РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству образованию, науки и молодежи Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о признании отказа Министерства образования, науки о молодежи Республики Крым в продлении статуса многодетной семьи и продления удостоверений, подтверждающих статус многодетной семьи незаконными, обязании Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым восстановить статус – многодетной и продлить удостоверения членам многодетной семьи с момента их окончания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и до срока установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ у истца родился третий ребенок ФИО1. В связи с рождением третьего ребенка в июле 2018 года ФИО2 обратилась ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», который на основании приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет выдачу удостоверений многодетным семьям, для получения статуса многодетной семьи и выдачу удостоверений подтверждающий данный статус, при этом, предоставив все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ истцу и ее несовершеннолетним детям ФИО4, ФИО5 были выданы удостоверения, подтверждающие, что семья является многодетной, которые дают возможность пользоваться рядом социальных льгот, установленных законодательством Российской Федерации для многодетных семей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» для продления срока действия удостоверений и статуса многодетной семьи, однако ФИО2 было отказано, так как у нее на момент обращения отсутствовала постоянная регистрация на территории Республики Крым.
Стороны и третье лицо, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, представителей не направили.
От истца поступило заявление, в котором указано, что исковые требования поддерживает, просит рассмотреть иск в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке многодетных семей» №138-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, социальную поддержку на территории РФ имеют право получать многодетные семьи, имеющие трех и более детей. Действие законодательных актов распространяется на граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории.
В целях улучшения их социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и обучения детей из многодетных семей, а также улучшения демографической ситуации в <адрес> принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗРК/2014 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>".
Согласно п.1 ст.1 указанного закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 2 указанного закона многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у истца родился третий ребенок ФИО1. В связи с рождением третьего ребенка в июле 2018 года ФИО2 обратилась ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», который на основании приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет выдачу удостоверений многодетным семьям, для получения статуса многодетной семьи и выдачу удостоверений подтверждающий данный статус, при этом, предоставив все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ истцу и ее несовершеннолетним детям ФИО4, ФИО5 выданы удостоверения, подтверждающие, что семья является многодетной, которые дают возможность пользоваться рядом социальных льгот, установленных законодательством Российской Федерации для многодетных семей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» для продления срока действия удостоверений и статуса многодетной семьи, однако ФИО2 было отказано на основании того, что у нее на тот момент отсутствовала постоянная регистрация в <адрес>.
Ответчиком не оспорено, что истец подала необходимый для продления срока удостоверений пакет документов в полном объеме, однако срок действия удостоверений не продлен по причине отсутствия регистрации в <адрес>.
В соответствии со п.п.2-4 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 59 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи", удостоверение многодетной семьи (далее - удостоверение) является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>".
Удостоверения выдаются семьям, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения.
Как следует из исследованных в судебном заседании доказательств, истец проживает в квартире в <адрес> на основании коммерческого найма. Двое несовершеннолетних детей обучаются в МБОУ <адрес>. Истец работает дознавателем отделения дознания отдела полиции № УМВД России по <адрес>.
Доводы ответчика о наличии обязанности у истца зарегистрироваться по месту жительства, фактически лишают истца установленных для многодетной семьи льгот.
Из смысла ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – 1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что ответчиком не оспаривается факт постоянного проживания в <адрес> и наличие документов, необходимых для подтверждения статуса многодетной семьи, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в продлении статуса многодетной семьи в связи с тем, что у истца отсутствует регистрация на территории Республики Крым является незаконным.
Действия ответчика привели к тому, что истец и ее дети не имеют возможности воспользоваться льготами, в связи с чем нарушаются имущественные права истца.
Поскольку суд признал действия ответчика по непродлению удостоверений членов многодетной семьи незаконными, иск в части обязания ответчика восстановить статус многодетной семьи истца и продлить удостоверения членам многодетной семьи с момента их окончания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и до срока установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск ФИО2 к Министерству образованию, науки и молодежи Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО2 к Министерству образованию, науки и молодежи Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать действия Министерства образования, науки о молодежи Республики Крым, отказавшего продлить статус многодетной семьи ФИО2 незаконными.
Обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым восстановить статус многодетной семьи ФИО2 и продлить удостоверения членов многодетной семьи с момента их окончания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и до срока установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В. Максимова