Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1490/2017 ~ М-1314/2017 от 07.08.2017

Дело № 2–1490/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 7 ноября 2017 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием истца Романова В.В.,

представителя ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» Исупова Р.И., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Валерия Валентиновича к военному комиссару (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) Миронову Вячеславу Антоновичу, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» об оспаривании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Романов В.В. обратился в суд с иском к военному комиссару (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) Миронову Вячеславу Антоновичу, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.

Исковое заявление мотивировано тем, что с 01.08.1995 г. по 21.04.1999 г. Романов В.В. в звании старшего лейтенанта проходил военную службу в войсковой части <***> села Ильинское.

В указанный период службы, с 07.12.1996 г. по 07.03.1997 г., с 05.12.1997 г. по 05.03.1998 г. истец находился в служебной командировке в <***> в составе Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в <***> (ОК КМС) на <данные изъяты>» войсковой части <данные изъяты>, выполнял задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.

16.12.2016 г. истец повторно обратился в Военный комиссариат г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики с заявлением по рассмотрению обращения для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, приложив все необходимые документы согласно Приказу Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Заключением, утвержденным 08.02.2017 г. председателем комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий генерал-майором А. Яренко, Романову В.В. было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий «по имеющимся обстоятельствам».

Согласно пункту 10 заключения, причиной отказа в выдаче удостоверения указано: «рекомендовано представить выписки из приказов командира №***, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <***>, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал».

С принятым заключением истец не согласен, т.к. нарушаются его законные права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Отказ в выдаче удостоверения противоречит Федеральному закону «О ветеранах».

Согласно военному билету ГД № 0829991, выданному 19.12.2006 г., и послужному списку Романов В.В. с 01.08.1995 г. по 21.04.1999 г. служил в рядах Вооруженных сил РФ. 21.04.1999 г. – уволен в запас на основании приказа МО РФ № 094 от 27.01.1999 г.

В период службы, на основании приказа командира войсковой части №*** от 06.12.1996 г. № 236 Романов В.В. был направлен в командировку в <***> для обеспечения связи штабу КМС с правом выдачи сухого пайка, тем самым был исключен с котлового обслуживания. Согласно выпискам из приказов командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 80 (по строевой части узлов связи) от 09.12.1996 г. в <***>, Романов В.В. прибыл в составе КМС по замене, зачислен в список личного состава, назначен на должность начальника радиостанции Р-161, приступил к исполнению своих служебных обязанностей с 07.12.1996 г. и был освобожден от занимаемой должности в связи с откомандированием к прежнему месту службы с 07.03.1997 г. (выписка из приказа № 5 от 05.03.1997 г.).

Согласно выпискам из приказов командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 29 (по строевой части) от 10.12.1996 г. <***>, Романов В.В. прибыл в состав КМС по замене, зачислен в список личного состава, назначен на должность <данные изъяты>, приступил к исполнению своих служебных обязанностей с 05.12.1997 г. и был освобожден от занимаемой должности в связи с откомандированием к прежнему месту службы с 05.03.1998 г. (выписка из приказа № 15 от 02.03.1998 г.). На основании приказа командира войсковой части №*** от 05.03.1998 г. № 42 (по строевой части) Романов В.В. прибыл из командировки из Республики Таджикистан и зачислен на котловое довольствие.

Согласно справке Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 29.10.2012 г., в перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <***> Командование Коллективных Миротворческих Сил в <***> значится с 27.07.1993 г. по 21.09.2000 г.

Кроме того, следует учитывать, что Коллективные Миротворческие Силы в <***> были сформированы в период с 1993 года по 2000 год. Их задачами были поддержание безопасности и стабильной обстановки в стране, обеспечение благоприятных условий для поступательного развития межтаджикского диалога и реализации мирных договоренностей, обеспечение неприкосновенности таджикско-афганской границы от посягательств извне, создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания, обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права, содействие выполнению Протоколов о прекращении огня и по военным проблемам, являющихся составной частью Общего соглашения от 27.06.1997 г., наблюдение за разоружением и расформированием отрядов Объединенной таджикской оппозиции, их сосредоточением в пунктах сбора; наблюдение и содействие поддержанию безопасной обстановки в районах сбора формирований Объединенной таджикской оппозиции и складов сданного вооружения, военной техники и боеприпасов; сопровождение личного состава, оружия и боеприпасов формирований Объединенной таджикской оппозиции в назначенные пункты сбора; содействие в ликвидации заграждений и минных полей; содействие обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права; содействие обеспечению безопасности персонала Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, ОБСЕ и других международных организаций в случае их обращения и по согласованию с Комиссией по национальному примирению.

Поскольку истец был командирован на <данные изъяты>» в войсковую часть п/п №*** находящуюся в составе Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в <***> (ОК КМС), и в приказе от 06.12.1996 г. № 236 была прописана выполняемая Романовым В.В. задача «для обеспечения связи штабу КМС», то в его обязанности входило выполнение таких задач как:

- обеспечение связи между Генеральным Штабом ВС РФ, штабом ОК КМС, пограничными заставами таджикско-афганской границы,

- охрана и оборона узла связи «КОРДОН» и штаба ОК КМС,

- обеспечение связи для взаимодействия Коллективных Миротворческих Сил в <***> с 201 мотострелковой дивизией,

- обеспечение связи КМС при локализации военных конфликтов между Объединенной таджикской оппозицией,

- организация связи взаимодействия всех воинских подразделений РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан с Генеральным Штабом Вооруженных сил Российской Федерации,

- организация и обеспечение связью в составе групп специального назначения с председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным при осуществлении освобождения заложников ООН в феврале 1997 года,

- ремонт спецтехники связи, находящейся на пограничных заставах таджикско-афганской границы,

- осуществление боевого дежурства на узле связи «КОРДОН», выполняющего задачи по поддержанию всех организованных каналов связи в работоспособном состоянии.

Для выполнения вышеуказанных задач Романов В.В. был обеспечен табельным оружием.

Следовательно, запись в приказе «для обеспечения связи штабу КМС» является доказательством привлечения истца к непосредственному участию для выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.

В справках Объединенного Командования Коллективными миротворческими силами в <***> № 412 от 06.03.1997 г., № 107 от 02.03.1998 г. также указано о выполнении истцом задач в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта). Аналогичные сведения содержатся в пункте 13 Послужного списка «Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР. Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях».

Следует учитывать, что в период нахождения в служебной командировке на территории Республики Таджикистан и после неё, Романову В.В. были предоставлены социально-правовые гарантии. Так, согласно справке Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г., в приказах Командующего Коллективными Миротворческими Силами в <***> «О выплате полевых денег военнослужащим узлов связи в соответствии с директивой ГУ ВБ и Ф» от 17.06.1995 г. № 27/1/249 значится: Романов В.В.

В соответствии с разделом 13 Послужного списка, Романов В.В. имеет право при зачете в выслугу лет при начислении пенсии одного месяца за три месяца военной службы в условиях чрезвычайного положения за период с 05.12.1997 г. по 05.03.1998 г. и с 07.12.1996 г. по 07.03.1997 г.

Согласно справке Объединенного командования Коллективных миротворческих сил в <***> от 02.03.1998 г. № 108 истцу предоставлялось право на дополнительный отпуск.

Право на все вышеуказанные льготы также подтверждается наличием свидетельства о праве на льготы серии А 197501 от 05.03.1997 г.

Включение службы на территории Республики Таджикистан в выслугу лет и трудовой стаж как один месяц военной службы за три месяца является фактом, подтверждающим выполнение военнослужащим Романовым В.В. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте согласно статье 2 Закона РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

Из смысла Федерального закона «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996 г. следует, что боевые действия – это действия по отражению агрессии независимо от объявления войны.

Понятие «боевые действия» определяется как «выполнение поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сил, министерства обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также подразделениями органов внутренних дел, выполняющими задачи в районе боевых действий».

В соответствии с действующим в тот период законодательством, нормами международного права, соблюдение которых было обязательным по статусу ВС РФ в Таджикистане, работниками кадровых подразделений составлялись все служебные документы и производились записи в приказы по части, в военные билеты и в послужные списки личных дел, включая раздел «Участие в боевых действиях», в которых делалась запись «находился в составе Коллективных миротворческих сил в <***>, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, имеет право на исчисление выслуги лет один месяц за три месяца».

В связи с изложенным, в личных делах, военных билетах и выданных справках делалась запись «о выполнении служебно-боевых задач, о выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, задач в зоне чрезвычайного положения», а не «участие в боевых действиях».

Кроме того, Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 351-ФЗ законодатель юридически закрепил, что понятие «выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в сентябре-ноября 1992 г., с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.» является ни чем иным, как участие граждан Российской Федерации в «Боевых действиях в <***>».

На воинском учете в ОВК г. Можги Романов В.В. находится с 07.06.1999 г.

Истец неоднократно обращался с заявлениями от 12.02.2012 г., от 10.03.2016 г., от 16.12.2016 г. в военный комиссариат г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики о получении удостоверения ветерана боевых действий.

В процессе подачи заявления от 12.02.2012 г. сотрудниками ОВК г. Можги истцу были выданы копии документов, находящиеся в его личном деле, а также производились запросы в ЦАМО, в/ч 83320, после чего помощь в подготовке и сборе подтверждающих документов не осуществлялась.

В процессе подачи второго заявления от 10.03.2016 г. истцом был предоставлен пакет документов в большем объеме, однако сотрудниками ОВК были отобраны только те документы, которые, по их мнению, были необходимы для получения удостоверения. 28.03.2016 г. Романову В.В. было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В процессе подачи третьего заявления от 16.12.2016 г. истец был вынужден настоять на приеме всех имеющихся у него документов, подтверждающих выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <***> в периоды с 06.12.1996 г. по 05.03.1997 г. и с 05.12.1997 г. по 05.03.1998 г. Однако 08.02.2017 г. истцу вновь было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

После получения третьего отказа и консультаций со своими сослуживцами, истец выяснил, что в ОВК г. Можги должны храниться два личных дела на офицера запаса.

После письменного обращения в ОВК г. Можги от 20.06.2017 г. с просьбой выдачи второго экземпляра личного дела, выяснилось, что во втором личном деле хранятся все приказы командующего КМС в <***>, подтверждающие выполнение Романовым В.В. задач на должности <данные изъяты>

Поскольку согласно подпункту 2 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. № 1609, военный комиссар несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом, следовательно, военный комиссар г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УР Миронов В.В. несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение задачи по сбору всех документов, необходимых истцу для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Вышеуказанные бездействия должностного лица Миронова В.А. в неоказании надлежащей подготовки всех необходимых и достаточных документов привели к возникновению материальной утраты в виде неполученных ежемесячных выплат и денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, которые истец мог бы получить при наличии удостоверения ветерана боевых действий.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий устанавливается ежемесячная денежная выплата, которая с 01.02.2016 г. составляла 2638,27 руб., а с 01.02.2017 г. – 2780,74 руб.

Размер ежемесячной денежной выплаты, считая со следующего месяца от даты выдачи заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, с апреля 2016 г. по июль 2017 г. составляет 40283,90 руб. С апреля 2016 г. по январь 2017 г. – 26382,70 руб., с февраля 2017 г. по июль 2017 г. – 13901,20 руб.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий устанавливается компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50%: платы за содержание жилого помещения. Размер такой компенсации с апреля 2016 г. по июль 2017 г. составляет 8545,60 руб. (1068,20*16 мес.).

Неоднократный отказ комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, а также непредоставление необходимых и достаточных документов в полном объеме военным комиссаром г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УР, недобросовестное и некачественное оформление Министерством обороны РФ документов по направлению военнослужащих в зоны вооруженного конфликта с фактом отражения в приказах, справках, личных делах и других документах неполных сведений, отражающих цели и задачи направления в командировку военнослужащих, а также наличие ошибок в персональных данных, причинило истцу нравственные страдания, заключающиеся в несправедливом отношении со стороны Министерства обороны РФ, унижающего честь и достоинство офицера, добросовестно выполнявшего задачи в зоне вооруженного конфликта в <***>, защищавшего безопасность Российской Федерации и содружественного государства.

