Дело № 2-9/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 3 февраля 2021 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева М. М. к Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Киреев М.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указывая, что он в 2014 году был включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия на основании постановления Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 30 декабря 2014 года №791. По вопросу предоставления жилого помещения истец обращался в Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия. 13 ноября 2020 года Киреев М.М. получил ответ на свое обращение, из которого следует, что обеспечить его жилым помещением не представляется возможным из-за отсутствия финансовых средств.
Просит обязать Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия предоставить Кирееву М. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание истец Киреев М.М. извещенный судом своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, представил заявление, в котором он просит рассмотреть дело без его участия, в связи с занятостью на работе в г. Москва, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Вельмяйкина Ю.Е., извещенная судом своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором она просит рассмотреть дело без участия представителя администрации, с исковыми требованиями не согласна, по следующим основаниям: в отношении истца Киреева М.М. в рамках своих полномочий Администрация Инсарского муниципального района выполняет все обязательства. В настоящее время Киреев М.М.. включен в муниципальный список под номером 12. Предоставить благоустроенное жилое помещение истцу вне очереди, независимо от степени нуждаемости, это значит нарушить принцип очередности, а также нарушить права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые были включены ранее в муниципальный список. Администрация приобретает жилые помещения за счет субвенций, предоставляемых бюджету Инсарского муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия и вопрос обеспечения Киреева М.М. жилым помещением зависит только от финансовых средств, которые будут запланированы в республиканском бюджете Республики Мордовия. В связи с чем, просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Прокурор Инсарского района Республики Мордовия, извещенный судом своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося прокурора Инсарского района Республики Мордовия.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Киреева М.М. к Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Киреев М. М. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республика Мордовия (л.д.3).
Согласно копии свидетельства о регистрации по месту пребывания от 08 сентября 2018 года, Киреев М. М. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 08 сентября 2018 года по 08 сентября 2021 года (л.д.4).
Из копии постановления Администрации Инсарского муниципального района от 30 декабря 2014 года за №791, следует, что Киреев М. М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей имеющих статус, оставшихся без попечения родителей (л.д.5).
Согласно письма Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 13 ноября 2020 года №1486, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа в порядке очередности включения в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список). Киреев М. М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в Список под номером 12 (на основании постановления Администрации Инсарского муниципального района от 30 декабря 2014 года за №791). Обеспечить жилым помещением в 2020 году Киреева М.М. не представляется возможным из-за отсутствия финансовых средств в бюджете Инсарского муниципального района (л.д.7).
Из письма Министерства образования Республики Мордовия от 21 октября 2019 года №4445, следует, что Киреев М. М. включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия (постановление администрации Инсарского муниципального района от 30 декабря 2014 года за №791). По мере поступления необходимых финансовых средств предназначенных для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Киреев М.М. будет обеспечен благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия (л.д.8-9).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 приведенного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
В силу п. 8 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования (далее - уполномоченный орган), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года № 157 определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений.
Поскольку Киреев М.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей имеющих статус, оставшихся без попечения родителей, он имеет право на обеспечение его однократно вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения, которое возникло у истца по достижении 18 лет.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, Киреев М.М. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью.
Законом Республики Мордовия № 32-З от 23 апреля 2013 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что полномочиями на предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия.
Согласно п. 1 ст. 6 вышеуказанного закона, финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, обязанность предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения возложена на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
При этом, ссылка ответчика в возражениях на исковое заявление на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди по указанной категории, является несостоятельной, поскольку исходя из требований вышеприведенной ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При таких обстоятельствах иск Киреева М.М. к Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░