Дело № 2-1567/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2016 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Башковой О.В.,
при секретаре Сысоевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Кингисеппского городского прокурора Ленинградской области ФИО4, представителя ответчика ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» ФИО2, представителя третьего лица Администрации МО «Кингисеппский мцниципальный район» ФИО3,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Балтийский лесопромышленный холдинг» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику Закрытому акционерному обществу «Балтийский лесопромышленный холдинг» (далее – ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг») об обязании ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» на праве аренды, от захламления коммунально-бытовыми отходами, размещенными на площади <адрес> кв.м. лесного фонда выдела № в квартале № Усть-Лужского участкового лесничества Кингисеппского лесничества Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории лесного участка в выделе <адрес> квартала <адрес> обнаружена несанкционированная свалка коммунально-бытовых отходов на площади № кв.м.. Указанный лесной участок находится в аренде у ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между комитетом по природным ресурсам <адрес> и ответчиком. Срок действия договора № лет.
В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 43 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п.п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» указанной обязанности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик обязан принять по очистке земель лесного фонда, находящихся у него в аренде (л.д. 2-4).
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО4 исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» не производил захламление данного участка дела, в его обязанности не входит обязанность по вывозу мусора.
Представители третьих лиц АМО «Усть-Лужское сельское поселение», Кингисеппское лесничество филиала ЛОГКУ «Ленобллес», в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании просил об исключении АМО «Кингисеппский муниципальный район» из перечня третьих лиц, определением суда представитель АМО «Кингисеппский муниципальный район» освобожден от участия в судебном заседании.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Судом установлено, что между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (арендодателем) и ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия № лет, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью № га, расположенного по адресу: <адрес>, Кингисеппское лесничество (в том числе и квартал № Усть-Лужского участкового лесничества, в котором расположены спорные отходы), в ДД.ММ.ГГГГ году ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» реорганизовано в ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» (л.д. 15-19).
Согласно Акту о лесонарушении N № от ДД.ММ.ГГГГ, и Акту N № обследования территории Усть-Лужского участкового лесничества Кингисеппского лесничества-филиала ЛОГКУ «<данные изъяты>», составленными помощником лесничего Усть-Лужского участкового лесничества ФИО5, при обследовании территории лесного фонда Усть-Лужского участкового лесничества в квартале N №, выдел № обнаружена несанкционированная свалка. Морфологический состав отходов – обрезки пластика, полиэтиленовые мешки из под строительной штукатурки, картонная упаковка от строительных материалов, а также красный кирпич, обрезки строительного утеплителя, ведро из под краски, пластиковые бутылки. Отходы размещены на <данные изъяты> кв.м. (длиной <данные изъяты> м, шириной <данные изъяты> м). Тип леса (<данные изъяты>) – сосняк, территория размещения отходов находится на лесных землях в защитных лесах. Указанное нарушение зафиксированы также в фототаблице и подтверждаются чертежом указанного участка леса (л.д. 8-14).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам «и» пункта 18 договора аренды лесного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» обязано выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов на участке леса площадью <данные изъяты> га, в том числе в квартале № Усть-Лужского участкового лесничества.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 18 договора аренды лесного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» обязано выполнять требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных органом государственной власти Российской Федерации.
В силу подпункта «н» пункта 18 договора аренды лесного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» обязано возмещать в случае нарушения требований Санитарных правил в лесах РФ, причиненный таким нарушением вред в порядке, установленном действующим законодательством РФ (л.д. 15-19).
Пунктом 4 статьи 121 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414).
Из анализа приведенных выше положений Гражданского кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 года следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
При этом, оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом – Правилами санитарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм права, доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии обязанности ответчика по устранению последствий захламления переданного ему в аренду участка леса и ликвидации несанкционированных свалок на арендуемом лесном участке ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» суду не представил.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения должны быть устранены именно ответчиком ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг», поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг».
Доводы ответчика о том, что ответчик указанный участок леса не захламлял, и в его обязанности не входит обязанность по уборке несанкционированных свалок, суд отклоняет по следующим основаниям.
Положениями статьи 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года № 7-оз «Об обращении с отходами в Ленинградской области» установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Согласно статьи 14 указанного Закона, органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Таким образом, администрация МО «Усть-Лужское сельское поселение» не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в отношении данного земельного участка государственного лесного фонда.
Не возлагается обязанность по устранению свалки и на арендодателя по договору аренды – Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, поскольку из условий договора аренды и требований действующего законодательства следует, что такая обязанность возложена на арендатора.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ, с учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере <данные изъяты> руб.
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, поскольку Кингисеппским городским прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, то с ответчика ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг» подлежит взысканию государственная пошлина в размере № руб.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Балтийский лесопромышленный холдинг» об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления – удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество «Балтийский лесопромышленный холдинг» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по очистке <адрес> лесного фонда, находящихся у Закрытого акционерного общества «Балтийский лесопромышленный холдинг» на праве аренды, от захламления коммунально-бытовыми отходами, размещенными на территории лесного фонда в выделе <адрес> <адрес> лесничества Ленинградской области.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Балтийский лесопромышленный холдинг» в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья подпись О.В. Башкова