Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-100/2019 от 20.02.2019

дело

Р Е Ш Е Н И Е

<дата> г. Пушкино, Московская область

Судья Пушкинского городского суда Московской области Курлаева И.В., с участием защитников юридического лица – представителей по доверенности Медведевой Е.С. и Шепелкиной Н.Н., рассмотрев жалобу МУП «Лесной» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Московской области Родионовой Н.Ю. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Московской области Родионовой Н.Ю. от <дата> МУП «Лесной» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.    

В постановлении указано, что МУП «Лесной» нарушила установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, а именно: в нарушение ч. 2 ст. 212 ТКК РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> «О специальной оценке условий труда» в перечне рабочих мест декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда МУП «Лесной», поданной <дата> в Государственную инспекцию труда в Московской области, указаны рабочие места , аппаратчика химводоочистки, должность которого в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от <дата> (далее Список ) предусматривает предоставление работникам, занятым на данной должности, гарантии и компенсации в виде дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.

МУП «Лесной» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, ставя вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что указанный в постановление Список применяется только в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. МУП «Лесной» проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, а также специальная оценка условий труда, которыми зафиксировано отсутствие вредных и опасных условий труда для должности аппаратчика химводоочистки. Поскольку специальной оценкой условий труда определено отсутствие вредных и опасных условий труда для указанной должности, в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ компенсации работникам, занятым на указанной должности, не устанавливаются, в связи с чем заявителем должность аппаратчика химводоочистки была включена в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Законный представитель МУП «Лесной» в суд не явился, дело рассмотрено с участи ем защитников юридического лица – представителей по доверенности Медведева Е.С. и Шепелкиной Н.Н., поддержавших доводы жалобы.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Московской области Родионовой Н.Ю. от <дата> подлежащим отмене.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Федеральным законом от <дата> № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определено правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федеральный закон № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с со ст. 8 Федеральный закон № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от <дата> N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.

Часть вторая статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанные перечни не были приняты, и на основании статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории Российской Федерации применялись акты бывшего Союза ССР – в частности Список .

Федеральным законом от <дата> № 90-ФЗ изменены основания предоставления работникам указанных компенсаций. Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (часть первая); минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая).

Аналогичный порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени и повышенной оплаты труда для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрен статьями 92, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вопросы установления порядка и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда с <дата> регулируется ст. ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

Исходя из изложенного следует признать, что положения нормативных актов бывшего Союза ССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Списку , могут применяться в определенных случаях в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В соответствии с частью четвертой статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

В силу этой нормы и статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, если по результатам аттестации рабочих мест установлены оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда, относящиеся к безопасным согласно пункту 4.2 Руководства «По гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <дата> и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда, положения Списка не могут применяться, как противоречащие законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что МУП «Лесной» проведена специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест, в том числе в отношении рабочего места – аппаратчик химводоочистки.

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> Бочина С.И. и его показаниям в качестве свидетеля в суде, по результатам проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест МУП «Лесной» было установлено, что рабочее место аппаратчика химводоочистки имеет допустимые (2 класс) условия труда, в связи с чем указанная должность подлежит включению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

С учетом приведенных выше положений трудового законодательства должность аппаратчика химводоочистки подлежала включению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Соответствующая декларация была подана МУП «Лесной» в Государственную инспекцию труда в Московской области.

При таких обстоятельствах МУП «Леной» не был нарушен установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях МУП «Лесной» состава административного право

В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Московской области Родионовой Н.Ю. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Лесной», подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению за отсутствием в действиях МУП «Лесной» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Московской области Родионовой Н.Ю. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Лесной» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-100/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП "Лесной"
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Курлаева Инна Викторовна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
20.02.2019Материалы переданы в производство судье
09.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
20.05.2019Судебное заседание
23.05.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.07.2019Вступило в законную силу
29.07.2019Дело оформлено
29.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее