Судья Белокурова О.С. |
№ 33а-1813/2020 10RS0015-01-2020-000036-77 2а-30/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13.07.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Данилова О.И., Щепалова С.В.
при секретареМакаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 28.02.2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Карелия к Петрову Н. А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что П. Н.А. до 12.07.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке недоимка, указанная в требовании об уплате страховых взносов, не оплачена, административный истец просил суд взыскать с Петрова Н.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 15 623 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию за период с 30.07.2019 по 02.09.2019 в сумме 132руб. 15 коп., с 07.04.2016 по 31.12.2016 в сумме 701 руб. 17 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3664руб. 06 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 30.07.2019 по 02.09.2019 в сумме 30 руб. 99 коп., за период с 16.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 986 руб. 94 коп., а всего – 21 139 руб. 21 коп.
Решением суда административный иск удовлетворен. С административного ответчика взысканы недоимка и пени в указанном выше размере, в доход бюджета Пудожского муниципального района – государственная пошлина в размере 834руб.18коп.
С принятым судебным постановлением не согласенадминистративный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.В обоснование жалобы указывает, что в период с января 2017 года по настоящее время находится на лечении в связи с полученными (...), является (...), имел возможность прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя только летом 2019 года. Фактически в период с января 2017 года по июнь 2019 года не осуществлял предпринимательскую деятельность в связи с состоянием здоровья.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия Пухальская Л.А. выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле,в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, заключающийся в направлении налоговым органом налогоплательщику налогового требования.
В силу п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 5 ст.31 НК РФ предусмотрено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Место жительства физического лица – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.2 ст.11 НК РФ).
Пунктом 2 ст.22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции, действовавшей на момент подачи Петровым Н.А. заявления о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, установлено, что представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной п.3 ст.9 настоящего Федерального закона расписки.
Изменения в сведениях о персональных данных индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, полученных в соответствии с п.п.3 и8 ст.85 настоящего Кодекса (п.3 ст.84 НК РФ).
В соответствии с п.3 ст.85 НК РФ обязанность сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), но не на налогоплательщика – физическое лицо.
Как следует из материалов дела, П. Н.А. в период с 06.05.2011 по 12.07.2019был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов, при постановке на учет в заявлении им был указан адрес места жительства: (...).01.08.2011 административный ответчик обратился с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой места жительства, указав адрес: (...). Впоследствии с аналогичными заявлениями плательщик страховых взносов не обращался.
Согласно сведениям, представленным УВМ МВД по Республике Карелия на запрос суда апелляционной инстанции, П. Н.А., (.....) года рождения, уроженец (...), ранее имел регистрацию по месту жительства: в период с 24.08.2004 по 21.04.2005 – (...), с 10.08.2007 по 20.05.2011 - (...);в период с 26.08.2011 по 26.08.2014 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: (...); с 03.10.2014 по 02.10.2015 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: (...); зарегистрирован по месту пребывания с 22.05.2018 по 22.05.2021 по адресу: (...)
Исходя из изложенного, последним известным налоговому органу местом жительстваПетрова Н.А. является адрес, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в соответствии с заявлением от 01.08.2011: (...). Поскольку по указанному адресу налоговым органом направлялись налоговые требования, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
03.09.2019 административному ответчику было выставлено требование (.....)об уплате в срок до 22.10.2019недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год - 15623 руб. 90 коп., пени в размере 132руб. 15 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 3664 руб. 06 коп., пени – 30 руб. 99 коп.
06.09.2019 указанное требование направлено по адресу Петрову Н.А. по адресу: (...).
Обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком исполнена не была.
Также административным истцом заявлено требование о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии (недоимка за 2013 год – 7495 руб. 20 коп.) за период с 07.04.2016 по 31.12.2016 в сумме 701 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (недоимка за 2013 год – 3185 руб. 46 коп., недоимка за 2014 год – 3399 руб. 05 коп., недоимка за 2015 год – 3650 руб. 58 коп.) за период с 16.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 986 руб. 94 коп.по требованию (.....) по состоянию на 26.10.2017, направленному 01.11.2017 Петрову Н.А. по адресу: (...).
По общему правилу, установленному п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 08.11.2019.
19.11.2019 мировым судьей судебного участка №1 Пудожскогорайона Республики Карелия в связи с поступлением от должника возражений было вынесено определение об отмене судебного приказа от 11.11.2019о взыскании с Петрова Н.А. вышеуказанной задолженности.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
22.01.2020налоговым органом подано в суд настоящее административное исковое заявление.
Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.
Плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп.2 п.1 ст.419 НК РФ).
Пунктом 3 ст.420 НК РФ(здесь и далее - в редакции, действовавшей с (.....)) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим пп.1 п.1 ст.430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п.9 ст.430 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п.5 ст.430 НК РФ).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п.5 ст.432 НК РФ).
В полном объеме удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности у административного ответчика по уплате обязательных платежей и соблюдения налоговым органом порядка их взыскания. Кроме того, установив, что Петровым Н.А. до сих пор не выполнена обязанность по уплате взысканных страховых взносов за период 2013-2015 годов, суд пришел к выводу о том, что с него подлежат взысканию пени на данные недоимки.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласноч.1ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствиис ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009№212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Несмотря на то, что недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в размере 3399 руб. 05 коп., за 2015 год в размере 3650 руб. 58 коп., за 2013 год в размере 3185 руб. 46 коп., а также недоимка за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7495 руб. 20 коп.были взысканы с Петрова Н.А. в административном порядке (постановление (...) от 27.02.2015, постановление (...) от 25.05.2016, постановление (...) от 14.05.2014 соответственно), обязательства по ихуплате административным ответчиком не исполнены, до настоящего времени недоимки не уплачены и числятся за ним, с учетом приведенных выше положений закона данные недоимки и начисленные на них пени являются безнадежными к взысканию.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии за период с 07.04.2016 по 31.12.2016 в сумме 701 руб. 17 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 16.03.2016 по 31.12.2016 в сумме 986 руб. 94коп.
Кроме того при вынесении решения суд не учел обстоятельства, по которым административный ответчик не мог в спорный период (2019 год) осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 12.04.2005№164-О, от 12.05.2005№210-О, от 12.05.2005 №211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобного, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховом взносам, не может, - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
С учетом указанной правовой позиции при разрешении настоящего спора подлежат выяснению, в том числе, обстоятельства исключительного характера, которые не позволили плательщику страховых взносов своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Из представленных материалов следует, что П. Н.А. находился на стационарном лечении в (...) в период с 02.02.2018 по 09.02.2018 с диагнозом: (...).
16.03.2018 обращался к (...) 26.06.2018, 05.07.2018, 31.07.2018 - (...);13.08.2018 - (...) 10-11.09.2018 - (...) с 12.11.2018 по 21.11.2018 находился на лечении амбулаторно (...)); 10.12.2018 был (...).
В периоды с 15.08.2018 по 30.08.2018, с 12.12.2018 по 27.12.2018,с 12.08.2019 по 29.08.2019 находился на стационарном лечении в (...)».
Изложенное позволяет прийти к выводу, что в связи с длительным лечением и тяжелыми последствиями (...) административный ответчик, фактически не осуществляя с января 2018 г. деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не мог своевременно обратиться в налоговый орган с заявлением о прекращении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, состояние здоровьяПетрова Н.А. является исключительным обстоятельством, препятствовавшим ему в реализации возможности по своевременному прекращению статуса индивидуального предпринимателя.
Поскольку административный ответчик предпринимательскую деятельность в спорном периоде не вел и не мог ее осуществлять ввиду тяжелого заболевания, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для взыскания с него страховых взносов за период с 01.01.2019 по 12.07.2019и пени не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 28.02.2020 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявленияМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Карелия к Петрову Н. А. о взыскании обязательных платежей отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи