Дело № 2-336/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Волковой Ю.В.,
с участием представителя ответчика Образцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова С.В. к Управлению Министерства внутренних дел России по Псковской области о признании незаконным и подлежащим отмене в части приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов С.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Псковской области (далее – Управление), в обоснование которого указал, что проходит службу в органах внутренних дел в должности "должность" отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области. Пунктом 1 приказа от 20.08.2020 № 526 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за неисполнение пунктов 3.1 и 3.2 должностного регламента, выразившееся в ослаблении контроля за работой экзаменационного отделения по соблюдению действующего законодательства. Полагая недоказанным совершение вмененного дисциплинарного проступка, просил признать незаконным и подлежащим отмене в части приказ от 20.08.2020 № 526.
Представитель ответчика иск не признала, мотивировав позицию законностью и обоснованностью наложенного на истца дисциплинарного взыскания, который допустил ненадлежащее исполнение должностного регламента, что подтверждено материалами проведенной в отношении него служебной проверки.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, определены Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона 342-ФЗ под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона N 342-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Федерального закона N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, к которым, среди прочих, относится замечание.
Установлено, с сентября 1999 года истец проходит службу в органах внутренних дел, с марта 2019 года – в должности "должность" отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области (л.д. 79).
Приказом "должность" УМВД России по Псковской области С. от 20.08.2020 № 526 на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 106).
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности послужили следующие обстоятельства.
13.07.2020 "должность" УГИБДД УМВД России по Псковской области С. на имя "должность" Управления – "должность" УМВД России по Псковской области Н. подана докладная записка, в которой указано, что сотрудниками КПГ УГИБДД УМВД России по Псковской области в ходе проверки МРОЭ УГИБДД УМВД России по Псковской области выявлен факт выдачи 24.01.2020 Е. водительского удостоверения (в связи с истечением срока его действия), в период лишения того специального права в виде управления транспортными средствами по статье 17.17 КоАП РФ; выражена просьба назначить по данному поводу служебную проверку (л.д. 60).
Руководитель Управления согласился с необходимостью проверки указанного факта, распорядившись провести служебную проверку (л.д. 59).
В ходе служебной проверки установлено, 21.01.2020 в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области с заявлением № **** обратился Е. о замене водительского удостоверения в связи с истечением сорока его действия.
Проверку по учетам ФИС-ГИБДД и последующую выдачу водительского удостоверения серии **** категории «В, В1, С, С1, М» осуществила "должность" межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Псковской области младший лейтенант полиции А.
Однако правовые основания для выдачи водительского удостоверения Е. отсутствовали, поскольку на момент обращения в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области с заявлением он был лишен специального права по статье 17.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде права управления транспортными средствами.
На основании пункта 27.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России от 20.10.2015 № 995, Е. необходимо было отказать в предоставлении государственной услуги по замене водительского удостоверения в связи с наличием сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами.
Выдача действующего водительского удостоверения Е., лишенному права управления транспортными средствами, позволила ему пользоваться правом управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
Согласно данным ФИС ГИБДД-М Е. в период (после замены водительского удостоверения в связи с истечением срока действия) с 24.01.2020 был привлечен к административной ответственности 4 раза за нарушение требований Правил дорожного движения.
По результатам служебной проверки утверждено заключение от 10.08.2020, в котором указано, что причиной допущенного "должность" безопасности дорожного движения отделения регистрационной работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области младшим лейтенантом полиции А. нарушения служебной дисциплины явилась её низкая исполнительская дисциплина и отсутствие должного контроля со стороны "должность" отделения межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Псковской области подполковника полиции Иванова С.В. (л.д. 56-62, 63-71, 72-105).
На основании заключения приказом от 20.08.2020 № 526 (пункт 1) истец привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлено замечание (л.д. 106).
Установленные по спору обстоятельства дают суду основания для вывода о том, что у ответчика имелись законные основании привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Как неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона 342-ФЗ руководителем (начальником) в органах внутренних дел является руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее - подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.
Одним из основных принципов службы в органах внутренних дел является принцип единоначалия и субординации (подчиненности) на службе в органах внутренних дел (пункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 342-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Дисциплинарный устав), обязанность по соблюдению которого возложена на каждого сотрудника полиции в силу особенностей системы единоначалия и подчинения.
Пунктами 7, 9 Дисциплинарного устава в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, знать и анализировать состояние служебной дисциплины, своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения; руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 Федерального закона N 342-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.24 должностного регламента истца установлено, что он обязан организовывать и осуществлять контроль за выполнением возложенных на экзаменационное отделение задача по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, выдаче и замене водительских удостоверений; за работой экзаменационного отделения по соблюдению законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, УМВД России по Псковской области (пункт 3.2); ежемесячно проверять документы, ставшие основанием для выдачи или замены водительских удостоверений (л.д. 72-77,119-124).
При этом, из анализа положений статьи 7 Дисциплинарного устава, следует, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за выполнение вверенным ему подразделением органов внутренних дел возложенных на это подразделение задач и функций. В силу принципа единоначалия руководитель отвечает за свои действия и за действия своих подчиненных. К служебным обязанностям руководителя подразделения органов внутренних дел относится принятие мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины подчиненными сотрудниками, по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины указанными сотрудниками, а также по установлению причин и условий их совершения.
Служебные обязанности руководителя (начальника) в органах внутренних дел заключаются в организации деятельности вверенного ему подразделения, обеспечении выполнения возложенных на это подразделение задач, следовательно, критерием эффективности выполнения руководителем служебных обязанностей является именно достижение результатов, в том числе таких, как соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины.
В этой связи, исходя из того, что должностным регламентом на истца возложена обязанность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных ему сотрудников, а допущенное "должность" безопасности дорожного движения отделения регистрационной работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области А. нарушение порядка выдачи водительского удостоверения привело к незаконной выдаче Е. водительского удостоверения, то данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии необходимого и должного контроля со стороны истца, т.е. о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей и взятых на себя обязательств как "должность" отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области.
Возражая против действий представителя нанимателя по наложению дисциплинарного взыскания, истец не привел убедительных доводов и вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил отвечающих принципам относимости и допустимости доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в совершении вмененного должностного проступка.
То обстоятельство, что 21.07.2020 истец подал на имя "должность" УГИБДД УМВД России по Псковской области рапорт о выявлении им 21.07.2020 указанного факта необоснованной выдачи Е. водительского удостоверения, не свидетельствуют, по мнению суда, об отсутствии в его действиях дисциплинарного проступка, учитывая, что рапорт подан уже после инициированной в отношении него служебной проверки (л.д. 87).
С учетом изложенного, находя, что в ходе рассмотрения дела установлена вина истца в совершении вмененного ему дисциплинарного проступка, при этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный законом, представителем нанимателя не нарушен, основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде замечания имелись, приказ издан с соблюдением установленного законом срока, при наложении на истца дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершенного проступка и иные значимые обстоятельства, суд приходит к вводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Иванова С.В.
Руководствуясь статьями 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Иванова С.В. к Управлению Министерства внутренних дел России по Псковской области о признании незаконным и подлежащим отмене в части приказа о наложении дисциплинарного взыскания отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р. Н. Лугина
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2021.