Дело № 5-302/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 ноября 2018 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Опалей С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток», ИНН 2722010548, ОГРН 1022701128317, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Брестская, д. 51,
У С Т А Н О В И Л :
10 октября 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу, 27 сентября 2018 по результатам проведения плановой выездной проверки требований природоохранного законодательства Российской Федерации в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», расположенное по адресу г. Хабаровск, ул. Брестская, 51 установлено, что Общество допустило нарушения п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившиеся в транспортировании отходов: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код отхода по № и «смет с территории предприятия малоопасный» - код отхода по № в период с февраля 2017 по август 2018 без лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Защитник юридического лица Заяц А.А. вину в инкриминируемом правонарушении не признал, представил письменные пояснения, в которых указал, что у административного органа отсутствовали основания для проведения проверки в отношении Общества, поскольку приказ № 384 был издан 30.08.2018, расположение о проведении плановой проверки от 28.08.2018 № 184 издано не законно. Также нарушен порядок проведения проверки, поскольку проверка начата 31.08.2018, а распоряжение было вручено этим же числом. 27.09.2018г. в последний день проверки акт не был вручен представителю Общества, был составлен за пределами рабочего времени Общества и направлен письмом 27.09.2018, получен Обществом 01.10.2018, тем самым нарушены сроки проведения проверки. Также указывают на то, что Обществу вменено нарушение требований ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», следовательно, действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а не ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. По результатам указанной проверки Общество привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, все выявленные нарушения являются одним противоправным действием. В случае, если событие правонарушения будет доказано и оснований для освобождения от административной ответственности не найдется, просит применить наказание в виде предупреждения.
Должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ДФО ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения защитника Заяц А.А., судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, образуется в случае осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности с учетом положений Федерального закона № 89-ФЗ.
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с Уставом АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», а также сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, деятельность по транспортированию отходов не является ни основным, ни дополнительным видом деятельности АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».
Согласно и. 3.2 Устава АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»
отдельными видами деятельности, перечень которых определен федеральными
законами, Общество может заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии).
АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 23.09.2016 № №. Согласно лицензии от 23.09.2016 № АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» может осуществлять транспортирование следующих видов отходов: «клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства», код отхода по №; «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные», код отхода по №; «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», код отхода по №
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате проведения плановой выездной проверки в период с 31 августа 2018 по 27 сентября 2018 сотрудниками Департамента Росприроднадзора по ДФО исполнения требований природоохранного законодательства РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» выявлены нарушения п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившиеся в транспортировании отходов: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - код отхода по № и «смет с территории предприятия малоопасный» - код отхода по № в период с февраля 2017 по август 2018 без лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности для окружающей среды, о чем составлен акт проверки от ДАТА №.
Указанное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Общий порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченным на осуществление государственного контроля, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Из положений ч.ч. 3, 5, 12 ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008 года следует, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 294 срок проведения проверок, не может превышать двадцать рабочих дней.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 294 по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В части второй данной статьи установлены обязательные требования к данному документу, в том числе указание на дату, время и место его составления, дата и номер распоряжения, фамилии должностных лиц, проводивших проверку, и их подписи, дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ № 294, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Из материалов дела следует, что проверка соблюдения АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды была назначена в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу на 2018, утвержденный приказом от 31.10.2017 № 623.
Вместе с тем, защитником юридического лица в судебное заседание представлен приказ Департамента Росприроднадзора от 07.08.2018 № 340, которым внесены изменения в План проведения плановых проверок на 2018, исключена из него проверка в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», о чем Общество было поставлено в известность 08.08.2018 письмом от 07.08.2018.
Приказом Департамента Росприроднадзора от 30.08.2018 № 384 отменен приказ от 07.08.2018 № 340 об исключении из плана проверок на 2018 год в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», о чем Общество было поставлено в известность письмом от 31.08.2018, в котором указано, что Департамент не уведомил Общество об отмене приказа от 07.08.2018 № 340, учитывая сжатые сроки подготовки распоряжения на проведение плановой выездной проверки.
28.08.2018 Департаментом Росприроднадзора издано распоряжение № 184 о проведении плановой выездной проверки АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в период с 31.08. по 27.09.2018., копия которого была вручена защитнику 31.08.2018.
Согласно акта проверки, общая продолжительность проверки с 31.08.2018 по 27.09.2018, в последний день проведения проверки копия акта не была вручена представителю Общества, присутствовавшего при проведении проверки, а была направлена Обществу заказным письмом 27.09.2018. (л.д. 19).
Учитывая то, что приказ № 384 был издан 30.08.2018, распоряжение о проведении плановой проверки от 28.08.2018 № 184 издано не законно и основания для проведения проверки в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» отсутствовали.
Таким образом, организация и порядок проведения проверки не соблюден и в материалах дела не содержится достоверных и допустимых данных, свидетельствующих о наличии законных оснований для проведения проверки в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».
Согласно п. 1, 6 ч. 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 нарушение вышеназванных требований в части срока уведомления о проведении проверки, отсутствия оснований проведения плановой проверки, непредставления акта проверки отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
В соответствии с частью первой данной статьи результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При указанных обстоятельствах результаты проведения проверки в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», в том числе представленные административным органом документы и протокол об административном правонарушении от 10.10.2018 не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное прихожу к выводу об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, доводы защитника, изложенные в письменных пояснениях о том, что предписания, выданные административным органом на основании акта проверки, а также действия при проведении проверки оспариваются в Арбитражном суде Хабаровского края в данном случае при рассмотрении настоящего дела, правового значения не имеют.
Доводы защитника, изложенные в письменных пояснениях о том, что по результатам указанной выше проверки Общество привлечено также к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и все выявленные нарушения являются одним противоправным действием, в связи с чем, оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ у административного органа не имелось, с учетом вышеизложенного не подлежат рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись)
Копия верна, судья С.Н. Опалей
<данные изъяты>
<данные изъяты>