Судья Савельев В.В. дело № 72-495/2020
Решение
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2020 года жалобу защитника Головановой О.В. на решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11 марта 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижнему Тагилу Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от 27 декабря 2019 года Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее – МУП «Водоканал») назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи указанное постановление оставлено без изменений.
В жалобе защитник Голованова О.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку к моменту привлечения к ответственности не истек срок исполнения ранее выданного предписания о получении разрешения на выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Кроме того, указывает, что предприятием были приняты все необходимые меры по недопущению нарушения законодательства.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Барахвостова М.А., поддержавшего доводы жалобы, оснований для отмены состоявшихся по делу решений не нахожу.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверены в полном объеме судьей на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 15 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 16 октября по 11 ноября 2019 года специалистами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, выявлено, что МУП «Водоканал», осуществляя производственную деятельность на Южной аэрационной станции (г. Екатеринбург, ул. Косарева, 24), относящейся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, допустило с 01 января 2016 года по момент проведения проверки выброс вредных загрязняющих веществ: оксиды азота (NO + NO2), оксид углерода (СО), сероводород (H2S) и аммиак (NH3) без специального разрешения, что зафиксировано в акте проверки от 18 ноября 2019 года № 534 (л.д. 38-64).
Указанные фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами и послужили основанием для составления в отношении МУП «Водоканал» протокола об административном правонарушении, соответствующего требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо и судья правильно установили все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, дали верную юридическую оценку действиям МУП «Водоканал» по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств.
Вопреки доводам жалобы МУП «Водоканал» имело возможность для соблюдения правил охраны атмосферного воздуха, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует. Ранее действовавшее разрешение от 05 мая 2012 года № 2524 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух имело срок действия до 31 декабря 2015 года. Вместе с тем, с 01 января 2016 года и до момента проведения проверки юридическое лицо осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие у него специального разрешения, не указывая на какие-либо уважительные причины, объективно препятствующие выполнению требований природоохранного законодательства.
Таким образом, в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вина юридического лица установлена, так как у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, однако исчерпывающих мер к его выполнению им не принято.
При этом привлечение юридического лица к ответственности ранее срока, установленного предписанием, в соответствии с которым МУП «Водоканал» надлежит устранить выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в том числе получить специальное разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не свидетельствует об отсутствии в действиях МУП «Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, а также привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В данном случае общество привлекается к административной ответственности не за неисполнение предписания, а за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения которого подтвержден материалами дела.
Наказание МУП «Водоканал» назначено справедливое, в соответствии с требованиями закона, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Оснований для его изменения не имеется.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Руководствуясь статьей 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства оставить без изменений, а жалобу - без удовлетворения.
Судья: