Дело № 2а – 1394 / 2020 г. УИД: 28RS0017-01-2020-001909-13
М – 1295 / 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2020 г. город Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Свободного к
Управлению Федеральной службы приставов по Амурской области,
Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области,
судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области Новрузовой Анне Геннадьевне
об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере -- исполнительному производству от -- ---ИП (взыскатель Геращенко А.Д.),
установил:
-- Администрация города Свободного обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с указанным административным иском.
В исковом заявлении в обоснование заявленных требований истец указал, что судебным приставом исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району Новрузовой А.Г. -- возбуждено исполнительное производство ---ИП, на основании исполнительного листа, выданного Свободненским городским судом, предмет исполнения:
обязать администрацию г. Свободный Амурской области предоставить Геращенко Артему Дмитриевичу, -- рожения, в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, применительно к условиям г. Свободного, по договору специализированного найма жилого помещения.
-- в рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Новрузова А.Г. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения, и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения - не предоставлено.
Считает, что у администрации имеются основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина истца в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанного исполнительного документа.
Администрация г. Свободного регулярно подает информацию в Министерство финансов Амурской области, Министерство социальной защиты Амурской области, губернатору Амурской области о сложившейся непростой ситуации в деле обеспечения жильем детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения с указанием на потребность в денежных средствах (письма от -- --, от -- --, от -- --).
Из письменного ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от -- следует, что Администрации г. Свободный выделено из средств областного бюджета -- рублей, из федерального бюджета --. рублей, а так же, что не имеется возможности увеличить объем средств на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот для г. Свободного.
Администрация города Свободного, в -- обращалась в Свободненский городской Совет народных депутатов для решения вопроса о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального образования «город Свободный» денежные средства на проведение мероприятий по исполнению судебных решений и возбужденных исполнительных производств, однако -- на заседании городского совета народных депутатов проект решения «О проведении мероприятий по исполнению судебных решений» не был принят в целом.
Управлением по использованию муниципального имущества и землепользования администрации города Свободного -- получено соглашения -- между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, размер субвенции по настоящему Соглашению составляет --
В связи с принятием Закона Амурской области от -- -- «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на -- и плановый период --» в части увеличения объемов субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, Управлением по использованию муниципального имущества и землепользования администрации города Свободного -- получено Дополнительное соглашение --к соглашению от -- -- между Министерством социальной защиты населения Амурской области Администрацией города Свободного на предоставление дополнительной субвенции в сумме 2 501 400 рублей 00 копеек.
В период с -- по -- и с -- по -- в Единой информационной системе были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленной стоимости 1 кв.м. жилой площади на вторичном рынке жилья.
На основании неоднократно проведённых мониторингов и справке из ООО «Содействие» от -- г. --, о чём письменно было сообщено и в Министерство социальной защиты населения Амурской области (-- от --) и Правительство Амурской области (-- от --), приобрести жилые помещения, не требующие косметического ремонта, соответствующие всем санитарным и техническим нормам, по данной стоимости - --
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них, электронные аукционы признаны несостоявшимися.
-- администрацией города направлены письма в адрес Губернатора Амурской области, Министерства финансов Амурской области и Министерства социальной защиты населения Амурской области об оказании содействия в финансировании расходов по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-- подписанный проект Соглашения -- между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, размер субвенции по настоящему Соглашению составляет -- направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области, для утверждения. Лимиты, предусмотренные соглашением --, доведены в полном объеме.
В период с -- по -- в Единой информационной системе были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленной стоимости за 1 кв.м. жилой площади на вторичном рынке жилья.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них, электронные аукционы признаны несостоявшимися.
На сегодняшний день осуществляется подготовка к проведению конкурсных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, специализированного жилого помещения предоставляются по дате вступления решения суда в законную силу. В настоящее время не предоставлены жилые помещения вышеуказанной категории лиц по решениям Свободненского городского суда за -- г.г. Количество неисполненных решений за -- --
Кроме того, администрация города обращалась в Свободненский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В предоставлении отсрочки было отказано.
Администрацией города Свободного предпринимаются все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в настоящее время невозможно по не зависящим от администрации города причинам.
Поскольку Гражданским кодексом не предусмотрена ответственность за неисполнение решения суда по не предоставлению жилого помещения (ст.ст.15, 393 ПК РФ), взыскание исполнительского сбора не правомерно, т.к. не исполнение решений суда связано с наличием объективно непредотвратимых обстоятельств, в связи с непредставлением бюджету города Свободного необходимых субвенций.
Просит суд:
освободить должника - администрацию города Свободного от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от -- ---ИП.
Представитель административного истца - администрации г. Свободного – Моргулец П.А. - в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в её отсутствие. На иске настаивает.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области - извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, своего отношения к заявленным требованиям не высказал.
Административный ответчик Новрузова А.Г. - судебный пристав - исполнителю МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области - извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явилась, своего отношения к заявленным требованиям не высказала.
Представитель административного ответчика - МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области - извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, своего отношения к заявленным требованиям не высказал.
Заинтересованное лицо Геращенко А.Д. – в судебное заседание не явился, своего отношения к заявленным требованиям не высказал. Определение суда, направленное в его адрес, вернулось в Свободненский городской суд с отметкой работников почты «истёк срок хранения».
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Суд признал, что Геращенко А.Д. был извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие одновременно двух условий:
- указанное действие должно не соответствовать действующему законодательству;
- и этим действием должны быть нарушены права либо законные интересы заявителя.
Срок на обращение административного истца в суд за разрешением данного административного иска не пропущен.
Судом установлено, что решением Свободненского городского суда от -- удовлетворен иск Геращенко А.Д. к администрации г. Свободного об обязании предоставить ей в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, применительно к условиям г. Свободного, по договору специализированного найма жилого помещения.
На администрацию г. Свободного возложена обязанность предоставить Геращенко А.Д. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, применительно к условиям г. Свободного, по договору специализированного найма жилого помещения.
-- на основании указанного решения суда, МОСП по г. Свободному и Свободненскому району в отношении администрации г. Свободного возбуждено исполнительное производство ---ИП.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере --
В 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
-- судебным приставом-исполнителем МОСП п. г. Свободному и Свободненскому району УФСССП России по Амурской области Новрузовой А.Г. вынесено постановление о взыскании с администрации города Свободного исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Анализ положений Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, свидетельствует о том, что для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах.
Разрешая требования административного истца об освобождении от исполнительского сбора, суд приходит к следующему.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Постановление Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 (ред. от 26.07.2017) «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
В соответствии с п. 16, п. 17 Порядка Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - субвенция).
Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Таким образом, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Свободного предпринимаются все необходимые меры по исполнению решений суда, а именно направляются письма Губернатору Амурской области, Министру финансов Амурской области, Министру социальной защиты населения Амурской области с просьбой оказать содействие в дополнительном финансировании расходов для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.
Из сообщения Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г. Свободного от -- следует, что на основании соглашения от -- --, заключенного между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету г. Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в текущем году осуществлено финансирование мероприятий по приобретению жилья лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере --. В настоящее время Управлением приводится тестовая процедура закупок однокомнатных квартир для детей сирот и детей из их числа, в рамках проведения которой будет объявлено четыре аукциона на приобретение жилых помещений, подведение итогов которых запланировано на начало июля текущего года, по установленной цене одного квадратного метра в размере --, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области № -- «Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения».
Таким образом, разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничением деятельности администрации как бюджетным финансированием по обеспечению лиц из числа детей-сирот, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, в частности, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного федерального закона.
В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеют место объективные причины неисполнения администрацией города Свободного решения суда, при этом установлено отсутствие виновного противоправного бездействия должника – администрации города Свободного в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем, заявленные административным истцом требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Администрации города Свободного к
Управлению Федеральной службы приставов по Амурской области,
Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области,
судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области Новрузовой Анне Геннадьевне
об освобождении от взыскания исполнительского сбора в -- по исполнительному производству от -- ---ИП - удовлетворить.
Освободить администрацию города Свободного от уплаты исполнительского сбора в сумме -- 00 коп., установленного -- судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району Управления ФССП по Амурской области по исполнительному производству от -- ---ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 07 сентября 2020 года.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина