Дело № 2-125/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2016 года с. Суг-Аксы
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Дамчат-оол И.К.,
при секретаре Ондар А.Г.,
истицы ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МБОУ Суг-Аксынская СОШ, администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва о взыскании задолженности по заработной плате, о возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к МБОУ Суг-Аксынская СОШ, администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва о взыскании задолженности по заработной плате, о возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, ссылаясь, что ей выплачивается заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании истица ФИО1, полностью поддержав исковое заявление, пояснила, что работает в МБОУ Суг-Аксынская СОШ в качестве технички, ее ежемесячный должностной оклад составляет 2803 рубля, ежемесячно получает 5904 рублей, что не соответствует трудовому законодательству, по ее расчетам размере ежемесячной зарплаты должна составлять 11333 рублей.
Представитель ответчика администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва по доверенности ФИО3 в суде не признав вину, пояснил, что нарушения трудовых прав работника при выплате ей заработной платы ответчиком не допущено, согласно трехстороннему региональному соглашению о МРОТ с 01.01.2016 года на территории Республики Тыва для работников бюджетных учреждений установлен 6204 рублей, в которой включается размер оклада, ставка заработной платы, стимулирующие и компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическим условиями, кроме того истица пропустила срок исковой давности, поэтому просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика МБОУ Суг-Аксынская СОШ в суд не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, от него ходатайств и заявлений не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав сторон, и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Устава МБОУ Суг-АСксынская СОШ учредителем является администрация муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования осуществляет Управление образования администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный-размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первой и второй статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 3 17 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» определено, что с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет 5 554 рубля в месяц.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 14.12.2015 года) определено, что с 1 января 2016 года в сумме 6 204 рублей в месяц.
Из письма директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства ФИО2 следует, что по мнению Минтруда России, законодательство Российской Федерации, не устанавливает требования об определении МЗП в субъекте Российской Федерации, как МРОТ, увеличенного на районные коэффициенты и проценты надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Из регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва, заключенного между Правительством Республики Тыва, территориальным объединением «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединения работодателей Республики Тыва от 27.01.2016 года, следует, что установить с 01.01.2016 года на территории Республики Тыва МРОТ для работников учреждений бюджетной сферы в сумме 6204 рублей в месяц, в которой включается размер оклада, ставки заработной платы стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическим условиями.
Из расчётно-платёжных ведомостей за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года, за январь, февраля, март, апрель, май, июнь 2015 года следует, что ФИО1 имеет оклад 2803 рубля, ей установлена доплата в размере 336 рублей, её заработная плата с учётом районного коэффициента и северной надбавки составляет 5964 рублей.
Из трудовой книжки следует, что ФИО1 имеет общий трудовой стаж более 20 лет.
Судом установлено, что ФИО1 принята на работу в МБОУ Суг-Аксынская СОШ с 10.01.2013 года на должность технички школы. В нарушение трудовых прав ФИО1 заработная плата начисляется ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Ежемесячный размер заработной платы работников МБОУ Суг-Аксынская СОШ, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять с 1 января 2014 года не менее 5 554 рубля в месяц. На этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50 %, поскольку учреждение, в котором работают заявители, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и рабочее место работника совпадает с местом нахождения учреждения.
Заработная плата ФИО1 с 1 сентября 2014 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже 10 552 рублей.
Сумма задолженности по заработной плате с сентября по декабрь 2014 года составила 18 352 рубля, с января по июнь 2015 года составила 27528 рублей, исходя из следующего расчета: 10 552 рублей подлежащая ежемесячно выплате сумма, 5964 рублей фактически выплаченная сумма, ежемесячная недоплата – 4588 рублей.
Таким образом, исковые требования истицы подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к МБОУ Суг-Аксынская СОШ, администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва о взыскании задолженности по заработной плате, о возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ Суг-Аксынская СОШ в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 45880 (сорок пять тысяч восемьсот восемьдесят) рублей.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда выплачивать заработную плату ФИО1 в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, - 6 204 рубля с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых правоотношений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2016 года (02 мая 2016 года – выходной день).
Председательствующий Дамчат-оол И.К.