Вышеуказанные действия также причинили истцу нравственные и физические страдания, заключающиеся в <данные изъяты>. С 13.06.2017 г. по 27.06.2017 г. истец находился на лечении в БУЗ УР «ГКБ № 8 МЗ УР».

На основании Федерального закона «О ветеранах», Постановления Правительства РФ № 763 от 19.12.2003 г. «Об удостоверении ветерана боевых действий», Приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» истец просит:

- признать незаконным заключение комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий,

- признать Романова В.В. ветераном боевых действий в связи с участием в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с 07.12.1996 г. по 07.03.1997 г. и с 07.03.1997 г. по 05.12.1997 г.

- обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование центрального военного округа» выдать Романову В.В. удостоверение ветерана боевых действий,

- взыскать с военного комиссара (г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УР) Миронова В.А., ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», ФКУ «Объединенное стратегическое командование центрального военного округа» солидарно в пользу Романова В.В. денежные средства в размере 48829,50 руб. в качестве возмещения материальной утраты,

- взыскать с военного комиссара (г. Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УР) Миронова В.А., ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», ФКУ «Объединенное стратегическое командование центрального военного округа» солидарно в пользу Романова В.В. в качестве компенсации морального вреда 100000 руб.

В судебном заседании истец Романов В.В. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснил, что его сослуживцы, имеющие аналогичные документы о выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, получили удостоверения ветерана боевых действий.

Представитель ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» Исупов Р.И. с иском не согласился, суду пояснил, что для признания истца ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» необходимо установить факт его нахождения в <***> с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г., а также факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на соответствующей территории. Фактическое участие в боевых действиях определяется только на основании приказов с указанием даты или периодов, когда военнослужащий принимал участие в боевых операциях. В архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ указано, что в приказах Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в <***> (в/ч пп №***) по строевой части и по общим вопросам за 1993-2000 годы сведений о непосредственном участии в боевых действиях личного состава части, в том числе и Романова В.В., не имеется. Из справок Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил от 02.03.1998 г. № 107, 108, от 05.03.1998 г. № 136 следует, что Романов В.В. с 05.12.1997 г. по 05.03.1998 г. находился в составе коллективных миротворческих сил в <***>, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. По смыслу данных справок, сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях не усматривается. Отсутствуют такие сведения и в выписках из приказов Командующего коллективными миротворческими силами в <***> (№ 80 от 09.12.1996 г., № 5 от 05.03.1997 г., № 29 от 10.12.1997 г., № 15 от 02.03.1998 г.).

Правовых оснований у истца требовать признания его ветераном боевых действий в судебном порядке не имеется. Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 утвержден порядок выдачи удостоверений ветеранам боевых действий. Данным правовым актом определен коллегиальный орган, уполномоченный принимать решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий. Судебные органы к таким органам не относятся, а ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» не наделено полномочиями по принятию решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений участника боевых действий.

В отношении Романова В.В. комиссией Центрального военного округа решение о признании его участником боевых действий не принималось, соответствующего статуса он не имеет. Следовательно, он не имеет право на получение социальных выплат и льгот. Кроме того, за начисление социальных льгот ответчики не отвечают, поэтому истец не имеет права требовать от неуполномоченных лиц солидарного взыскания материального ущерба.

Для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда основания отсутствуют, т.к. истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи в причинении нравственных и психологических страданий в результате неоднократного отказа комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Также не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий (бездействий) и наличия вины конкретного государственного органа или должностного лица.

ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», военный комиссар (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов УР), ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа» не являются надлежащими ответчиками, поскольку решение об установлении факта участия истца в боевых действиях не принимают. В силу приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 существует комиссия Центрального военного округа, уполномоченная принимать решение о признании гражданина участником боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения. Следовательно, данная комиссия должна выступать ответчиком по делу.

Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа».

В письменном возражении на исковое заявление представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа» Грушичев В.В. с иском не согласился, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», приказом Министра обороны РФ № 2288 от 11.08.2012 г. «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а также гражданам, пребывающим в запасе и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах субъектов РФ военного округа, приказом командующего войсками Центрального военного округа от 13.07.2016 г. № 350 «О создании комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий» создана комиссия центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

В соответствии с заключением комиссии Центрального военного округа истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, т.к. факт его непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден. Приказов о непосредственном участии Романова В.В. в боевых действиях на территории Республики Таджикистан, выполнение им задач в условиях вооруженного конфликта на данной территории в указанное им время, не имеется. Таким образом, выданный Романову В.В. отказ в признании его ветераном боевых действий и выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий является законным и обоснованным.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

С 01.08.1991 г. по 21.04.1999 г. Романов Валерий Валентинович проходил военную службу (военный билет ГД №*** от дд.мм.гггг).

С 05.12.1997 г. по 05.03.1998 г. и с 07.12.1996 г. по 07.03.1997 г. истец находился в служебной командировке в составе Коллективных миротворческих сил в <***>, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.

дд.мм.гггг и дд.мм.гггг заключениями комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Романову В.В. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Не согласившись с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением № 1 к Федеральному закону «О ветеранах» утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее по тексту Перечень).

В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 г. № 307-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе боевые действия в <***> с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 351-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах», вступившим в силу с 01.01.2016 г., в раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах» внесены изменения и вышеуказанная позиция изложена в следующей редакции:

«Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года».

Таким образом, Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 351-ФЗ был расширен круг лиц, имеющих право на получение статуса ветерана боевых действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.11.2011 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», для наделения статусом ветерана боевых действий на территории РФ необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

С учетом вышеуказанных положений пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» и раздела III Перечня, под участием в боевых действиях на территории Республики Таджикистан в период времени сентябрь - ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года следует понимать выполнение военнослужащим задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Министром обороны Российской Федерации приказом от 11 августа 2012 г. № 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее по тексту Порядок № 2288), действовавший на момент принятия оспариваемых решений.

Согласно пункту 8 Порядка № 2288 для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения в соответствующую комиссию.

Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.

Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.

Пунктом 9 Порядка № 2288 установлено, что для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, к обращению прикладываются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.

Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается:

для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).

Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны:

проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;

в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

Из содержания пункта 9 Порядка № 2288 следует, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и архивные справки, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.

13.02.2012 г. истец обратился с заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) Миронова В.А. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

На основании данного заявления начальником отдела военного комиссариата (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) направлен запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ от 10.02.2012 г. и 24.09.2012 г.

04.12.2012 г. в отдел военного комиссариата поступила справка Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г., из которой следовало о наличии приказов о выплате полевых денег Романову В.В. в период с 07.12.1996 г. по 07.03.1997 г.

Заключение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по заявлению истца от 13.02.2012 г. суду не представлено.

28.03.2016 г. при предоставлении истцом копии военного билета ГД №***, копии послужного списка, копии справки Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г., заключением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Романову В.В. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

16.12.2016 г. истец повторно обратился с заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) Миронова В.А. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представив копию военного билета ГД №***, копию послужного списка, копию справки Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г., копию справки ОК КМС в <***> № 108 от 02.03.1998 г., копию выписки из приказа командира в/ч №*** от 05.03.1998 г. № 42, от 06.12.1996 г. № 236 и др.

08.02.2017 г. заключением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Романову В.В. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и рекомендовано «представить выписки из приказов командира в/ч 83320, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <***>, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал».

Согласно пункту 11 Порядка № 2288, по итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения по рекомендуемому образцу (приложение № 2 к настоящему Порядку). Заключение подписывается заместителем председателя центральной комиссии (комиссии), членами секретариата центральной комиссии (комиссии) и утверждается председателем центральной комиссии (комиссии).

При принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения центральная комиссия (комиссия) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 1996 г., регистрационный № 1023) (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 июня 2001 г. № 274 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2001 г., регистрационный № 2857) и от 5 августа 2009 г. № 830 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации по вопросам предоставления дополнительных гарантий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 октября 2009 г., регистрационный № 15051).

В силу пунктов 3, 5, 6 Приложения № 2 к Приказу Минобороны РФ от 04.01.1996 г. № 9 (в редакции от 04.01.1996 г.), военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.

Военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 настоящего Приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно.

В справке Центрального архива МО РФ от 29.10.2012 г. содержатся сведения о том, что в приказах Командующего Коллективными Миротворческими Силами в <***> «О выплате полевых денег военнослужащим узлов связи в соответствии с директивой ГУ ВБ и Ф от 17.06.1995 г. № 27/1/249 значится: л-т Романов В.В.:

- приказ № 8 от 14.01.1997 г. с 07 по 31 декабря 1996 г. – 550000 руб.,

- приказ № 34 от 19.02.1997 г. с 01 по 31 января 1997 г. – 682000 руб.,

- приказ № 57 от 11.03.1997 г. с 01 по 28 февраля 1997 г. – 616000 руб.,

- приказ № 56 от 11.02.1997 г. с 01 по 07 марта 1997 г. – 154000 руб.

Право на дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней в связи с выполнением специальных задач в зоне вооруженного конфликта подтверждено справкой начальника штаба Объединенного командования Коллективных миротворческих сил в <***> № 108 от 02.03.1998 г.

Таким образом, из исследованных доказательств следует, что истец направлялся в состав воинского контингента миротворческих сил в <***> в служебную командировку для выполнения задач при вооруженном конфликте, а не для временного прохождения военной службы.

Согласно статье 1 Соглашения о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению (заключено в г. Москве 24.09.1993 г.) термин «Коллективные миротворческие силы» (КМС) означает: воинские формирования Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и других государств - участников Содружества Независимых Государств с их вооружением, боеприпасами, военной техникой и имуществом, выделенные государствами - участниками для выполнения задач по стабилизации обстановки и поддержания мира и находящиеся под Объединенным командованием (ОК КМС).

Коллективные миротворческие силы были сформированы по Решению Совета глав государств СНГ «О формировании Коллективных миротворческих сил и начале их функционирования» (принято в г. Москве 24.09.1993 г.).

В решении Совета глав государств СНГ «О сроке пребывания, составе и задачах Коллективных миротворческих сил в <***>» (принято в г. Москве 15.04.1994 г.) было закреплено, что коллективные миротворческие силы будут выполнять следующие задачи:

а) содействовать нормализации обстановки на таджикско-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в <***> и создания условий для прогресса диалога между всеми заинтересованными сторонами о путях политического разрешения конфликта;

б) содействовать доставке, охране и распределению чрезвычайной и иной гуманитарной помощи, созданию условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания и охранять необходимую для вышеуказанных целей инфраструктуру и другие жизненно важные объекты.

По Решению Совета глав государств СНГ (принято в г. Москве 08.10.1997 г.) с 1 июля по 31 декабря 1997 года срок пребывания Коллективных миротворческих сил в <***> продлевался. При этом на Коллективные миротворческие силы в <***> было возложено выполнение дополнительных задач:

содействие во взаимодействии с Комиссией по национальному примирению поддержанию безопасности и стабильной обстановки в стране, реализации межтаджикских мирных договоренностей;

содействие выполнению Протоколов о прекращении огня и по военным проблемам, являющихся составной частью Общего соглашения от 27 июня 1997 года;

наблюдение за разоружением и расформированием отрядов Объединенной таджикской оппозиции, их сосредоточением в пунктах сбора;

наблюдение и содействие поддержанию безопасной обстановки в районах сбора формирований Объединенной таджикской оппозиции и складов сданного вооружения, военной техники и боеприпасов;

сопровождение личного состава, оружия и боеприпасов формирований Объединенной таджикской оппозиции в назначенные пункты сбора;

содействие в ликвидации заграждений и минных полей;

содействие обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права;

содействие обеспечению безопасности персонала Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, ОБСЕ и других международных организаций в случае их обращения и по согласованию с Комиссией по национальному примирению.

Учитывая важную стабилизирующую роль Коллективных миротворческих сил в <***>, которые содействовали обеспечению безопасности и мирной жизни населения, поддержанию стабильности в регионе, нормализации ситуации на таджикско-афганском участке границы по Решению Совета глав государств СНГ срок пребывания Коллективных миротворческих сил в <***> неоднократно продлевался, в том числе с 1 января по 30 июня 1997 года и с 1 января по 30 июня 1998 года.

При этом военнослужащие направлялись на территорию Республики Таджикистан на основании Указа Президента РФ от 27.07.1993 г. № 1144 «О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации».

Решением Совета глав государств СНГ «О Коллективных миротворческих силах в <***>» (принято в г. Москве 21.06.2000 г.) прекращено функционирование Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, которые были сформированы в соответствии с Решением глав государств - участников Содружества о формировании Коллективных миротворческих сил и начале их функционирования от 24 сентября 1993 года.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 (в редакции, действовавшей на момент прохождения истцом военной службы) установлено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в <***> и <***>, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Пунктом 5 вышеназванного Постановления, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, следовало определить перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <***> Объединенное Командование Коллективных Миротворческих Сил в <***> значится с 27 июля 1993 года по 21 сентября 2000 года (справка Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г.).

Согласно Закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, «постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликта». При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы (Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций).

Как следует из приказа № 236 от 06.12.1996 г. командира войсковой части №***, военнослужащего Романова В.В. полагать убывшим в командировку в Республику Таджикистан «для обеспечения связи штабу КМС».

Приказом командующего Коллективными миротворческими силами в <***> №*** от дд.мм.гггг по строевой части узлов связи, Романов В.В. был зачислен в список личного состава, назначен на должность начальника радиостанции Р-161 и считался приступившим к исполнению своих служебных обязанностей на узле <данные изъяты>» с 07.12.1996 г.

По окончании командировки приказом командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 5 от 05.03.1997 г. Романов В.В. откомандирован к прежнему месту службы с 07.03.1997 г.

Кроме этого, приказом командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 29 от 10.12.1997 г. Романов В.В. был зачислен в список личного состава, назначен на должность начальника радиостанции Р-161 А2М и считался приступившим к исполнению своих служебных обязанностей на узле связи «КОРДОН» с 05.12.1997 г.

По окончании командировки приказом командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 15 от 02.03.1998 г. Романов В.В. откомандирован к прежнему месту службы с 05.03.1998 г.

В приказах командующего Коллективными миротворческими силами в <***> № 80 от 09.12.1996 г., № 29 от 10.12.1997 г. также было указано об исчислении военнослужащему выслуги лет в льготном порядке: один месяц за три. На аналогичный порядок подсчета стажа указывают справки, выданные Романову В.В. начальником штаба ОК КМС в <***>, за период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта № 412 от 06.03.1997 г., № 107 от 02.03.1998 г.,

Такой порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии был предусмотрен исключительно военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, согласно ст. 2 Закона РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

Факт того, что выполнение конкретной задачи, поставленной перед истцом, как «обеспечение связи штабу КМС», относится к выполнению задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов, подтверждается записью в графе 13 послужного списка «Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР. Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях»; справками начальника штаба ОК КМС в <***> № 412 от 06.03.1997 г., № 107 02.03.1998 г., № 108 от 02.03.1998 г., № 136 от 05.03.1998 г., выписками из приказа командира войсковой части 83320 № 236 от 06.12.1996 г., № 42 от 05.03.1998 г., выписками из приказа командующего КМС в <***> № 80 от 09.12.1996 г., № 5 от 05.03.1997 г., № 29 от 10.12.1997 г., № 15 от 02.03.1998 г.

В рассматриваемый период задачами Коллективных миротворческих сил в <***> являлись стабилизация обстановки, поддержание мира на таджикско-афганском участке границы, поддержание стабильности в регионе, соответственно данные задачи и реализовывались через те функции, которые выполнял истец и другие военнослужащие.

Оценив исследованные доказательства в совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о непосредственном участии Романова В.В. в выполнении специальных задач в период, указанный в разделе III Перечня, в зоне вооруженного конфликта в <***>.

Поскольку выписка из приказа командира войсковой части № 83320 от 06.12.1996 г., подтверждающая выполнение задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, в 2016 году истцом в адрес комиссии Центрального военного округа не предоставлялась, то оснований для признания заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 28.03.2016 г. не имеется.

При вынесении заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 08.02.2017 г. комиссией Центрального военного округа исследовались: копия военного билета ГД №***, копия послужного списка, копия справки Центрального архива Министерства обороны РФ от 29.10.2012 г., копия справки ОК КМС в <***> № 108 от 02.03.1998 г., копия выписки из приказа командира в/ч <данные изъяты> от 05.03.1998 г. № 42, от 06.12.1996 г. № 236. Учитывая, что данные документы содержали достоверные и достаточные сведения о выполнении Романовым В.В. задач в зоне вооруженного конфликта, их оформление и предоставление прямо предусмотрено пунктом 2 Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 и пунктом 9 Порядка № 2288, то заключение от 08.02.2017 г. противоречит пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О Ветеранах», пункту 11 Порядка № 2288.

Требование комиссии о предоставлении выписок из приказов командира в/ч <данные изъяты>, подтверждающих участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <***>, является необоснованным, т.к. в выписке из приказа командира войсковой части 83320 от 06.12.1996 г. № 236 указано, для выполнения какой конкретной задачи Романов В.В. был направлен.

Факт того, что в справке № 412 от 06.03.1997 г., № 136 от 05.03.1998 г., в выписках из приказов № 80 от 09.12.1996 г., № 5 от 05.03.1997 г. отчество истца указано как «Валерьевич» или «Владимирович», не может являться основанием к отказу в иске, поскольку на ошибочность данной записи указывает его послужной список, выписки из приказов командира войсковой части <данные изъяты> от 06.12.1996 г. № 236, от 05.03.1998 г. № 42. Факт принадлежности перечисленных документов истцу не вызывает сомнения, т.к. они находились в его личном деле и согласуются с исследованными доказательствами.

Статья 3 Федерального закона «О ветеранах» определяет перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий. Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, следовательно, нарушенные права истца подлежат восстановлению путем признания незаконным заключения комиссии Центрального военного округа от 08.02.2017 г. и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий. При этом в части исковых требований о признании истца ветераном боевых действий отдельного решения суда не требуются, т.к. в силу закона он является таковым.

Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, образована в порядке исполнения Приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 и не является юридическим лицом, в связи с чем, надлежащим ответчиком, обладающим процессуальными правами, является Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», в котором и создана данная комиссия.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Положениями ст. 16 ГК РФ предусмотрено возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, которые подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

С учетом названных правовых норм, для удовлетворения требований о взыскании убытков истец должен доказать совокупность таких обстоятельств, как: размер и наличие убытков, факт противоправных действий ответчика, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненными истцу убытками. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания суммы убытков, является основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Порядок назначения ЕДВ и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг носит исключительно заявительный порядок, при котором выплаты и компенсации назначаются с даты обращения.

Истцом не представлено сведений о том, что он обращался в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, социальной защиты населения с заявлением о выплате ему ЕДВ и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, и ему было отказано на том основании, что им не предъявлено удостоверение «Ветеран боевых действий».

При таких обстоятельствах причинно-следственная связь между отказом в выдаче удостоверения и возникновением убытков в виде недополученных денежных выплат, не усматривается.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Учитывая, что истцом не подтвержден факт нарушения каких-либо его неимущественных прав, причинно-следственная связь между имеющимися у него заболеваниями и бездействием ответчика отсутствует, законодательством о ветеранах не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Романова Валерия Валентиновича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» об оспаривании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 08.02.2017 г., которым Романову Валерию Валентиновичу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выдать Романову Валерию Валентиновичу удостоверение ветерана боевых действий.

Исковые требования Романова Валерия Валентиновича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», военному комиссару (города Можга, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов Удмуртской Республики) Миронову Вячеславу Антоновичу, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о взыскании денежных средств в размере 48829,50 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 руб. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2017 г.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.

2-1490/2017 ~ М-1314/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романов Валерий Валентинович
Ответчики
ФКУ Объединенное стратегическое командование центральное военного округа
Военный комиссариат г. Можги
ФКУ "Военный комиссариат УР"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кожевникова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
07.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2017Передача материалов судье
08.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.09.2017Предварительное судебное заседание
06.10.2017Судебное заседание
07.11.2017Судебное заседание
13.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018Дело оформлено
06.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее