением № утверждены на основании и в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Доводы заявителя о том,что штрафы абонентам ЗАО «<данные изъяты>» в том числе и заявителю, производятся в пределах допустимых концентраций, а не за превышение предельно допустимых концентраций необоснованны. Поскольку штрафы за сброс сточных вод с превышением нормативов допустимых концентраций рассчитывается по формуле в соответствии с п. 5.3 Постановления Кабинета министров РБ от 08.11. 1995года № 399, согласно которому за сброс сточных вод сверх установленных ВУП, а при их отсутствии - сверх утвержденных нормативов допустимых концентраций, взимается штраф (Ш), размер которого определяется по формуле:
<данные изъяты>,
где <данные изъяты> - тариф водоотведения в пределах лимита за каждый кубометр сточных вод, сброшенных в канализацию населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента обнаружения нарушения, руб./куб. м;
<данные изъяты> - объем сточных вод, сброшенных в канализацию населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента ликвидации нарушения, куб. м;
<данные изъяты> - коэффициент, рассчитывается по формуле:
<данные изъяты> - Дi
<данные изъяты> = -------,
<данные изъяты>
где <данные изъяты> - фактическая концентрация i-го ингредиента в сточных водах абонента;
<данные изъяты> - временно допустимая концентрация или допустимая концентрация i-го ингредиента в сточных водах абонента.
При фактической концентрации <данные изъяты>-го ингредиента не выше уровня высокого загрязнения (УВЗ) величина <данные изъяты> принимается пропорционально концентрации загрязняющих веществ в пределах от № до №, а при уровне загрязнений УВЗ и выше принимается пропорционально концентрации загрязняющих веществ в пределах от № до №.
Общая величина штрафа равна сумме штрафов по <данные изъяты>м ингредиентам и не должна превышать десятикратного тарифа в пределах лимита водоотведения за каждый кубометр сточных вод, сброшенных в систему канализации населенного пункта со дня предыдущего контроля до момента обнаружения нарушения.
Доводы заявителя от несоответствии Постановления № СанПин 2.1.4.1074-01 (2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест) не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды,подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов. Но фактическое содержание загрязняющих веществ в питьевой воде, подаваемой в распределительную сеть <адрес>, не оказывает влияния на допустимую концентрацию сточных вод, установленных Постановлением № 1035, так как значения таких компонентов как медь, алюминий, марганец, обнаруживаемые в питьевой воде <адрес> ничтожны от требуемых или ниже предела обнаружения, что подтверждается протоколами лабораторных исслдований питьевой воды № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ,№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Отбор проб и проведение анализов контрольных проб производится лабораторией МУ «<данные изъяты>», имеющий аттестат аккредитации № № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.67 Правил.
СанПиН 2.1.41074-01 устанавливает нормативный максимум содержания загрязняющих веществ в питьевой воде, но не утверждает, что все эти вещества, в установленном количестве имеются в питьевой воде <адрес>.
Кроме этого, сопоставление в количественном выражении предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ и нормативы концентрации химических веществ в питьевой воде, не основано на нормах закона, поскольку ни один законодательный акт такого сравнения или сопоставления не проводит.
Таким образом, суд приходит к выводу о том,что Постановление Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормативов водоотведения(сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ» вынесено в пределах полномочий органа местного самоуправления и соответствует п.1 в части определения понятия сточных вод и п.61 правил пользования системамаи коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №
Оспариваемое Постановление Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении нормативов водоотведения(сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации ГО <адрес> РБ» не нарушает охраняемые законом права заявителя. Поскольку соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО НПО «<данные изъяты>» о признании недействительным Постановления Администрации ГО <адрес> РБ № от 29.04.2014г. «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации городского округа <адрес> РБ» в части графы «<данные изъяты>» таблицы «Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации <адрес>, для абонентов ЗАО «<данные изъяты>» в приложении к Постановлению, возмещении расходов по оплате госпошлины - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Стерлитамакский городской суд РБ.
Председательствующий судья: подпись А.Р. Халитова
Копия верна судья А.Р.Халитова
Секретарь И.В. Яковлева