Дело № 2-296/2019 (33-3647/2019) судья в первой
Категория 132г инстанции Анашкина И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2019 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.
судей Ваулиной А.В., Радовиля В.Л.,
при секретаре Выскребенцевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 мая 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Блонской Любови Григорьевне (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, товарищество собственников недвижимости «Жилищно-строительное товарищество «Зевс», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя) о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Блонской Л.Г., в котором просил признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок, выданный Блонской Л.Г., признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, истребовать в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
В обоснование своих требований указал, что земельный участок относится к землям лесного фонда, перешёл в собственность ответчика, члена ТСН «ЖСТ«Зевс», с нарушением закона. Решение об изъятии участка из земель лесного фонда не принималось, земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 мая 2019 года в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
С таким решением суда Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не согласен и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме по доводам, аналогичным содержанию искового заявления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Инкерманского городского Совета от 18 апреля 2008 года № 22/391 дано согласие ОК ЖСКИЗ «Зевс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 25,7 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Инкерманского городского Совета от 24 июня 2009 года № 35/704 в редакции решения Инкерманского городского Совета от 17 июля 2009 года № 36/740 восстановлен срок действия решения Инкерманского городского Совета от 18 апреля 2008 года № 22/391; утверждён ОК ЖСКИЗ «Зевс» проект землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
Этими же решениями гражданам – членам ОК ЖСКИЗ «Зевс» переданы в собственность земельные участки площадью по 0,1 га для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в соответствии с приложением № 1, расположенных по адресу: <адрес>, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки. В числе прочих Блонской Л.Г. (под номером 45) как члену ОК ЖСКИЗ «Зевс» передан в собственность земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>.
В подтверждении чего, 14 мая 2010 года ответчику выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №, зарегистрированный в Книге записей государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли 13 мая 2010 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №, определён вид целевого назначения – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В Российской Федерации земельный участок поставлен на кадастровый учёт как актуальный, ранее учтённый, присвоен кадастровый №.
По данным ЕГРН и информации Севприроднадзора от 24 сентября 2018 года № 2186/СПН земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, вид разрешённого использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, квартал 10, выделы 23, 30-33, 35, 36, 41, 44, квартал 16 выделы 1-6, 12-18, 23-24, 37-39, 41-69, квартал 17 выдел 26, квартал 23, квартал 24 выделы 1, 5, 6, 12, 14-23, 25, 26, квартал 25 выдел 18, квартал 30, квартал 31, квартал 32 выдела 1, 3, 10-19, 21-25, 27, 28, квартал 38, квартал 39, квартал 44 выделы 1-14, 16, 17, квартал 45 выдел 1-7, 13, 14, квартал 46 выделы 1-14, 16-19, 40, 41, квартал 51 выделы 1-13,16-20, 25, 26, квартал 52 выделы 1-4, 7-10, 12-15, 24, 25, квартал 59 выделы 3-38 Мекензиевского участкового лесничества, площадью 14 708 265 +/-1 342 кв.м. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт 06 октября 2016 года на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 11 июля 2016 года № 2171-РДЗ с отнесением к категории «земли населённых пунктов» с видом разрешённого использования «отдых (рекреация)» (код 5.0); «использование лесов» (код 10.0). Сведений о регистрации права собственности на него за городом Севастополем не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, суд первой инстанции исходил из недоказанности незаконного приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок, а также того, что он на момент его передачи в собственность не являлся земельным участком лесного фонда, следовательно, мог быть передан в собственность Блонской Л.Г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах законодательства и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день принятия Решения Инкерманским городским Советом, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка, являлись предметом судебного разбирательства и обоснованно были отклонены ввиду следующего.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, включающие, в том числе, земли лесного фонда.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В силу положений части 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Частью 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины установлено, что порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом.
В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Исходя из положений статьи 63 Лесного кодекса Украины, основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, осуществления комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет, составной частью охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд.
Учитывая изложенное, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В силу положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
На основании изложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 года № 610-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Абзацем 3 указанного распоряжения Кабинета Министров Украины отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины Кабинет министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для не лесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности. То есть фактически Кабинет министров Украины выступает от лица собственника в отношении лесных участков площадью более 1 гектара.
На основании материалов предварительного согласования местоположения и целевого назначения земельного участка для индивидуальной жилой застройки ОК ЖСТИЗ «Зевс» судом установлено, что первоначально проект землеустройства по отводу земельного участка был разработан на отвод участков общей площадью 25,7 га. Однако при согласовании проекта отвода установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Мекензиевского лесничества. В частности, в заключении Главного управления охраны окружающей природной среды в городе Севастополе от 31 марта 2008 года № 1575/11-06 и в заключении Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе от 03 апреля 2008 года указано, что в соответствии с градостроительной документацией земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки и зоне лесов и других лесопарковых территорий.
После чего была произведена корректировка проекта землеустройства, учтены все замечания, площадь испрашиваемого участка уменьшена до 15,2089 га.
Исправленный проект в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статей 50, 62 Закона Украины «О землеустройстве», пунктом 10 Порядка разработки проектов относительно отведения земельных участков, утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от 26 мая 2004 года № 677, а также статьями 1-6, 24-26, 31-33 и статьёй 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» прошёл все необходимые согласования, получил положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
В заключении государственной экспертизы землеустроительной документации от 18 июня 2009 года № 3239/09 указано, что наложение на земли Мекензиевского лесничества устранено, земельный участок, который в соответствии с Генеральным планом города предназначен для размещения парка (лесопарковой зоны), исключен из границ испрашиваемого участка. Это заключение согласно части 4 статьи 35 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» послужило основанием для принятия Инкерманским городским Советом 24 июня 2009 года решения № 35/704 об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 15,2089 га для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, и для предоставления спорного земельного участка ответчику.
Кроме того, суд первой инстанции учёл, что по сообщению Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 27 марта 2019 года спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной.
При таких обстоятельствах, приведённые выше доводы жалобы о вхождении спорного земельного участка в земли леса на момент его предоставления в собственность ответчика, основанные на несогласии с постановленным решением и иной оценке представленных доказательств, отклоняются.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданам земельного участка.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как верно отметил суд первой инстанции, право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло на основании акта органа местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка и впоследствии данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности ответчика на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала. Со стороны государственных органов Украины каких-либо действий, направленных на возвращение в собственность государства или города Севастополя спорного земельного участка, с 2009 года предпринято не было. Целесообразность возврата земельного участка в собственность г. Севастополя истцом не обоснована.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов о незаконности приведённых выше выводов суда первой инстанции, а равно указаний на соблюдение срока исковой давности, то правовых оснований отмены или изменения постановленного решения суда не имеется.
В связи с чем, апелляционная жалоба Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: А.В. Ваулина
В.Л. Радовиль