РЕШЕНИЕ
13 января 2016 года г. Минусинск
Судья Минусинского городского суда Красноярского края Клуева М.А.
при секретаре Казаковой Н.П.,
с участием
старшего помощника Минусинской
межрайонной прокуратуры Швыдкого Д.А.,
представителя ООО «Санаторий «Сосновый бор»
по доверенности от 21 сентября 2015 года ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Минусинского межрайонного прокурора на постановление начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновый бор» по ст. 8.39 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновый бор» по ст.8.39 КоАП РФ – прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
С данным постановлением Минусинский межрайонный прокурор не согласен, в связи с чем подал протест, в котором просит постановление Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года отменить, мотивируя тем, что в действиях юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновый бор» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.39 КоАП РФ.
Старший помощник Минусинской межрайонной прокуратуры Швыдкий Д.А. в судебном заседании доводы протеста поддержал в полном объеме, пояснив, что проведение ООО «Санаторий «Сосновый бор» работ по благоустройству автомобильных парковок и планировке грунтовой дороги в границах 1 и 2 зон особо охраняемой природной территории лечебно оздоровительной местности краевого значения «Озеро Тагарское», является нарушением установленного режима использования окружающей среды и природных ресурсов в границах особо охраняемой природной территории.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» признан утратившим силу раздел VIII Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, относивший лечебно-оздоровительные местности и курорты к категории особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем ч. 3 ст. 10 указанного Федерального закона установлено, что особо охраняемые природные территории и охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Законность Постановления Правительства Красноярского края от 29 октября 2008 № 158-п «Об образовании на территории Минусинского района Красноярского края особо охраняемой природной территории – лечебно оздоровительной местности краевого значения «Озеро Тагарское» и утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности краевого значения «Озеро Тагарское», в том числе порядок и процедура его принятия не ставится под сомнение.
При этом соответствующими органами государственной власти Красноярского края не вносились изменения в указанное Постановление Правительства, в соответствии с которым «Озеро Тагарское» утрачивало бы статус особо охраняемой природной территории. Также не вносились изменения в части определения границ и режима округа горно-санитарной охраны.
Представитель ООО «Санаторий «Сосновый бор» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что постановление Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года законно, обоснованно и отмене не подлежит.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, просил рассмотреть в их отсутствие протест прокурора, при этом направил в суд свои возражения.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Исследовав материалы административного дела, выслушав старшего помощника Минусинской межрайонной прокуратуры Швыдкого Д.А., представителя ООО «Санаторий «Сосновый бор» ФИО4, суд приходит к выводу, что постановление начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года в отношении ООО «Санаторий «Сосновый бор» законно, обоснованно и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями 8.39 КоАП РФ административным правонарушением признается - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно материалам дела об административном правонарушении:
16 июля 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновый бор».
В редакцию газеты «Власть труда» поступила информация, что на территории озеро Тагарское работает грейдер, на некоторых участках установлены столбики и знаки, разрешающие парковку автомобилей.
На заседании районной комиссии по безопасности дорожного движения от 20 апреля 2015 года было принято решение установку дорожных знаков «Остановка запрещена» на полуторокилометровом участке дороги от федеральной трассы М-54 до санатория Сосновый бор произвести после оборудования альтернативного места для автопарковки и оборудования пешеходного перехода согласно ГОСТа 52289-2004. Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Подъезд к озеру Тагарское», разработанный и утвержденный Управлением краевых автодорог по Красноярскому краю от 08 августа 2012 года, оставить без изменений. Комиссионно выехать 07 мая 2015 года на озеро Тагарское для определения альтернативного места организации автопарковки в составе представителей администрации Минусинского района, ОГИБДД Минусинский, МРО КРУДОД, заинтересованные лица по благоустройству автопарковки, представитель санатория «Сосновый Бор».
07 мая 2015 года комиссией по безопасности дорожного движения Минусинского района в составе представителей администрации Минусинского района ФИО10, ФИО11, ФИО13. представителей ОГИБДД МО МВД России «Минусинский» ФИО12, ФИО5, ФИО1 Минусинского МРО «Краевое управление дорог» ФИО6 проводилось выездное заседание по вопросам возможности установки знаков дорожного движения «Стоянка запрещена» на 1,5 км участке дороги <адрес>, а также возможности оборудования в районе озера Тагарское автомобильных стоянок.
Опрошенный начальник Минусинского МРО КРУДОР ФИО6 пояснил в своих письменных объяснениях, что на момент проведения выездного заседания на озере Тагарское автогрейдером были произведены работы по устройству съезда с дороги на планируемую автостоянку с левой стороны от дороги <адрес> по направлению к санаторию «Сосновый Бор». Указанный земельный участок, на котором проводились работы, был по периметру огражден столбиками. При осмотре стоянки с западной стороны озера от въезда в санаторий «Сосновый бор» до автостоянки производились работы автогрейдера по планировке грунтовой дороги. Данные работы представляли из себя снятие верхнего слоя земли с ликвидацией просадок, провалов. На планируемой автопарковке с северной стороны озера на грунтовой дороге, ведущей от предполагаемой стоянки к озеру, имелся земляной вал, перекрывающий доступ к озеру. При этом членам комиссии ФИО7 пояснил, что данные работы по устройству автомобильных стоянок и дороги проводятся им за личный счет, автогрейдер, работающий на озере Тагарское, нанят им.
Опрошенный автогрейдерист ГПКК ДРСУ-10 ФИО8 пояснил, что 07 мая 2015 года он работал по заказу ООО «Санаторий «Сосновый бор» на территории вблизи озера. На указанном участке проводил работы по планировке грунтовых площадок, съездов на них с автодороги, а также ремонтную планировку гравийной дороги. Им были сделаны 2 съезда на планируемые автостоянки – на съезде с автодороги, ведущей в <адрес>, а также на съезде с автодороги, ведущей к санаторию «Сосновый бор». Ремонтная планировка дороги осуществлялась им от санатория до планируемой автостоянки на западной стороне озера Тагарское. В ходе выполнения им указанных работ подъезжал ФИО7, который контролировал выполнение указанных работ.
Опрошенный автогрейдерист Начальник ГПКК ДРСУ-10 ФИО9 пояснил, что 07 мая 2015 года по заказу общества санаторий «Сосновый бор» автогредейрист предприятия ФИО8 осуществлял услуги автогрейдера на территории вблизи санатория, рядом с озером Тагарское.
Также были опрошены ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, которые подтвердили указанные обстоятельства, при этом ФИО10 и ФИО12 поясняли, в том числе, что ФИО7 в обоснование своих доводов говорил им о наличии у него устного согласования с краевыми властями на проведение работ по обустройству автомобильных парковок рядом с озером Тагарское.
Согласно письму начальника Минусинского участка ГП КК «ДРСУ-10» и справки для расчета выполненных работ 07 мая 2015 года ГП КК «ДРСУ-10» оказывало услуги специализированной техники обществу «Санаторий «Сосновый бор». Основанием для оказания услуг механизированной техники является заявка общества «Санаторий «Сосновый бор». В назначенное время и место была направлена заявленная техника – автогрейдер ДЗ 180. По окончанию работы техники сторонами была подписана справка ЭСМ-7, справка утвержденной формы для расчета за выполненные работы.
15 июня 2015 года состоялось совещание с участием представителя Минусинской межрайонной прокуратуры по вопросу об установке дорожных знаков «Остановка запрещена» на полуторокилометровом участке дороги от федеральной трассы <адрес> до санатория «Сосновый бор», а также организации автостоянок. При этом на указанном совещании комиссией принято решение произвести замер расстояния от места проведения работ по расположению планируемых автостоянок до уреза воды.
В ходе проведенных 16 июня 2015 года замеров установлено следующее:
- участок проведения работ по устройству автостоянки № 1, расположенной в западной части озера, находится на расстоянии 315,82 м. от уреза воды и входит в границы 2 зоны озера Тагарское;
- участок проведения работ по устройству автостоянки № 2, расположенной в северной части озера, находится на расстоянии 515 м. от уреза воды и входит в границы 1 и 2 зоны озера Тагарское;
- участок проведения работы по устройству автостоянки № 3, расположенной в южной части озера, находится на расстоянии 313 м. от уреза воды и входит в границы 1 зоны озера Тагарское;
- участок проведения работ по планировке грунтовой дороги от санатория «Сосновый бор» до планируемой автомобильной стоянки на западной стороне озера входит в границы 1 зоны озера Тагарское.
Судом также установлено, что Озеро Тагарское является грязевым, содержит иловые сильно сульфидные высокоминерализованные грязи, хлоридно - сульфидную магниево - натриевую рапу.
В соответствии со статьей 49 Водного Кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах. Таким образом, в отношении природных лечебных ресурсов (минеральные воды, лечебные грязи и другие) не действуют установленные статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации ограничения использования водоохранных зон и их прибрежных защитных полос.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 406-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава категорий особо охраняемых природных территорий.
Статьями 2 и 6 Закона № 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово «природная», лечебно — оздоровительные местности и курорты исключены из категорий особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, частью 3 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Законом Красноярского края от 03 марта 2015 года № 8-3213 «О внесении изменений в Закон края «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», вступившим в силу 26 марта 2015 года, из Закона Красноярского края от 28 сентября 1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» такой вид особо охраняемых природных территорий как лечебно-оздоровительные местности исключен.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 октября 2008 года № 158-п определены границы округа санитарной охраны (три зоны) «Озеро Татарское» как лечебно-оздоровительной местности краевого значения.
В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт Красноярского края, определяющий статус Озера Татарское как курорта краевого или местного значения, утверждающий границы и режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
На основании изложенного доводы прокурора о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, в силу его части 3 статьи 10, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 406-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку диспозиция части 3 статьи 10 указанного закона звучит следующим образом: «Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
При этом порядок создания особо охраняемых природных территорий и их охранных зон определен статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет об организации охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы и их границ. Положения статьи распространяется на особо охраняемые природные территории (заповедники, памятники природы, парки природы).
При этом, для охраны лечебно-оздоровительных местностей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в силу Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Таким образом, лечебно-оздоровительные местности в настоящее время не являются особо охраняемыми природными территориями, поэтому на них не распространяются требования части 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ.
При этом смысл части 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ заключается в сохранении границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, а не в сохранении установленных ранее (до вступления в силу Закона № 406-ФЗ) категорий особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства Красноярского края от 01 декабря 2015 года № 622-п «О внесении изменений в отдельные правовые акты и признании утратившими силу некоторых правовых актов о лечебно-оздоровительных местностях краевого значения» внесены изменения в постановление Правительства Красноярского края от 29 октября 2008 года № 158-п. В соответствии с данным постановлением территория озера Тагарское (ЛОМ краевого значения «Озеро Тагарское») не является особо охраняемой природной территорией.
В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Должностным лицом отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края дана правильная оценка всей совокупности доказательств, постановление мотивированное, нарушений законодательства не усматривается. Все процессуальные документы в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Сосновый бор» составлены в соответствии с действующим административным законодательством, нарушений, в том числе и процессуальных, не допущено.
Должностным лицом отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено нарушений, влекущих отмену постановления.
На основании изложенного постановление начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Сосновый бор» по ст.8.39 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ
Постановление начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 10 сентября 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновый бор» по ст. 8.39 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменений, а протест Минусинского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья М.А.Клуева