Адм. дело № 03а-99/19 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2019 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Гроцер Н.А.,
с участием представителя административного истца Ракчеева С.А. Стефаненко Е.Н.,
представителя административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ракчеева С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
у с т а н о в и л:
Ракчеев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее также Управление Росреестра по Новгородской области), Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания.
В обоснование заявленных требований Ракчеев С.А. указал, что является собственником (1/3 доля в праве) здания (магазин строительных материалов) с кадастровым номером <...>, площадью 616,5 кв.м, расположенного по адресу: <...> Установленная кадастровая стоимость указанного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права, поскольку возлагает на него обязанность уплачивать налог на имущество в завышенном размере, в связи с чем Ракчеев С,А. просил установить кадастровую стоимость данного объекта в размере рыночной по состоянию на дату, на которую определялась его кадастровая стоимость.
Также Ракчеевым С.А. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указано на уважительность причин пропуска данного срока.
Определением судьи от 24 октября 2019 года к участию в административном деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области, Петров А.С., Николаев В.М.
Административный истец Ракчеев С.А., представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новгородской области, представитель заинтересованного лица Администрации Боровичского муниципального района, заинтересованные лица Петров А.С., Николаев В.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Управления Росреестра по Новгородской области, Администрации Боровичского муниципального района, Николаев В.М. просили рассмотреть дело в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Ракчеева С.А. Стефаненко Е.Н. административный иск поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанский-Авдеев А.А. в судебном заседании, не оспаривая выводов о величине рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, изложенных оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 10 октября 2019 года <...>, административный иск не признал, пояснив, что уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с данным административным иском административным истцом не приведено.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) Зобенкова И.Е. в судебном заседании, не оспаривая возможность реализации административным истцом в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной, выводов о величине рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, изложенных оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 10 октября 2019 года <...>, разрешение вопроса обоснованности административного иска отнесла на усмотрение суда.
В представленном в суд в письменной форме отзыве на административный иск представитель Управления Росреестра по Новгородской области, не признавая административный иск, разрешение вопроса обоснованности административного иска отнес на усмотрение суда.
В представленном в суд заявлении представитель Администрации Боровичского муниципального района вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление Ракчеева С.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебном заседании из объяснений представителя административного истца и письменных материалов дела установлено, что Ракчееву С.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) принадлежит здание, с кадастровым номером <...>; назначение: нежилое, наименование: магазин строительных материалов, количество этажей 1-4, в том числе подземных 0-1, площадью 616, 5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, <...> <...>.
Сособственниками указанного объекта недвижимости (по 1\3 доли в праве каждый) являются Николаев В.М., Петров А.С.
Право общей долевой собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано за Ракчеевым С.А., Николаевым В.М., Петровым А.С. в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН) 22 января 2010 года.
В соответствии со статьями 399 – 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Ракчеева С.А., поскольку здание является объектом обложения налогом на имущество физических лиц, исчисляемым от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01 января 2017 года (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Кадастровый учет объектов недвижимости до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 5 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 которого было предусмотрено, что органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
В соответствии с частями 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.
Результаты определения государственной кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Новгородской области утверждены Постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года № 883 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости», опубликованным в газете « Новгородские ведомости» от 17 января 2013 года № 2 (4033).
Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении объектов капитального строительства, сформированных по состоянию на 06 июля 2012 года.
Кадастровая стоимость названного здания по состоянию на 06 июля 2012 года утверждена вышеуказанным Постановлением Администрации Новгородской области в размере 8557570 рублей 16 копеек.
Согласно статье 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 14 февраля 2013 года.
В суд с настоящим административным иском Ракчеев С.А. обратился 23 октября 2019 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Новгородской области не утверждены, оспариваемые результаты кадастровой стоимости здания являются действующими, суд считает возможным восстановить Ракчееву С.А. срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта.
Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 10 октября 2019 года № 72/2019, выполненного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», рыночная стоимость здания по состоянию на 06 июля 2012 года составляет 4278950 рублей.
Выводы оценщика в указанном отчете представителями административных ответчиков и заинтересованными лицами не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объекта оценки, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта оценки, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимости его действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы Ракчеева С.А., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше здания подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной будет являться внесение Учреждением такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН.
Поскольку Ракчеев С.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта следует считать дату его обращения в суд 23 октября 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Ракчеева С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания (магазина строительных материалов), назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 616, 5 кв.м, количество этажей 1-4, в т. ч. подземных 0-1, с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, <...> <...>, по состоянию на 06 июля 2012 года в размере рыночной, равной 4278950 рублей.
Датой подачи Ракчеевым С.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать дату обращения в суд 23 октября 2019 года.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 декабря 2019 года.
Председательствующий Л.В.Макарова