Дело № 5-246/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Санкт-Петербург 13 июня 2019 года
Судья Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга Куприкова Анастасия Сергеевна,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении З.С.В.
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Р.А.В.,
представителя административного органа Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, – главного специалиста отдела правового обеспечения административного производства юридического управления КГИОП Х.В.В..,
– рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 20, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.13 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
З.С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>
установил:
Зернов С.В. нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а именно: в ходе проведения мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований 19 декабря 2018 года сотрудниками КГИОП установлено, что со стороны дворового фасада корпуса, выходящего на наб. канала Грибоедова, здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, изменен вид и увеличено количество ступеней с трех (план земельного участка по состоянию на 25 февраля 2005 года) до девяти (описание земельного участка от 31 августа 2018 года) приямка в нежилые помещения 6Н, 11Н, 18Н, выполнены работы по заглублению приямка, а также изменен проем в части изменения габаритов (дверной проем до низа приямка), в отсутствие согласования с КГИОП проектной документации и заключения КГИОП.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, находится в границах единой зоны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (участок ООЗ(31)).
Зернов С.В. является собственником помещений 6Н, 11Н, 18Н, расположенных в указанном объекте.
В судебном заседании Зернов С.В. и его защитник Резниченко А.В. признали проведение работ по изменению вида первых двух ступеней на закругленные для удобства входа в помещение, в отсутствие согласованной КГИОП проектной документации и письменного разрешения на производство работ. Вместе с тем указали на то, что сведения ГУП «ГУИОН» ПИБ Центрального района об указании на плане земельного участка степеней схематично, что опровергает заявление КГИОП об изменении количества ступеней с трех до девяти. Также ссылаются на отсутствие причинения ущерба историческому зданию, законным интересам других лиц или угрозы его причинения, утверждают, что изменение вида ступеней не изменило внешнего облика исторического здания. Полагают, что совершенное Зерновым С.В. правонарушение является малозначительным, а производство по делу подлежит прекращению на этом основании.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен специалист КГИОП Хейстонен В.В., который подтвердил фактические обстоятельства дела. Обратил внимание на то, что мероприятие по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований проведено в соответствии с требованиями закона. Свидетель подтвердил выявление нарушений в ходе осмотра объекта. Указал на то, что при осмотре здания было установлено проведение работ по изменению вида и увеличению количества ступеней с трех до девяти, изменение проема в части изменения габаритов, а также углубление приямка в нежилые помещения 6Н, 11Н, 18Н, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, в отсутствие согласования с КГИОП проектной документации и заключения КГИОП. Указанные работы выполнены собственником Зерновым С.В. В связи с выявленными нарушениями, в отношении собственника помещений был составлен протокол об административном правонарушении.
Выслушав Зернова С.В., его защитника Резниченко А.В., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает установленной вину Зернова С.В. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, то есть в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, которая подтверждается представленными в суд материалами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 31 января 2019 года № 12-2019, в котором отражено существо административного правонарушения и дана его юридическая квалификация;
- копией обращения должностного лица – главного специалиста отдела зон охраны центральных районов Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Гиацинтовой Е.С. от 19 декабря 2018 года, содержащего просьбу о выдаче задания на проведение мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в отношении здания, находящегося в зоне охраны объектов культурного наследия: исторического здания, расположенного в единой охранной зоне объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (участок ООЗ(31)), по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А;
- копией задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 19 декабря 2018 года № 01-58-1082/18, в соответствии с которым главному специалисту отдела зон охраны центральных районов Управления зон охраны объектов культурного наследия - Гиацинтовой Е.С. поручено провести мероприятие по систематическому наблюдению в отношении здания, находящегося в зоне охраны объектов культурного наследия: здание, расположенное в единой охранной зоне объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (участок ООЗ(31)), по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А;
- копией акта мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований от 19 декабря 2018 года, согласно которому по результатам мероприятия по надзору установлено:
- на момент проведения мероприятия по систематическому наблюдению строительные работы не ведутся;- со стороны дворового фасада корпуса, выходящего на набережную канала Грибоедова, извенен вид и увеличено количество ступеней с трех (план земельного участка по состоянию на 25 февраля 2005 года) до девяти (описание земельного участка от 31 августа 2018 года) приямка в нежилое помещение 6Н, 11Н, 18Н, собственника Зернова С.В., из чего следует, что выполнены работы по заглублению приямка, а также по изменению проема в части изменения габаритов (в настоящее время дверной проем до низа приямка);
- фотофиксацией к акту от 19 декабря 2018 года, из которой усматривается изображение приямка, с девятью ступенями;
- копией плана земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, от 25 февраля 2005 года, содержащим сведения о местонахождении объекта;
- копией описания земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, от 31 августа 2018 года, согласно которому определены площади степеней и приямков указанного здания;
- копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, из которой следует, что нежилые помещения 6Н, 11Н, 18Н, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, находятся в собственности Зернова С.В.
