Дело № 2-428/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 марта 2019 года г. Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания в составе:
председательствующего судьи Цаголова З.М.,
при секретаре Тедеевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катуниной ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии и возложении обязанности выплачивать ежемесячную доплату к пенсии,
установил:
Катунина ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и возложении обязанности выплачивать ей минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты>.
Истец, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, Министерства финансов РСО-Алания, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Суд считает возможным, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Цораева Ф.Т., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила взыскать с Министерства труда и социального развития РСО-Алания в пользу истца задолженность по доплате к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и обязать Министерство труда и социального развития РСО-Алания выплачивать истцу минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований пояснила, что Катунина ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной гражданской службы РСО-Алания в Райисполкоме СОАССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной службы в Северо-Осетинском ОБКОМе КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной службы в Государственном комитете РСО-Алания по статистике, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной службы в Министерстве труда и социального развития РСО-Алания. В настоящее время является получателем пенсии по старости. Межведомственной комиссией при Министерстве труда и социального развития РСО-Алания с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере <данные изъяты>. Законом Республики Северная Осетия – Алания от ДД.ММ.ГГГГ № - РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия – Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия – Алания», а также Законом Республики Северная Осетия – Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия – Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия – Алания» устанавливаются гарантии на ежемесячную доплату к пенсии. Порядок расчета размеров ежемесячной доплаты к пенсии, а также изменения размера ежемесячной доплаты к пенсии устанавливаются статьями 5 и 8. Полагая, что ежемесячная доплата к пенсии выплачивается ей не в полном объеме, истец обратилась в Министерство труда и социального развития РСО-Алания по вопросу индексации минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии. Согласно ответу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, недополученный истцом минимальный размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. После внесения изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Министерство осуществит перерасчет минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с изменением (увеличением) фиксированного базового размера к страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ за 2012-2018 г.г. и выплатит ей недополученную сумму доплаты к пенсии в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания Томаева С.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Катуниной ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом указала, что Катунина ФИО1 ранее замещала должность государственной гражданской службы РСО-Алания – ведущего специалиста-эксперта в Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Республики Северная Осетия –Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия – Алания» государственным гражданским служащим устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, размер которой не может быть ниже двукратной суммы фиксированного базового размера страховой пенсии по старости, установленной законодательством Российской Федерации. Последняя индексация минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии Министерством была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время выплачивается в размере <данные изъяты>. Ежемесячная доплата к пенсии Катуниной ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ также составляла двукратную сумму фиксированного базового размера страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты>. В 2012 году фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости индексировался два раза – с 1 февраля на коэффициент индексации в 1,07 и составил <данные изъяты>, и с 1 апреля - на коэффициент индексации в 1,034 и составил <данные изъяты>. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил бы <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ увеличился бы до <данные изъяты>. Размер перерасчета за 2012 год – <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной доплаты к пенсии составил <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Размер перерасчета за 2013 год – <данные изъяты>; размер перерасчета за 2014 год – <данные изъяты>; размер перерасчета за 2015 год – <данные изъяты>; размер перерасчета за 2016 год – <данные изъяты>; размер перерасчета за 2017 год – <данные изъяты>. Разница за 2018 год – <данные изъяты>. Разница за январь 2019 года – <данные изъяты>. В соответствии с ч. 8 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ устанавливается в сумме, равной <данные изъяты>. В случае осуществления перерасчета минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил бы <данные изъяты>. Недополученный за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии Катуниной ФИО1 составляет <данные изъяты>. Законом Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» финансовые средства на выплату перерасчета размеров ежемесячной доплаты за период с 2012 года по 2018 год не предусмотрены. При изыскании необходимых дополнительных финансовых средств для осуществления индексации минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с изменением (увеличением) фиксированного базового размера страховой пенсии по старости, установленного законодательством РФ, с февраля 2012 года Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания будет осуществлен перерасчет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации относит пенсии к одному из видов гарантий социальной защиты.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия - Алания от 5 мая 2010 года N 22-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания" было принято Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 20 августа 2010 года N 241 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Северная Осетия-Алания", утверждающее Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республики Северная Осетия - Алания, и Положение о Межведомственной комиссии по определению размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республики Северная Осетия - Алания, при Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания и ее составе.
Данные нормативно-правовые акты разработаны на основании Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", и по аналогии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года N 6-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания" и Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 23 апреля 2010 года N 133.
При этом ежемесячные доплаты к государственным пенсиям государственным гражданским служащим Республики Северная Осетия-Алания назначаются с 1 января 1999 года, т.е. с момента вступления в силу Закона Республики Северная Осетия-Алания от 6 апреля 1999 года N8-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и государственные должности государственной службы Республики Северная Осетия-Алания", которым изначально был установлен такой вид социальных гарантий государственным служащим как ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 года N 6-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания" размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже двукратной суммы фиксированного базового размера страховой пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, установленный до вступления в силу настоящего Закона, пересчитывается в соответствии с настоящим Законом (статья 11).
В соответствии с ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является пенсионером и до выхода на пенсию замещала должность государственной гражданской службы РСО-Алания – ведущего специалиста-эксперта в Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания.
Согласно справке Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания № 8-176 от 18 февраля 2019 года истец ежемесячно получает в отделе финансового обеспечения расходов социальной поддержки Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания доплату к государственной пенсии согласно Постановлению Правительства Республики Северная Осетия – Алания № 133 от 23 апреля 2010 года в сумме <данные изъяты>. Сумма выплат с января 2012 года по январь 2019 года составила <данные изъяты>. Доплата к государственной пенсии выплачивается пожизненно.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания №.36.1 от ДД.ММ.ГГГГ, последняя индексация минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии Министерством была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ и выплачивалась Катуниной ФИО1 в размере <данные изъяты>. Недополученный Катуниной ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии составляет <данные изъяты>. После внесения изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Министерство осуществит перерасчет минимального размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с изменением (увеличением) фиксированного базового размера к страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ за 2012-2018 г.г. и выплатит ей недополученную сумму доплаты к пенсии в полном объеме.
Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 11 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ N 6-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Республики Северная Осетия-Алания и должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания" предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию настоящего Закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
При таких обстоятельствах, исковые требования Катуниной ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в пользу Катуниной ФИО1 задолженность по доплате к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Обязать Министерство труда и социального развития Республика Северная Осетия-Алания ежемесячно выплачивать Катуниной ФИО1 минимальный размер ежемесячной доплаты к пенсии, установленный с января 2019 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Цаголов З.М.