Суд признает представленные доказательства допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона, подтверждающими наличие события и состава административного правонарушения, а также вины Зернова С.В. в его совершении.
Протокол об административном правонарушении от 31 января 2019 года № 12-2019 составлен в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2-28.3, 28.5 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом, в установленные законом сроки, копия его направлена по месту жительства Зернова С.В.
Сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, объяснениях и иных документах принимаются в качестве доказательств вины, так как они составлены с соблюдением требований КоАП РФ.
Вместе с тем, в судебном заседании исследованы также документы, представленные со стороны защиты, а именно:
- сообщение Филиала СПб ГУП «ГУИОН», полученное по обращению Зернова С.В., исходя из которого в учетно-технической документации на помещения 6Н и 18Н, хранящейся в архиве филиала, наличие ступеней указано условно, без уточнения их конкретного количества, по данным текущей инвентаризации от 28 сентября 2018 года для спуска в вышеуказанные помещения оборудованы 8 ступеней;
- ответ Филиала СПб ГУП «ГУИОН», полученный Зерновым С.В. по его обращению, в соответствии с которым вычертить реальное количество ступеней на плане земельного участка в масштабе 1:500 не представляется возможным, в связи с этим наличие ступеней ведущих к помещениям 6Н, 11Н, 18Н, расположенных в подвале многоквартирного дома, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, по состоянию на 31 августа 2018 года, указано схематично.
Исходя из представленных документов и материалам дела, в том числе, плана земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, по состоянию на 25 февраля 2005 года и описание земельного участка по данному адресу от 31 августа 2018 года, суд приходит к выводу о невозможности определения точного количества ступеней, ведущих в помещения 6Н, 11Н и 18Н, как на 25 февраля 2005 года, так и на 31 августа 2018 года, что, в свою очередь, ставит под сомнение наличие вины Зернова С.В. в увеличении количества ступеней.
В протоколе об административном правонарушении № 12-2019 от 31 января 2019 года, составленном в отношении Зернова С.В., а также акте мероприятия по систематическом наблюдению за исполнением обязательных требований от 19 декабря 2018 года, имеется ссылка на осуществление Зерновым С.В. работ по заглублению приямка в нежилые помещения 6Н, 11Н и 18Н, по изменению проема в части изменения габаритов, которые поставлены в зависимость от проведения собственником работ по увеличению количества ступеней. В таком случае, когда вина Зернова С.В. в проведении работ по увеличению ступеней не установлена, суд полагает также исключить из обвинения Зернова С.В. и производство работ по заглублению приямка в нежилые помещения 6Н, 11н и 18Н, и по изменению проема в части изменения габаритов.
Каких-либо измерений приямков в помещения 6Н, 11н и 18Н, указание на количество ступеней не имеется и в техническом паспорте на многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, составленном на 26 июля 2007 года, представленном в материалы дела КГИОП в судебном заседании.
Не могут подтвердить наличие вины Зернова С.В. по указанным обвинениям и показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании: представителя ТСЖ «Малая Конюшенная 14» Жеребцова Ф.Ю., и начальника Управления зон охраны объектов культурного наследия Козыревой Е.А., выдавшей задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическом наблюдению и в отношении объекта культурного наследия 19 декабря 2018 года, поскольку данные свидетели не смогли пояснить характер работ, производимых собственником помещений 6Н, 11Н и 18Н Зерновым С.В.
Так представитель ТСЖ пояснил лишь о том, что ему известно о проведении работ собственником подвального помещения Зерновым С.В. ремонтных работ в подвальных помещениях здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14.
Начальник Управления зон охраны объектов культурного наследия Козырева Е.А. подтвердила проведенные работы на Объекта, зафиксированные в акте мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, составленном главным специалистом отдела зон охраны центральных районов Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Гиацинтовой Е.С., с произведенной фотофиксацией.
В представленной КГИОП копии уведомления Зернова С.В., адресованного ТСЖ «Малая Конюшенная 14» о проведении работ, содержится сообщение о начале производства работ по ремонту существующих приямков и ступеней в пом. 6Н, 11Н, 18 Н, с учетом их неудовлетворительного состояния, при этом имеется ссылка на то, что в рамках указанных работ будет произведен демонтаж старых ступеней с заменой на новые, гидроизоляция стен и полов приямков, замена дверных полотен, а также штукатурка и коррекция трассы вертикального водоотлива, с определением срока проведения работ, что также согласуется с объяснениями самого Зернова С.В. в судебном заседании о том, что им произведены работы по замене старых ступеней на новые, а также с материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Зерновым С.В. проведены работы по изменению вида ступеней приямка помещений 6Н, 11Н и 18Н, в отсутствие согласования с КГИОП проектной документации и заключения КГИОП, и необходимостью исключения из обвинения Зернова С.В. проведение самовольных работ по заглублению приямка, изменению проема в части изменения габаритов, а также по увеличению количества ступеней с трех до девяти приямка в нежилые помещения 6Н, 11Н и 18Н в здании, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, как не нашедшие подтверждения.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона от 26 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Положениями статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.
Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» утверждены границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с названным Законом, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, находится в границах единой зоны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (участок ООЗ(31)), то есть на территории, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Исходя из положений, закрепленных в п. 6.1.4. Приложения 2 к Закону № 820-7 запрещается изменение внешнего облика исторических зданий, а также восстановленных объектов исторической застройки, в том числе формирующих внутриквартальную застройку, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В отношении исторических зданий, а также восстановленных объектов исторической застройки может выполняться, в том числе, изменение дворовых фасадов после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается стороной защиты, Зернов С.В. не обращался за получением заключения КГИОП на производство работ по изменению вида ступеней приямка в помещения 6Н, 11Н, 18Н по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 14, лит. А, находящихся в его собственности.
Зернов С.В. был уведомлен об обязанностях по соблюдению режима использования земель и градостроительных регламентов в границах единой зоны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга (участок ООЗ(31)), на момент приобретения права собственности с 30 мая 2016 года, однако мер по выполнению предусмотренных законом обязанностей в области охраны объектов культурного наследия своевременно не предпринимал, чем создал угрозу причинения вреда объектам, расположенным в зоне объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга.
Выявленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что у Зернова С.В. имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не были выполнены требования к соблюдению ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, возложенные на него в силу закона, при этом, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, то есть в соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, умышленно.
При этом утверждение стороны защиты о том, что производство работ по изменению вида ступеней не изменило внешнего облика исторического здания, не причинило ущерба историческому зданию, законным интересам других лиц или угрозы его причинения, не имеет правового значения для разрешения вопроса о наличии в действиях Зернова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, с учетом формального характера состава вмененного административного правонарушения, в связи с непредставленном проектной документации в Комитет и неполучением разрешения на проведение указанных работ.
Санкция ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного Зерновым С.В. административного правонарушения, его конкретных обстоятельств, суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным, и освобождения Зернова С.В. от ответственности, в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматривается.
Исходя из существа выявленных нарушений, таковые не свидетельствуют об отсутствии возникновения угрозы вреда объектам культурного наследия.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ суд признает смягчающим такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, судом не установлено, в связи с чем, основания для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенное, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд полагает необходимым назначить соразмерное наказание, которое будет способствовать исправлению правонарушителя и предупредит совершение им новых правонарушений, а потому назначает наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, но не в максимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать З.С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
счет <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Назначение платежа: <данные изъяты>, прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, постановление о назначении административного наказания (постановление от 13.06.2019 № 5246/2019).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Суд разъясняет, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья